Моральные принципы

Есть в жизни моменты, когда человек остаётся на едине с самим собой, задумываясь о любых вопросах, которые только могут прийти в голову, будь то моральные проблемы, законы, политика, устройство Вселенной, либо же простые мечты, дополняющие наше бытие разными желаемыми экстраординарными событиями, что никак не смогут произойти в реальности. Эти моменты позволяют каждому открыть для себя что-то новое, возможно даже влияющее на жизненный выбор в целом. А иногда моя творческая натура, изредка рвущаяся на свободу, желает эти мысли упорядочить и записать, нарисовать и т.п., чтобы увидев их через 30 лет возрадоваться насколько же я поумнел за прошедшие годы. Вот и сейчас, сидя за компьютером, и не делая ровным счётом ничего для себя полезного, появился вопрос, требующий ответа.

Решил просмотреть в интернете страницы своих одноклассников, которых не видел уже долгое время. Оказалось, что треть из них состоят в браке, а у четверти уже есть дети. И тут мелькнула мысль, что и у меня мог бы быть ребёнок уже. Теоретически я даже не против, как говорят в народе: дети - цветы жизни. Они прекрасные и добрые, приносят окружающим радость, не говоря уже о души в них не чающих родителях. И, конечно же, растить ребёнка сложно - огромные материальные затраты, бессонные ночи, а в следствии нервы и споры с другой половинкой. Через это все проходят. Сами, или с помощью новоиспечённых бабушек и дедушек, стремящихся всячески помочь своим детям - юным родителям, всем, чем только могут, часто даже переусердствуя. Представить себя отцом с этой точки зрения несложно, пусть и понимаешь, насколько тяжело придётся. Но меня гложет другое: как воспитать юное дитя, чтобы оно смогло стать достойным человеком, понимающим в этой жизни хотя бы то же, что и я? Какие моральные принципы нужно заложить в фундамент его развития? Нужно ли просто продолжать по цепочке воспитывать следующее поколение так, как это делали мои родители, их родители и т.д., лишь немного меняя жизненные приоритеты, либо же дать ребёнку совсем другие правила, которые я считаю верными, но общество их отрицает? Следует ли крестить дитя, потому что так делают все в нашей стране; дать ему возможность самому выбирать религию, либо же воспитывать в нём свои атеистические взгляды?

Думаю, верного ответа на все эти вопросы нет ни у кого. Каждый просто волен считать по-своему, вот и я желаю определиться. Всю жизнь родители и окружающие люди навязывают нам моральные правила, говоря, как поступать нужно, а как нет, что плохо, а что хорошо. С некоторыми из них я всегда был не согласен, но никто даже обсуждать этого не желал, и я уже был почти уверен в неправильности моих сомнений. А через некоторое время где-то услышал следующие слова: «у республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего иная, чем у неимущего, у мыслящего иная, чем у того, кто не способен мыслить», которые, как оказалось принадлежат Карлу Марксу. Тут мне вспомнился такой интересный диалог, в котором заключён смысл так называемой «гогентотской морали»:

-Что такое плохо?

-Это когда мой сосед побьёт меня, угонит мой скот, похитит мою жену.

-Что такое хорошо?

-Это когда я побью моего соседа, угоню его скот, похищу его жену.

Глядя на эти пословицы я решил сам поразмыслить над основными моральными принципами, чтобы в будущем передать их следующему поколению. Расписывать всё было бы трудно и громоздко, поэтому коротко о самом важном:

В первую очередь следует заметить, что мораль в нашей стране основана на религии. Конечно, люди не следуют всем десяти заповедям, но открытое нарушение некоторых из них влечёт за собой осуждение со стороны общества (как пример - прелюбодействие), поэтому начну из христианских десяти заповедей и дополню их тем, чего не хватает.

Первым четырём в наше время не следует никто. Они не считаются уже никакими запретами, современные дети даже не знают о чём там говорится. Первая и третья имеют прямое отношение в религии, поэтому неверующие люди, понятное дело - следовать им не станут. Четвёртая заповедь вообще бессмысленна в современном мире. Во второй ничего плохого нет. Если человек желает быть похожим на кого-то, и пытается самосовершенствоваться ради этого - то это лишь плюс. А дальше уже есть о чём подумать. Пятая заповедь говорит о почтении к родителям и старшим людям в общем. Насчёт родителей всё логично - ребёнок должен понимать, что эти люди дали ему жизнь, любят его больше всех на свете и желают лишь добра. А вот со старшими людьми - проблема. С самых малых лет во мне воспитывали уважение к старшим. Но взрослея я всё больше понимал что их не за что уважать. Конечно, смотря на мир, как человек, который видел больше, чем дети, ты желаешь, чтобы к тебе проявляли уважение. Но это лишь гордыня и ничего больше. На самом же деле тот же ребёнок мог видеть куда больше этой жизни, чем ты сам. Он может быть умнее, может доказать свою точку зрения в споре, но обычно старший человек предъявляет свой козырь, говоря «я старше, ты ничего не понимаешь в этой жизни, ты неправ» и т.п. Поэтому уважение к старшим должно ограничиваться уступанием места в маршрутке пожилому человеку. Даже банальное обращение на «Вы», с моей точки зрения, неприемлемо, если к ребёнку обращаются на «ты».

Следующая заповедь стала всеобщим моральным принципом, а её нарушение уголовно-наказуемо. «Не убивай» - спорить с этим принципом невозможно ни с какой точки зрения. Забрать жизнь - самый худший поступок, который в силах совершить человек, и оправдания ему быть не может.

«Не прелюбодействуй» - самая двуликая заповедь, ставшая также моральным принципом нашего общества. Двуликая она потому что все как-бы живут в гармонии и любви, разделяя ложе лишь со своей второй половинкой. На самом же деле семьи, в которых ни один из супругов ни разу в жизни не изменял другому - единичные примеры. Считается, что всё когда-то надоедает, и человек желает чего-то нового. А ѕ жизни, которые человек живёт в браке с одними и теми же буднями-выходными надоедают, наверное, больше всего. Но не берусь судить, к моменту, когда ребёнку нужно будет такого рода воспитание ещё куча времени, посему оставлю на потом.

«Не кради» - ещё один принцип, за который можно поплатиться свободой. Мои родители запретили красть что-либо с самого раннего детства. А жаль - занятие довольно таки интересное, если имеешь нужные навыки, достаточно хитрости, чтобы не попасться и храбрости, чтобы таки отважиться. Я не буду запрещать своим детям красть. Пусть они сделают это сами. Нужно, чтобы они учились мыслить, ставить себя на место человека, который 2 года копил на новую машину даже не питаясь нормально, и за секунду потерял все свои деньги. На место человека, который идёт в домой после работы к жене и детям с сотней в кармане. Схожих примеров можно привести огромное количество, но только низкие существа могут забирать у таких людей последнее.

О девятой заповеди рассуждать нет смысла, она в современном мире не имеет никакой силы, а десятая, говорящая о зависти, не несёт в себе ничего особо важного.

Кроме заповедей, конечно же, есть и другие моральные принципы, о которых все знают. Вот, например, честность. Некоторые люди воспитывают детей, пытаясь вселить им желание быть честными. Я считаю, что это скорее плохо, чем хорошо. Иногда полезнее, пусть даже и не для окружающих, а для самой персоны, выдать ложную информацию. Примеров может быть множество, приведу самый банальный и всем известный, когда на вопрос учителя в школе о несделанном домашнем задании на протяжении последних трёх дней, вы говорили что, например, помогали родителям по дому, либо ездили с ними куда-нибудь. А потом учитель звонит домой и спрашивает правда ли это. И тут для множества родителей появляется моральный вопрос, ведь можно сказать, что это была правда, тем самым дав учителю доверие к вашему ребёнку, и показав своему малышу, что ложь приемлема, либо же сказать правду, и показать, что нельзя лгать. Я бы не задумываясь соврал, в отличии, наверное, от подавляющего большинства. А почему нет? Кому от этого станет хуже? Единственный вариант - малыш, который в итоге вообще не будет делать делать домашнее задание. Но это уже психологический вопрос.

Ещё одно, о чём бы хотелось упомянуть - справедливость. С этим принципом сложно спорить. Да и как-то не хочется. Можно, конечно, сказать, что человек сам в состоянии выбирать, поступать ему в некоторых ситуациях справедливо, либо же так, чтобы было хорошо ему. Возможно, в некоторых совсем незначительных моментах, можно и даже нужно считать свои интересы как можно выше, но всегда следует ставить себя на место другого человека и уже его глазами смотреть на мир, чтобы принять правильное решение.

Что мы имеем в итоге: уважение к старшим и честность, запрет на и кражи и идеальная справедливость - принципы, существующие в современном социуме - не имеют особого смысла для конкретного человека. Хотя, следует отметить, что если бы совсем никто не пользовался ими, наше общество стало бы куда хуже. Тем не менее, они не нужны моим детям. Они не вызывались сделать мир лучше. Как, впрочем, и я.

Комментарии:  70
Ваш комментарий

Есть в жизни моменты, когда человек остаётся на едине с самим собой

Почти каждый день.

Эти моменты позволяют каждому открыть для себя что-то новое, возможно даже влияющее на жизненный выбор в целом.

Не обязательно. Иногда просто проматываешь все свои мысли циклично, не открывая для себя ничего нового.

через 30 лет возрадоваться насколько же я поумнел за прошедшие годы.

После 25-30 лет начинается постепенная умственная деградация и через 30 лет, ты лишь накопишь определённый опыт, базис знаний, мудрость, но не поумнеешь...

но открытое нарушение некоторых из них влечёт за собой осуждение со стороны общества (как пример - прелюбодействие)

Прелюбодействие, в современном обществе не так уж и осуждается (а в определённых кругах даже приветствуется).

наше общество стало бы куда хуже.

Наше общество и так не сахар, хотя возможно у нас какие-то разные "наши" общества.

P.S. Моральные принципы могут основываться не только на христианских заповедях же...

Не читал, но активно осуждают первый пост.

«Не убивай» - спорить с этим принципом невозможно ни с какой точки зрения. Забрать жизнь - самый худший поступок, который в силах совершить человек, и оправдания ему быть не может.

Вот насчёт оправдания - перед кем? С чего вы взяли что перед вами кто-то будет оправдываться?
Учитывая что на самом деле большинство людей не могут убить из за страха сесть в тюрьму. Законы, и их
исполнители падут - и люди будут не многим лучше зверей.

Следует ли крестить дитя, потому что так делают все в нашей стране; дать ему возможность самому выбирать религию, либо же воспитывать в нём свои атеистические взгляды?---серьезный вопрос кстати,тут можно книжку написать....Зря ржете над ним шланги.


Вот, например, честность. Некоторые люди воспитывают детей, пытаясь вселить им желание быть честными. Я считаю, что это скорее плохо, чем хорошо. ----это и не плохо и не хорошо,ложь вообще говоря естественна.


Забрать жизнь - самый худший поступок, который в силах совершить человек, и оправдания ему быть не может.--смотря чью и при каких обстоятельствах.

В деда мороза верил?Только честно.

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ
Новое на форуме