Не путаем Steampunk и Retrofuturism

Добрейшего вам вечера, джентльмены. Сегодня я хотел бы разобраться более подробно в двух моих самых любимых дизайнерских направлениях - Стимпанк и Ретрофутуризм. Я обратил внимание, что многие люди путают и, порой, не видят разницы между этими направлениями. Именно поэтому и был создан этот блог. Он призван уничтожить путаницу и недопонимание у тех, кто их имеет. Приступим.

Начнем со Стимпанка:

Давайте сперва глянем на официальный термин данного направления:

Стимпа́нк или паропа́нк (от англ. steampunk: steam — «пар» и punk — «панк») — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин.

В общем и целом ясно, да? Но, объясню более понятно, на примере компьютерных игр. Расскажу про главные различия стимпанка и ретрофутуризма.

Отличным примером стимпанка будет Dishonored. Что мы имеем в игре? 19 век, заставший промышленную революцию. Несмотря на промышленную революцию, люди все равно слушают ТУ ЖЕ САМУЮ музыку. Они носят почти те же наряды. Живут в той же самый архитектуре, слегка приправленной промышленной революцией. В итоге получается, что стимпанк - это дополнение НОВОГО к СТАРОМУ (внимание, это был важный момент). Люди хоть и владеют технологиями, но придерживаются своего времени, используя технологии в его рамках. Как я уже сказал, они слушают музыку, характерную для 19-ого века. Они (если брать исключительно Dishonored) ходят во френчах, цилиндрах, котелках, курят трубки. То есть, они технологии имеют, но полностью отказаться от старого люди не сумели. Так же важным моментом является Пар (хотя, лично я считаю, что "пар" не обязателен. Главное - топливо. А уж пар или не пар... Без разницы). В Dishonored люди используют ворвань. На ней стоит все. Как и все стояло на пару в конце 19-ого века. То есть, топливо тоже имеет важное значение в направлении. Что-ж, перейдем к Ретро Футуризму:

Сперва термин:

Ретрофутуризм (англ. Retrofuturism, retrofuturistic, retrofuture) — жанр фантастики описывающий мир будущего базирующегося на технологиях (а также моды, стилистики и т.д.) прошлого, которые в реальном мире, как правило, вышли из употребления.

Отличный, понятный термин, верно? Но для вас все равно разберу его по полочкам. Для примера я возьму серию игр Fallout.
Что мы имеем в игре? 2277 год? Хотя нет, давайте лучше возьмем довоенное время игры. Итак, что мы имеем? 2077 год - год Великой Войны. Для спокойствия, возьмем хотя-бы август (Война ведь началась в октябре, помните?). Итак, август 2077 года. А что слушают граждане США? Что-что? Именно. Джаз, блюз и прочее, характерное для 20 века. Но никак не для 21-ого. Они одеваются как в 20-м столетии. Дизайн их машин - ретро. Округлые формы (или наоборот, слишком острые), большие арки, скрытые задние колеса (иногда). Маленькие и черно-белые телевизоры... А теперь вспомним год. 2077. Итак, снова важный момент: Ретрофутуризм - это добавление СТАРОГО к НОВОМУ, понимаете? Легко и просто. Технологии прыгнули высоко, но мода застряла где-то в 60-х годах прошлого столетия. Это и есть ретрофутуризм. 

Надеюсь, вы перестанете путать эти два дизайнерских направления (а то это очень раздражает). Выучите эти термины и больше не говорите\пишите глупостей в комментариях, отзывах и т.д. Полагаю, отныне у вас не будет проблем с этими терминами.

Благодарю за внимание, и откланиваюсь. До встречи в Нью-Вегасе, джентльмены!

60
56
Комментарии:  56
Ваш комментарий

я один не понимаю как их можно путать?

hi-hat Кто совсем не в теме - те путают. Правда, вряд ли они вообще будут интересоваться что к чему. Да уж, написал как потомственный Кэп Очевидность.

Anglerfish пожалуй тогда надо и другие суда вносить, а то мало ли чего

Ящитаю, что проще указать, что стимпанк - это "фантастичная викторианская эпоха", а ретрофутуризм - это "фантастичная середина 20 века". Это в разы легче запомнить.

Anglerfish Я честно говоря не знаток этих законов.Но что мешает за основу стимпанка взять к примеру средневековье? Или эру пороха, ведь это делает ваше утверждение в корне неверным. Стоит вспомнить первый сезон мульта Аватар. Мне кажется этот сеттинг не обязан быть привязан к строго определенному периоду из реальной истории. Есть к примеру одна старая игра жанре стимпанка. Arcanum. Там было и подобие 19го века и средних веков, а в мире происходит борьба Магии против Технологии, ибо никому не удалось эти две вещи совместить.

Skvizgar Это уже как бы будет не классический стимпанк, а какое-то извращённое ответвление. https://en.wikipedia.org/wiki/Steampunk К чему все эти вопросы, если в интернете всё есть?

Anglerfish Всегда лучше спросить, а прочитать я всегда успею. Чтобы человек мнением поделился, а не источниками закидывал. Все как с этой статьей понимаешь. Куда проще было не писать ее, а кинуть просто две ссылки и все.

Не путаем кряки от Steampunks и Codex.

Maksat_J Судя по последним взломанным играм они сами перепутались).

Я не представляю, как это вообще спутать можно. Вот, например, путать киберпанк с пост-киберпанком - это да, нормально. Но, блин, стимпанк и ретрофутуризм - это же принципиально разные вещи. Самые элементарные различия: стимпанк - это эстетика второй половины XIX-го века; ретрофутуризм - это чаще всего эстетика первой половины и середины XX-го века.

[Partisan] Блог был мною написан после того, как я увидел срач на одном трекере. Дискутировали два джентльмена, один из которых утверждал, что Fallout является стимпанком. Увидев это я был в недоумении и написал данный блог. На всякий случай.

PaXa_ Так это на трекерах. Там всегда на какой-нибудь срач или войну #тегов можно нарваться. Я зачастую только ради этого там комменты и изучаю :)

PaXa_ Вот оно что!!! А я думал фоллаут это постапокалипсис...

А вот здесь с автором не согласен. Dishonored это вовсе не стимпанк, там нет ни паровых машин , ни часовых механизмов. Первый Dishonored это представитель более редкого направления - теслапанк, в котором преобладает использование электричества, а не пара. Если присмотреться то он даже отдаёт дизельпанком, общая стилистика сформирована из камня и грубых листов железа, техника в виде электровагонеток и охранных вышек, по виду напоминает больше технику времён первой мировой, да и ворвань, повсеместно используемая, вполне сойдёт за дизель. Во второй части да, там уже и часовые механизмы и паровые двигатели и общая стилистика напоминает викторианскую эпоху (даже мечу Корво, который в первой части был полностью металлическим, сделали деревянную резную рукоять).

Malenkiy Osminojek Кстати да, не назвал бы Dishonored стимпанком, скорее всего по чуть-чуть стимпанк,дизельпанк,теслапанк

А между стимпанком и ретрофутуризмом (во временной хронологии) расположился дизельпанк. Это когда всякое фантастическое происходит в атмосфере 20-50 г. 20 века. Смотри "Небесный Капитан и мир будущего", читай (ну, или тоже смотри) "Человек в высоком замке", играй Silent Storm и Wolfenstein: The New Order. Да и на картинке блога он, родимый.

ColonelJason По-твоему дирижабль - это дизельпанк? На картинке блога я не увидел дизельпанка. Если бы там был летающий поезд или автобус - да. Но не дирижабль.

PaXa_ Скорее диражбль на фоне Небоскреба, и вправду отдает дизельпанком, ярый представитель дизельпанка- Bioshock Infinite

PaXa_

PaXa_ написал: По-твоему дирижабль - это дизельпанк?

По-моему-да, т.к. в быту дирижабли использовались с 20-х годов, до 37 года, когда печально известный представитель их вида "Гиндербург" изрядно подмочил (вернее подпалил) их репутацию. Таким образом, для стимпанка поздновато, а для ретрофутуризма-рановато.

Прочитав название, я сначала подумал про варез-группу Steampunk и пытался вспомнить, кто такие Retrofuturism и что они взломали.

Теперь нужно сравнить высокое фэнтези и тёмное фэнтези. Тут больше людей путается.

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ