Многие задаются вопросом, с чего всё началось? В какие консоли играли 40 лет назад? На все эти вопросы вы получите ответ в этом блоге, вспомните такие консоли как Dendy, Sega Mega Drive, PlayStation. Так же мы упоменём такие легендарные игры как Super Mario Bros., Mario World, Metal Gear Solid, Donkey Kong Country и многие другие.
Первая часть - www.playground.ru/blogs/other/evolyutsiya_konsol..
Я продолжаю цикл рассказов про консоли, в предыдущей части (ссылка на предыдущий блог будет в конце этого) я затронул такую приставку как Magnavox Odyssey, а так же других представителей 1-го поколения домашних игровых систем.
В данной части я хочу рассказать вам про 2-е поколение игровых приставок. Про такие легендарные игровые системы как Atari 2600, Microvision и многие другие.
Fairchild Channel F и 2-е поколение домашних игровых систем.
2-е поколение приставок было ознаменованно появлением на рынке в ноябре 76-го приставки под названием VES (Video Entertainment System), выпущенной компанией Fairchild Semiconductor. Позже, приставку пришлось переименовать из-за появление на рынке товара VCS от Atari, более известного как Atari 2600. Начальная цена приставки составляла $169.99, она даже снискала определённый успех по началу продаж.
Приставка работала на картриджах, так же как и Odyssey, но теперь картриджи уже имел какие-либо данные в себе, а не простой набор перемычек запускающий игру которая уже находится в приставке.
Что интересно, в то время приставки делали с деревянными вставками, первые версии Atari 2600 были сделаны с деревянными вставками. Но позже появилась более бюджетная приставка корпус которой был полностью выполнен из пластмассы.
Интересно бы было посмотреть на нынешнюю PS4 выполненую в такой же деревянной вариации как и приставки 70-хх годов.
Контроллер для Channel F, был выполнен доволно странно, это была ручка которую нужно было держать в руке наверху которой была "шляпка" которую нужно было крутить по/против часовой стрелки для управления в игре. Сама "шляпка" могла использоватся как гашетка.
Шнур для подключения у контроллера был доволно-таки "уязвимым", тонким, для этого в приставке был предусмотрен отсек под контроллеры.
Для консоли было выпущено порядка 26 картриджей с играми. Стоит учитывать что некоторые картриджи содержали в себе не одну ,а 2 и более.
Картриджи по форме отдалённо напоминали картриджи от Atari 2600, в приставке изначально было встроено 2 игры, Pong и Hockey, по сути хоккей являлся усложнёным и немного видоизменённым Pong`ом.
Графика уже не состояла только из чёрного и белого цветов, отдалённо она напоминала графику Dendy.
После появления на рынке Atari VCS (2600), в 79-ом Zircon International, купила права на Channel F и выпустила Channel F System II. Корпус приставки был переделан под "более современный вид", контроллеры теперь можно было подключать в приставку посредством разъёма (на первых версиях приставки, контроллеры были "впаены" в консоль), а значит и менять испорченые контроллеры можно было без лишней мороки. К приставке было выпущено ещё 6 новых игр.
После того как Fairchild решила что рынок видеоигр пошёл на спад, она ушла с рынка консолей, фактически подарив Atari весь рынок достался только ей. Позже, люди поняли что есть "что-то круче" чем Pong, так же программисты научились выжимать из консоли максимальный "потенциал". В 79-м популярность консоли выросла, в этом же году было продано около 1млн. консолей.
Atari 2600 - новый гигант на рынке игровых приставок.
Появившаяся в канун рождества Atari 2600 стала самой продаваемой консолью среди своих конкурентов 2-го поколения домашних игровых систем. При начале своих продаж, консоль стоила 199.99$. На старте приставка имела 9 игр. Продажи консоли "попёрли" не сразу, в 77-м было продано всего 250тыс. консолей. А за 78-й суммарно было продано 800тыс.
Контроллеры приставки были революционными для домашних систем. Контроллер представлял из себя джойстик с кнопкой наверху, имел 8 направлений для движения. Отдельно к приставке продавались педали и прочая периферия, которая так и не получила большого распространения.
В наше время умельцы смогли засунуть приставку Atari 2600 в оригинальный контроллер, т.е. фактически сама приставка умещается в руке, являясь одновременно и приставкой, и контроллером (нижнее фото).
Лицензировав у Taito аркаду Spase Invaders, продажи приставки были значительно подняты именно из-за этой игры, она стала "культовой" для геймеров того времени. За весь 80-й год было продано около 2млн. копий приставки, повлекшие за собой 2млрд. доходы у Atari. К концу 1982 года кол-во проданных приставок достигало порядка 8млн. штук.
К закату игровых систем 2-го поколения Atari собирается выпускать консоль с беспроводными контроллерами, но из-за ошибок в проектировании, она так и не была выпущена.
Консоль носила называние Atari 2700, так же была выпущена Atari 2800 для японского рынка, но она была вытеснена набирающей популярность приставкой Nintendo Famicom.
Вот так выглядели контроллеры для Atari 2700:
После 1983 года у компании Atari всё было "прекрасно", не считая того что внутри компании было множество разногласий, а так же вытеснением с рынка более новой игровой системы 3-го поколения - Famicom. Но Nintendo не представляла Atari больших неудобств, т.к. Atari занимались продажей консоли в основном на американском рынке, практически не задевая Японию. Но после краха видеоигровых систем 1983 года, было понятно что популярность консоли шла к закату. Было не мало скандалов по поводу выпуска игр с порнографией для Atari 2600, т.к. не было никакой "проверки" игр перед допуском в продажу.
На фоне дешёвых компьютеров Commodore, популярность приставок пошла на спад, тогда рынок спасла компания Nintendo со своей Famicom (на американском рынке NES). В 84-ом году Atari выпускает уменьшенную версию приставки под названием Atari 2600 Jr. Приставка позиционировалась как бюджетная версия Atari 2600.
Atari 2600 поддерживалась дольше всех приставок за все поколения - 14 лет и 2 месяца. Продажи консоли стартовавшие в январе 1977 и поддержка которая продолжалась в плоть до 1992 (официальная поддержка прекратилась 1 января 1992 года), показатель для современных игровых систем! За всю жизнь консоли было продано около 30 миллионов экземпляров, а игр, в среденм было около 900 штук.
Другие представители 2-го поколения игровых систем.
Самой известной приставкой во 2-ом поколении разумеется была Atari 2600, но как же другие? Сейчас я кратко расскажу про сильные и слабые стороны конкурентов Atari. Каким тиражом продалась каждая приставка и какие были функции, которых не было у Atari.
Magnavox Odyssey2
Magnavox Odyssey2 была выпущена в 78-м, но не получила должного успеха в отличие от своей старшей сестры. Её картриджи по прежнему представляли собой набор перемычек, а все игры были встроены в приставку. Всего было 10-12 игр (всё зависили от региона продажи приставки).
Что было новшеством в приставке, так это встроенная прямо в неё буквенно-мембранная клавиатура для обучения программированию. Контроллер приставки отдалённо напоминал контроллер от Atari 2600. В первых моделях приставки были съёмными, т.е. их можно было заменять без проблем, но позже контроллеры были намертво "впаены" в консоль.
Отличие Magnavox Odyssey2 от своих конкурентов было в том что к ней продавался модуль синтеза речи, для музыкальных, речевых и прочих звуковых эффектов.
Приставка разошлась тиражом в 2млн. После, Philips вернулись на рынок только со своей новой приставкой, разработанной двумя с лишним десятками лет позже.
Mattel Intellivision
Выпущенная в 78-ом, была первой попыткой компании Mattel свергнуть "короля бала" - Atari 2600, при помощи более продвинутой графики, интересными играми и клавиатурой которая, превращала, по сути, приставку, в полноценный домашний компьютер. Но затея с клавиатурой у Mattel так и не вышла, после пробных продаж, оказалось что клавиатуры часто ломались и не правильно функционировали, после этого промаха Mattel быстро свернуло производство клавиатур. Хоть приставка и не снискала определённого успеха, первая партия была продана в очень малые сроки (250 тысяч копий).
Контроллеры у приставки мягко говоря были "странными". Напоминали клавиатуру у телефона, что в общем и стало одной из главных проблем у многих консолей того периода. К многим играм в комплекте шли карточки для циферной клавиатуры. Но такие карточки очень быстро изнашивались, а отдельно в продажу они не поступали.
Вместо обещанной клавиатуры которая так и не вышла на полноценный рынок, Mattel выпустили модуль к приставке который давал голосовое сопровождение к игре, но оно было настолько "убого" что большого распространения так и не получило.
В 82-ом вместе с выходом звукового модуля, в продажу поступила 2-я ревизия Intellivision. Назвали её Intellevision II. Изменения коснулись корпуса, он был переделан, а так же была снижена цена на приставку.
Mattel собирались выпускать и 3-ю версию своей консоли, рассказали о ней на на выставке, но кризис игровой индустрии 83 года "обламал" все планы компании. Вследствие чего она ушла с рынка консолей как и многие тогда разработчики.
Arcadia 2001
Не очень популярная и малоизвестная консоль. Отличалась своим размером по сравнению со своими собратьями, была значительнее меньше их. Контроллеры у консоли были похожи на контроллеры от Intellevision, сверху можно было поставить ручку как у игровых автоматов, превращая контроллер в джойстик. Для контроллера так же выпускались карточки для циферной клавиатуры.
Для консоли было выпущена 51 игра.
ColecoVision
Была выпущена в 82-ом. На старте было 12 игр, ещё 10 готовили к выходу. Всего за жизненный цикл в 3 года было выпущено 170 игр! Для более успешных продаж консоли Coleco заключила контракт с Nintendo на выпуск консолей ColecoVision в комплекте с игрой Donkey Kong. Всего за 82-ой год было продано около 550тыс. экземпляров консоли. В начале 1983 было продано 1млн. копий консоли, а к концу 84 - 6млн. Из-за трудностей на игровым рынке, производство было свёрнуто.
Ещё одна из причин ухода компании, после видеоигровго краха 83-го, это то что компания обещала игры которые в последствие так и не вышли.
Графика у игр для данной консоли была более мощная по сравнению с Atari 2600, но стоит учитывать что Atari 2600 вышла в 77-ом, а ColecoVision в 82-ом, разница в графике вполне объяснима, во время Atari 2600 такой мощной графики нельзя было добиться от тогдашнего железа, когда в 82-ом (напоминаю, за год до выхода Famicom), такой графикой уже было не удивить.
Контроллеры для ColecoVision аналогичны консоли Mattel Intellevision, думаю не стоит говорить о них ещё раз.
К приставке можно было подключать контроллеры от других производителей.
Для приставки было выпущено 3 модуля дополнения (анг. ModuleAddition). Первый позволял сделать консоль ColecoVision совместимой с картриджами Atari 2600. Позже кончено Atari подала судебный иск на Coleco, но у Atari так ничего и не вышло.
Второй и третий аддоны для приставки:
Последний превращал приставку в полноценный компьютер, в комплекте с ним шла клавиатура, а так же устройство для хранение данных на кассетах.
Вот так выглядел этот монстр без третьего аддона:
Sega SG-1000
Первые попытки компании Sega на рынке домашних игровых консолей. До этого Sega занималась изготовлением и продажей игровых автоматов, которые снискали большой успех по всему миру (естественно СССР эти автоматы не коснулись). Пробные продажи стартовали в 1981 году, после полноценно приставка стала продаваться только в 83-ем. В Японии и Азии приставка имела определённый успех, а так же продавалась не территории таких стран как: Италия, Южная Африка, Австралия, Испания и Новая Зеландия. Но самое лучшее распространения консоль получила на Тайваньском рынке.
Особо выделяющимся дизайном приставка не отличалась. Контроллер имел встроенный джойстик, отдалённо напоминающий контроллеры у других компаний того времени.
В 84-ом в продажу поступила SG-1000 II, в комплекте к приставке шла клавиатура, что, по сути, превращало консоль в полноценный ПК. Версия, в которой приставка была встроена в клавиатуру, называлась SG-3000. Так же продавалось устройство для чтения игровых карт, как у следующей приставки Sega Master System первых ревизий, о которых мы поговорим чуть позже.
Версия с приставкой встроенной в клавиатуру:
Первый шаг компании Sega на рынке домашних игровых систем, довольно-таки не плохой шаг, но для новичков в данной сфере "очень даже".
Bally Astorcade
Последняя представительница 2-го поколения игровых систем. Выпустила её компания Midway (та самая которая выпустила Mortal Kombat). В продаже была очень короткое время, после компания ушла с рынка консолей и продали все права на свою приставку другой компании.
Приставка представляла из себя как игровую систему, так и простейший компьютер. Один из минусов в поставках консоли была заказа по почте и в очень редких случаях она попадала в розничные магазины. После перевыпуска приставки в 81-ом к ней прилагался картридж с Basic`ом. Продажи приставки были окончены в 85-ом из-за плохих продаж во время игрового кризиса 83-го года.
Первая и вторая версия:
После перевыпуска:
Первые протативные игровые системы.
Но это ещё не конец, во время 2-го поколения игровых систем были и первые протативные консоли, попытаюсь рассказать кратко и максимально информативно.
Microvision
Первой в мире протативной игровой системой стала Microvision, она продалась тиражом более чем в 8млн. экземпляров. Вышедшая в 79-ом по цене в 51.99$ снискала определённый успех. Конструкция Microvision была уникальна, кнопки и процессор располагались на картридже, в консоли был только маленький монохромный экран, разрешением 16 на 16 пикселей и колесо ("штурвал") для управления. Но по понятным причинам производство таких картриджей было очень дорогое, по этому, да и не только, приставка продержалась на рынке всего 3 года.
В картриджах было 2 разновидности процессоров, это Intel и Texas Instrument, у обоих чистота была 100 кГц. Для первого требовалось 2 9-ти вольтовые и одна для второго процессоров батарейки(-а). Дизайнером такой "неординарной" конструкции консоли стал Джейм Смит, который позже разработал не менее странную игровую систему - Vetrex.
Для консоли был выпущен малый список игр, но есть и довольно-таки интересные игры.
Фото списка с играми взято из википедии.
Фото картриджей:
Продажи были приостановлены уже в 81-ом из-за ненадёжной конструкции и как я писал выше, высокой стоимость производства картриджей.
Epoch Game Poket Computer
Консоль выпущена в 84-ом, значительно превосходящая вышеупомянутую Microvision, выпущена эксклюзивно для Японии. Носителем игр был картридж, но всё железо находилось в консоли, а не было встроено в картридж. Экран был монохромным, с разрешением 75х64 пикселя. D-Pad (в народе "крестовина"), 6 кнопок управление, регулятор контрастности, кнопка питания и кнопка звука (вкл. и выкл.). Консоль требовала 4 АА-батарейки ("пальчиковые") что позволяло работать приставке 72 часа (трое суток).
За всю жизнь консоли она не пользовалась большим успехом, было выпущено всего 7 игр, 2 из которых были встроены в саму консоль.
Кадры из игры Astro Bomber:

На этом 2-е поколение игровых систем подходит к концу, ждите следующие части, в которых вы узнаете о таких консоль Famicom (NES (Dendy)), Sega Master System, Game Boy и многие другие. Так же я затрону тему особенно популярных игр на каждую из входивших тогда консолей. Будет интересно!
Некоторые элементы были взяты из википедии (фото и даты).
Где ссылка на первое?
Эдик Писюкович http://www.playground.ru/blogs/other/evolyutsiya_konsolej_ot_odyssey_do_playstation_4_chast_1_ya-171081/
Интересная статья.