Почему и как умирали сюжетные игры

Сингловые игры всегда были лучшим из того, что может предоставить игровая индустрия. Я рос в то время, когда они заполонили рынок, и каждая такая игра давала уникальный опыт: запустив её, ты переживал настоящее приключение на 8-15 часов, которое в чем-то было даже лучше, чем кино или книги.
Но шли годы, интернет-технологии становились всё более совершенными, и сюжетные игры стали постепенно вымирать – их стало не так уж выгодно делать. Их вытеснили два главных конкурента:
- Мультиплеерные игры. Речь о дурацких сетевых шутерах (низшим представителем этого направления является PUBG) и ММО. Эти игры, как правило, более дешевы в плане разработки и при этом их труднее спиратить на ПК. К тому же многие игроки кооперируются с друзьями и покупают сразу несколько копий, чтобы играть всем вместе. Разрабатывать такие игры выгодно!
- Игры с «открытым миром». Речь не о больших вручную проработанных играх (наподобие Skyrim или Witcher 3), а о коммерческих песочницах, наподобие Assassin’s Creed. Чтобы удешевить разработку, «открытые миры» наполняют однотипными заданиями, гриндом, крафтом и прочей ерундой, растягивающей прохождение на десятки часов, а сюжет делается кое-как. Да, еще в такие игры проще добавить платные лутбоксы. Я не считаю такие игры «сюжетными» в истинном смысле слова.

Почему так вышло? Проблема не только в том, что разработка игр стала куда более затратным делом; часть вины лежит и на пользователях. Мы жадные и всегда хотим получить за свои деньги как можно больше. На консолях многие думают, что чем длиннее прохождение – тем «выгоднее» игра, не понимая, что разработчики будут искусственно затягивать прохождение; в результате хорошо продаются пустые и скучные песочницы. На ПК ситуация еще хуже, здесь любые сингловые игры принято пиратить, зато выстреливают мультиплеерные проекты, намертво привязанные к интернету. Наверное, даже если выйдет Half-Life 3 с божественной сюжетной кампанией и получит 250 наград GOTY, она не сможет по продажам догнать PUBG. Даже близко не подойдет.
Давайте посмотрим, как мутировала из-за этого явления игровая индустрия за последнее десятилетие.

Monolith Productions
Эта студия существует уже более 20 лет, и за это время она выпустила множество великолепных сингловых игр. Во-первых, серию No One Lives Forever (ньюфаги вряд ли поймут, о чем идёт речь, а старички всплакнут), шутер Aliens versus Predator 2, серию шутеров Blood и серию игр в жанре survival horror Condemned.
Хотя в нашей стране большинство игроков, наверное, любят «монолитов» за серию F.E.A.R. В свое время первая часть F.E.A.R. задала новую планку в жанре шутеров, а её искусственный интеллект даже по современным меркам не сильно устарел. Это была действительно крутая игра.

Но увы, делать сюжетные игры оказалось невыгодно, поэтому Monolith Productions пошли в другом направлении. В 2012 году они выпустили ужасную игру в жанре MOBA под названием Guardians of Middle-earth (почти неиграбельный аналог Dota 2), а затем сосредоточились на серии Middle-earth. Хотя у этой серии есть положительные стороны, это всё-таки очень однообразные игры, к тому же с донатными «лутбоксами».
Текущий статус: Делает игры с «открытым миром» и лутбоксами.

Bungie
Настоящий ветеран индустрии, создатель двух эпических серий – Marathon и Halo. И если первую вряд ли кто-то еще помнит, то вторая существует до сих пор. До выхода Mass Effect серия Halo была главным космическим боевиком на консолях от Microsoft, и до сих пор многие геймеры любят поностальгировать о тех временах, когда они истребляли орды Ковенанта в шкуре Мастера Чифа.

Со временем Bungie устали от Halo и захотели создать мультиплеерный проект. Ради этого они даже ушли от Microsoft, оставив права на Halo, и сейчас трудятся над онлайновой серией Destiny.
Текущий статус: Делает MMOFPS, а сингловые игры остались в прошлом.

Bioware
В свое время логотип Bioware был своего рода гарантом качества – эти люди делали лучшие РПГ в мире. Никакие их проекты не тянули на 10/10, но в них всегда был яркий сюжет и колоритные персонажи. Почти каждая игра студии до 2010 года – натуральный шедевр (серии Baldur’s Gate, Mass Effect, Neverwinter nights, Dragon Age: Origins, Jade Empire).

После покупки студии компанией EA Games, ситуация переменилась. Во-первых, студия стала отказываться от компактных сингловых игр в пользу больших игр с «открытым миром». В результате вышли Dragon Age: Inquisition и Mass Effect: Andromeda, наполненные однотипными заданиями и унылым исследованием. Часть команды переключилась на создание ММО – Star Wars: The Old Republic и Anthem. Сегодня имя Bioware вообще не внушает доверия.
Текущий статус: Делает скучные игры с «открытым миром» и ММО-проекты.

Valve
А здесь у нас «мертвая» студия, разбазарившая грандиозный потенциал, и когда я думаю об их прошлых проектах, сердце кровью обливается. Самые отчаянные игроки до сих пор ждут Half-Life 3, Portal 3 (и Left 4 Dead 3, что уж греха таить). Но глава студии Гейб Ньюэлл не умеет считать до трех.

Сегодня Valve зарабатывает на сетевых играх – Counter Strike и Dota 2; последний анонсированный проект оказался карточной игрой по Dota 2 и больше походил на первоапрельский розыгрыш, чем на что-то реальное. Видимо, пока работает сервис Steam, и Valve получают процент от каждой покупки в нём, можно вообще не разрабатывать игр.
Текущий статус: Делает дешевые мультиплеерные игры без сюжета.

Crytek
Когда-то одна из любимых студий у ПК-аудитории – ведь они разработали легендарный Crysis! Эта игра даже сейчас, спустя 10 лет, не кажется технологически устаревшей, а два её сиквела тем более. Кроме того, Crytek разработали первую часть Far Cry и Ryse: Son of Rome.

Увы, тяга к крутым синглам не принесла Crytek финансового благополучия, поэтому несколько лет назад им пришлось закрыть все студии в других странах, оставив только штаб-квартиру в Германии. Сейчас Crytek зарабатывает на сетевом free-to-play шутере Warface, а недавно запустила еще один многопользовательский шутер - Hunt: Showdown.
Текущий статус: Делает мультиплеерные игры без сюжета.

Ubisoft
В начале нулевых Ubisoft были мастодонтами сюжетных игр, но потом финансовый кризис пустил всё под откос. Компания балансировала на грани банкротства и могла бы даже разориться, если бы не успех серии Assassin’s Creed.

Неудивительно, что основные сингловые серии Ubisoft либо исчезли, либо перешли в мультиплеер, либо мутировали в игры с «открытым миром». О Splinter Cell уже много лет ничего не слышно, Ghost Recon превратилась в «песочницу с открытым миром» Ghost Recon: Wildlands. Серия Rainbow Six (когда-то в ней был сюжет, представляете?) превратилась в чистый сетевой шутер Rainbow Six: Siege. Бренд Far Cry, взятый у Crytek, французы тоже превратили в серию игр с «открытым миром». Наконец, Prince of Persia трансформировалась в знаменитую серию Assassin’s Creed, которая стала главным символом однотипных «песочниц»: здесь балом правят вышки, гринд и copy-paste задания. А недавно Ubisoft решительно шагнули в стан ММО, выпустив The Division.
Текущий статус: сфокусировались на сетевых шутерах, играх с «открытым миром» и ММО.

Visceral Games
Эту студию многие знают только по трилогии Dead Space, но на самом деле в их портфолио куда больше сингловых игр: The Lord of the Rings: The Return of the King, серия The Godfather, Dante's Inferno.
Но судьба студии печальна: в 2017 году EA закрыли их, объяснив это тем, что в нынешних реалиях сингловые проекты студии не приносят денег. Серия Dead Space, несмотря на всенародную любовь, продавалась очень вяло. Впрочем, студия изначально была детищем EA и, как говорил Тарас Бульба: «Я тебя породил, я тебя и убью».

Текущий статус: Студия закрыта, потому что сингловые игры не продавались.

Square Enix
В данном случае ситуация не настолько плачевная, но довольно-таки тревожная. За последние несколько лет «скворечники» закрыли или заморозили множество сингловых серий, причем не каких-нибудь, а культовых. Да, в этой подборке Square Enix выступает в качестве издателя, а не разработчика. А ну и что?
Знаменитые серии Thief и Deus Ex, видимо, отправились под нож – в ближайшее время мы о них не услышим. Туда же отправилась любимая многими, но не очень успешная финансово Sleeping Dogs. Разработчиков серии Hitman «скворечники» отпустили в открытое плаванье, а многострадальная Final Fantasy XV вышла очередной игрой с «открытым миром» (и не самым интересным открытым миром). Правда, остался как минимум один громкий сингловый проект, который Square Enix продолжает оберегать в качестве издателя, - это успешная серия Tomb Raider.

Текущий статус: почти все сингловые серии умерли.

Островки сюжетных игр
Впрочем, не всё так безнадежно. В море пубгов и «открытых миров» с лутбоксами осталось несколько островков, где всё еще можно поиграть в дорогие и качественные сюжетные игры.
В первую очередь речь идёт конечно же об играх от Sony. Упрямые японцы продолжают издавать сюжетные игры, даже когда это уже «немодно», причем игры-то получаются очень хорошие, а иногда просто великолепные. В 2018 году «любить сюжетные игры» и «иметь консоль от Sony» - понятия смежные. Один только предстоящий релиз The Last of Us 2 обещает стать событием, сравнимым по грандиозности с релизом Half-Life 3 (вот только третьей «халвы» никогда уже не будет, а TLoU 2 будет). А в этом году добрая половина претендентов на звание «Игра года» - либо консольные эксклюзивы, либо эксклюзивы чисто от Sony.

Еще две крупных компании, которые продолжают с упрямой любовью разрабатывать и издавать сюжетные игры, это Bethesda и Deep Silver. «Беседка» издала добрую половину сюжетных мультиплатформенных шутеров последних лет. Что касается Deep Silver, они взяли под крыло игру Kingdom Come: Deliverance, которая стала одним из самых ярких релизов этого года, а также серию Metro (и мы все с нетерпением ждем Metro Exodus).

45
55
Комментарии:  55
Ваш комментарий

Возможно, сейчас мы стоим на переломном моменте в игровой истории: моменте, когда время сюжетных проектов уходит в лету. Некоторые из разработчиков не дают синглу умереть, но постепенно и они начинают прогибаться под изменчивый мир. Нам лишь остаётся проходить уже вышедшие сюжетные игры и помнить, что онлайн убил сингл плеер.

Для меня EA, Ubisoft, Rockstar возможно даже и Bethesda уже фактически мертвые студии. Из студий приоритетов бы назвал 4Agames, Ninja Theory, Platinum Games, From Software и Arkane, ну и CD Project но там ещё ничего не ясно пока.

technopank А причём рокстар? Да и у беседки всё нормально,выпускают же сингловые игры

Я думаю пользователи тут виноваты мало. Скорее жадные издатели хотят получать больше и больше прибыли. Сравните, что выгоднее "Продать глубокую и интересную РПГ с сюжетом, которую делали лет пять, которая окупит свою разработку, может даже принесет сверху" или "Выпустить игру сервис, продать ее, через месяц влить контент, добавить внутриигровую валюту и получать прибыли ежемесячно"? Ответ очевиден. Но есть одно "но", игры сервисы отомрут сами собой, причем очень быстро. Аудитория не резиновая, я не знаю никого из моих друзей, кто играл бы одновременно и много и в Destiny 2, и в Fortnite, и в For Honor и еще в какую-нибудь игру параллельно, а потом еще качал персов в WoW и успевал на досуге пройти Detroit: Become Human. Сейчас у игр-сервисов очень жесткая борьба за аудиторию. Fortnite отбил людей у ПУБГ, BF у CoD и тд. И компании, которые эту битву проигрывают, вынуждены что-то предпринимать.

AlexReiss Если бы игры не начали резать на dlc, пихать всякие ультрамегаэдишоны с уникальным контентом, то процент продаж был бы выше.

AlexReiss

AlexReiss написал: Я думаю пользователи тут виноваты мало. Скорее жадные издатели хотят получать больше и больше прибыли.

Эм... а издатели откуда деньги получают? Из воздуха, что ли? Им их из космоса присылают? ignasio67

ignasio67 написал: а я как раз люблю бегать и собирать всякий хлам)

А я наоборот не люблю. Единственные игры, где я собрал прямо 100% всё, это были Black Flag и Watch_dogs, из которых просто уходить не хотелось и делал/собирал уже всё подряд. А так я обычно все эти манчкинства да ачивкодрочерства пропускаю и спокойно играю так, как хочу, а не бомблю странными блогами на Пегаче.

Anglerfish

Anglerfish написал: Эм... а издатели откуда деньги получают? Из воздуха, что ли? Им их из космоса присылают?

А чем виноваты люди, которые платят за то, что им нравится? Или надо начать диктовать геймерам, что покупать? ignasio67 Ну для Witcher 3 же DLC все покупали. И во времена, которые автор описывает DLC в основном были не "обрезками", а вполне себе дополнительными кусками. Сюжет продолжали, добавлял что. Но люди не хотели их покупать, многие плевались, DLC продавались куда хуже самой игры. Поэтому со временем и сил в них стали вкладывать меньше, как и времени. А потом оказалось, что вообще удобнее обрезки контента запихивать в рандомные сундуки и люди будут это покупать.

Square Enix
Текущий статус: почти все сингловые серии умерли.

лолшто?

Что касается Deep Silver, они взяли под крыло игру Kingdom Come: Deliverance, которая стала одним из самых ярких релизов этого года

о да, такого яркого бенгальского фонаря(сгорел и потух, и сгинул в забвении) мы в этом году действительно не видели. Ну вот только агония разве что с их "цензурными" пуками и унылейшей бродилкой.

Visceral Games
Текущий статус: Студия закрыта, потому что сингловые игры не продавались.

студия закрыта, потому что вместо того, что сосредоточиться на серии мертвый космос ей поручали всякий шлак разрабатывать.

«Беседка» издала добрую половину сюжетных мультиплатформенных шутеров последних лет.

к которым не имеет отношения.

Хосподе, в тексте столько натянутости и субъективности, что даже разбирать это всё не хочется. Но особенно повеселило вот это:

В свое время логотип Bioware был своего рода гарантом качества – эти люди делали лучшие РПГ в мире. Никакие их проекты не тянули на 10/10
Почти каждая игра студии до 2010 года – натуральный шедевр

Походу, у современных игроков слово "шедевр" сильно обесценилось, либо они не знают, что это за слово такое. Для справки, вот выдержка из всеми нелюбимой Вики: "Шеде́вр — уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства или чего-либо другого". Дальше читать уже не стал, авторское видение и без того понятно. Но за разбор в любом случае спасибо.

Anglerfish Нет, ну масыч 2 и первый драгон вполне себе тянут на шедевр)

ignasio67

ignasio67 написал: Нет, ну масыч 2 и первый драгон вполне себе тянут на шедевр)

И? Ты прочитай, что автор пишет. Сначала пишет, что у них не было НИ ОДНОЙ игры 10 из 10 и в следующем же предложении пишет, что до 2010 почти каждая игра - шедевр. Да и в целом весь текст какой-то странный. Взять того же Ососина. Ну, не нравится открытый мир - не бегай по нему, выполняй только сюжетные задания, и это будет для тебя сюжетная игра, тем более до Юнити там почти все сюжеты номерных частей интересные и длинные. Потому что - ВОТ ЭТО ПОВОРОТ - игры ососинской серии не вынуждают игрока бегать по всей карте и собрать всякий хлам - там это дело сугубо добровольное (говорю про игры до Юнити, т.к. начиная с неё серию забросил). Но нет, для автора исключением являются только Скурим да Ведьмак 3 (по какой-то неведомой причине), а вот остальные open-world'ы сходу записаны в разряд вселенского отстоя.

Anglerfish Зато не Gruz и не Царь игр...

Не блог, а выжимка желтушных новостей: игор нет, везде лутбоксы, вот раньше-то трава-то уууу какая, а солнце-то да, вот оно-то было настоящим солнцем... Square Enix Текущий статус: почти все сингловые серии умерли. Талант петросянить у тса не оспорим. Kingdom Come: Deliverance, которая стала одним из самых ярких релизов этого года Ха. Ха. Ха. Нет. Через пол года, а то и год может станет игрой, а сейчас туда соваться - себя не уважать, и это релизом назвать нельзя. речь идёт конечно же об играх от Sony Низкокачественное фанбойство. Сейчас бы унылый tlou облизывать когда gow 3 в игоря года метит спокойно.

Apokalipsis113

Apokalipsis113 написал: когда gow 3 в игоря года метит спокойно.

учитывая, какой она кал геймплейно.

Ну в кое чем автор то прав как не крути, если взять начало года и по сегодня то на плойке уже одна потенциальная ГОТИ и одна просто хорошая сюжетная игра, а на ПК что мы увидели Кингдом Кам? Хорошая игра но все согласятся что до уровня екзов сони еще далеко. Мб конечно до конца года еще будет годнота но хз, с такими темпами фанатам сюжеток надо брать плойку как не крути. Ждем Вампира конечно, но если это будет провал я лично на осень точно плойку буду брать, хоть бы там зимой ПС5 выпускали, РДР2 и ТЛОА2 я пропускать не собираюсь. П.С. Кстати хотел возразить автору что "открытый мир" не значит плохой сюжет но вот кроме Ведьмака что то ничего на ум не приходит.

Как я понимаю автор не играет ни во что. кроме ЙОБА. ну или у него нет ПК так то выходят постоянно сингловые партийные РПГ, в том же стиме выходит куча сингловых игр постоянно. Но для автора то что не ЙОБА и не хайпится - не существует.

Square Enix
Текущий статус: почти все сингловые серии умерли.

Щито? Tomb Raider? Final Fantasy? Dragon Quest? Left Alive? Nier Automata? Life is Strange? Just Cause? Что из этого мертво? Ну отказались они от лысого и отложили Не Просившего Об Этом на некоторое время и всё. У них всего один мультиплеерно-ориентированный проект - 14-ая финалка. Даже у пресловутой Беседки сейчас больше мультиплеерных проектов - TES Online и Quake Champions

Rolexer написал: Ох уж эти злые разработчики. Им бы только всякий шлак выпускать онлайновый или "очередную игру в открытом мире". Всё это закат одиночных игра и всё по вине этих ужасных скатившихся разрабов.

Лол, ты бы хоть прочитал для начала, прежде чем писать подобное. Голова Никсона Just Cause и Final Fantasy - очередные игры с "открытыми мирами", Life is Strange - кинцо, Ниер я терпеть не могу, потому и не упомянул. А вообще процент умерших серий у них намного выше, чем выживших. У беседки мультиплеерных проектов почти нет, сплошь синглы, причем "старой школы", без лутбоксов и прочего. По крайней мере, пока.

Jafes В начале было про "часть вины", но исходя из остального текста всё именно так как я написал.

Ох уж этот вечный вопрос борьбы с пиратством ай ай ай Хм,игры это такое же достояние искусства как и кино,и уж тем более книги.У всего этого есть определенный период актуальности когда если есть желание можно и купить.Именно с этого периода старта продаж,любого продукта и образуется бюджет компании,а все остальные продажи они как бы уже не касаются разработчика от слова совсем,дальнейшую прибыль получает только цифровой магазин,от того игры и раздают на распродажах так как издателю и разработчику они уже не нужны.Тоже самое фильмы,вы удивитесь но Blue-Ray всё ещё продаются в магазинах и довольно таки жирно,ну и что ? Вы видели там фильмы 2000-х 2010-ых ? Нет конечно,продаётся то что вышло за год или за два до текущего,на то и существуют периоды продаж,чтобы выжить максималку из того что может получить фирма.Это ж физика. Проходит пол года и твои 500 рублей в стиме никуда не уходят а остаются у Габена. А то что разработчики связаны с пиратами это факт,только вот пираты по логике вещей и законов об авторском праве должны игры так же продавать,но Битторент ещё не просел под натиском закона. Пора перестать ныть о том что пираты плохие люди,пиратство это нормально,и это конечная отправная точка в цифровом бизнесе,не более. Всё таки интернет пока ещё свобода обмена информации.

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ