Сингловые игры всегда были лучшим из того, что может предоставить игровая индустрия. Я рос в то время, когда они заполонили рынок, и каждая такая игра давала уникальный опыт: запустив её, ты переживал настоящее приключение на 8-15 часов, которое в чем-то было даже лучше, чем кино или книги.
Но шли годы, интернет-технологии становились всё более совершенными, и сюжетные игры стали постепенно вымирать – их стало не так уж выгодно делать. Их вытеснили два главных конкурента:
- Мультиплеерные игры. Речь о дурацких сетевых шутерах (низшим представителем этого направления является PUBG) и ММО. Эти игры, как правило, более дешевы в плане разработки и при этом их труднее спиратить на ПК. К тому же многие игроки кооперируются с друзьями и покупают сразу несколько копий, чтобы играть всем вместе. Разрабатывать такие игры выгодно!
- Игры с «открытым миром». Речь не о больших вручную проработанных играх (наподобие Skyrim или Witcher 3), а о коммерческих песочницах, наподобие Assassin’s Creed. Чтобы удешевить разработку, «открытые миры» наполняют однотипными заданиями, гриндом, крафтом и прочей ерундой, растягивающей прохождение на десятки часов, а сюжет делается кое-как. Да, еще в такие игры проще добавить платные лутбоксы. Я не считаю такие игры «сюжетными» в истинном смысле слова.
Почему так вышло? Проблема не только в том, что разработка игр стала куда более затратным делом; часть вины лежит и на пользователях. Мы жадные и всегда хотим получить за свои деньги как можно больше. На консолях многие думают, что чем длиннее прохождение – тем «выгоднее» игра, не понимая, что разработчики будут искусственно затягивать прохождение; в результате хорошо продаются пустые и скучные песочницы. На ПК ситуация еще хуже, здесь любые сингловые игры принято пиратить, зато выстреливают мультиплеерные проекты, намертво привязанные к интернету. Наверное, даже если выйдет Half-Life 3 с божественной сюжетной кампанией и получит 250 наград GOTY, она не сможет по продажам догнать PUBG. Даже близко не подойдет.
Давайте посмотрим, как мутировала из-за этого явления игровая индустрия за последнее десятилетие.
Monolith Productions
Эта студия существует уже более 20 лет, и за это время она выпустила множество великолепных сингловых игр. Во-первых, серию No One Lives Forever (ньюфаги вряд ли поймут, о чем идёт речь, а старички всплакнут), шутер Aliens versus Predator 2, серию шутеров Blood и серию игр в жанре survival horror Condemned.
Хотя в нашей стране большинство игроков, наверное, любят «монолитов» за серию F.E.A.R. В свое время первая часть F.E.A.R. задала новую планку в жанре шутеров, а её искусственный интеллект даже по современным меркам не сильно устарел. Это была действительно крутая игра.
Но увы, делать сюжетные игры оказалось невыгодно, поэтому Monolith Productions пошли в другом направлении. В 2012 году они выпустили ужасную игру в жанре MOBA под названием Guardians of Middle-earth (почти неиграбельный аналог Dota 2), а затем сосредоточились на серии Middle-earth. Хотя у этой серии есть положительные стороны, это всё-таки очень однообразные игры, к тому же с донатными «лутбоксами».
Текущий статус: Делает игры с «открытым миром» и лутбоксами.
Bungie
Настоящий ветеран индустрии, создатель двух эпических серий – Marathon и Halo. И если первую вряд ли кто-то еще помнит, то вторая существует до сих пор. До выхода Mass Effect серия Halo была главным космическим боевиком на консолях от Microsoft, и до сих пор многие геймеры любят поностальгировать о тех временах, когда они истребляли орды Ковенанта в шкуре Мастера Чифа.
Со временем Bungie устали от Halo и захотели создать мультиплеерный проект. Ради этого они даже ушли от Microsoft, оставив права на Halo, и сейчас трудятся над онлайновой серией Destiny.
Текущий статус: Делает MMOFPS, а сингловые игры остались в прошлом.
Bioware
В свое время логотип Bioware был своего рода гарантом качества – эти люди делали лучшие РПГ в мире. Никакие их проекты не тянули на 10/10, но в них всегда был яркий сюжет и колоритные персонажи. Почти каждая игра студии до 2010 года – натуральный шедевр (серии Baldur’s Gate, Mass Effect, Neverwinter nights, Dragon Age: Origins, Jade Empire).
После покупки студии компанией EA Games, ситуация переменилась. Во-первых, студия стала отказываться от компактных сингловых игр в пользу больших игр с «открытым миром». В результате вышли Dragon Age: Inquisition и Mass Effect: Andromeda, наполненные однотипными заданиями и унылым исследованием. Часть команды переключилась на создание ММО – Star Wars: The Old Republic и Anthem. Сегодня имя Bioware вообще не внушает доверия.
Текущий статус: Делает скучные игры с «открытым миром» и ММО-проекты.
Valve
А здесь у нас «мертвая» студия, разбазарившая грандиозный потенциал, и когда я думаю об их прошлых проектах, сердце кровью обливается. Самые отчаянные игроки до сих пор ждут Half-Life 3, Portal 3 (и Left 4 Dead 3, что уж греха таить). Но глава студии Гейб Ньюэлл не умеет считать до трех.
Сегодня Valve зарабатывает на сетевых играх – Counter Strike и Dota 2; последний анонсированный проект оказался карточной игрой по Dota 2 и больше походил на первоапрельский розыгрыш, чем на что-то реальное. Видимо, пока работает сервис Steam, и Valve получают процент от каждой покупки в нём, можно вообще не разрабатывать игр.
Текущий статус: Делает дешевые мультиплеерные игры без сюжета.
Crytek
Когда-то одна из любимых студий у ПК-аудитории – ведь они разработали легендарный Crysis! Эта игра даже сейчас, спустя 10 лет, не кажется технологически устаревшей, а два её сиквела тем более. Кроме того, Crytek разработали первую часть Far Cry и Ryse: Son of Rome.
Увы, тяга к крутым синглам не принесла Crytek финансового благополучия, поэтому несколько лет назад им пришлось закрыть все студии в других странах, оставив только штаб-квартиру в Германии. Сейчас Crytek зарабатывает на сетевом free-to-play шутере Warface, а недавно запустила еще один многопользовательский шутер - Hunt: Showdown.
Текущий статус: Делает мультиплеерные игры без сюжета.
Ubisoft
В начале нулевых Ubisoft были мастодонтами сюжетных игр, но потом финансовый кризис пустил всё под откос. Компания балансировала на грани банкротства и могла бы даже разориться, если бы не успех серии Assassin’s Creed.
Неудивительно, что основные сингловые серии Ubisoft либо исчезли, либо перешли в мультиплеер, либо мутировали в игры с «открытым миром». О Splinter Cell уже много лет ничего не слышно, Ghost Recon превратилась в «песочницу с открытым миром» Ghost Recon: Wildlands. Серия Rainbow Six (когда-то в ней был сюжет, представляете?) превратилась в чистый сетевой шутер Rainbow Six: Siege. Бренд Far Cry, взятый у Crytek, французы тоже превратили в серию игр с «открытым миром». Наконец, Prince of Persia трансформировалась в знаменитую серию Assassin’s Creed, которая стала главным символом однотипных «песочниц»: здесь балом правят вышки, гринд и copy-paste задания. А недавно Ubisoft решительно шагнули в стан ММО, выпустив The Division.
Текущий статус: сфокусировались на сетевых шутерах, играх с «открытым миром» и ММО.
Visceral Games
Эту студию многие знают только по трилогии Dead Space, но на самом деле в их портфолио куда больше сингловых игр: The Lord of the Rings: The Return of the King, серия The Godfather, Dante's Inferno.
Но судьба студии печальна: в 2017 году EA закрыли их, объяснив это тем, что в нынешних реалиях сингловые проекты студии не приносят денег. Серия Dead Space, несмотря на всенародную любовь, продавалась очень вяло. Впрочем, студия изначально была детищем EA и, как говорил Тарас Бульба: «Я тебя породил, я тебя и убью».
Текущий статус: Студия закрыта, потому что сингловые игры не продавались.
Square Enix
В данном случае ситуация не настолько плачевная, но довольно-таки тревожная. За последние несколько лет «скворечники» закрыли или заморозили множество сингловых серий, причем не каких-нибудь, а культовых. Да, в этой подборке Square Enix выступает в качестве издателя, а не разработчика. А ну и что?
Знаменитые серии Thief и Deus Ex, видимо, отправились под нож – в ближайшее время мы о них не услышим. Туда же отправилась любимая многими, но не очень успешная финансово Sleeping Dogs. Разработчиков серии Hitman «скворечники» отпустили в открытое плаванье, а многострадальная Final Fantasy XV вышла очередной игрой с «открытым миром» (и не самым интересным открытым миром). Правда, остался как минимум один громкий сингловый проект, который Square Enix продолжает оберегать в качестве издателя, - это успешная серия Tomb Raider.
Текущий статус: почти все сингловые серии умерли.
Островки сюжетных игр
Впрочем, не всё так безнадежно. В море пубгов и «открытых миров» с лутбоксами осталось несколько островков, где всё еще можно поиграть в дорогие и качественные сюжетные игры.
В первую очередь речь идёт конечно же об играх от Sony. Упрямые японцы продолжают издавать сюжетные игры, даже когда это уже «немодно», причем игры-то получаются очень хорошие, а иногда просто великолепные. В 2018 году «любить сюжетные игры» и «иметь консоль от Sony» - понятия смежные. Один только предстоящий релиз The Last of Us 2 обещает стать событием, сравнимым по грандиозности с релизом Half-Life 3 (вот только третьей «халвы» никогда уже не будет, а TLoU 2 будет). А в этом году добрая половина претендентов на звание «Игра года» - либо консольные эксклюзивы, либо эксклюзивы чисто от Sony.
Еще две крупных компании, которые продолжают с упрямой любовью разрабатывать и издавать сюжетные игры, это Bethesda и Deep Silver. «Беседка» издала добрую половину сюжетных мультиплатформенных шутеров последних лет. Что касается Deep Silver, они взяли под крыло игру Kingdom Come: Deliverance, которая стала одним из самых ярких релизов этого года, а также серию Metro (и мы все с нетерпением ждем Metro Exodus).
Возможно, сейчас мы стоим на переломном моменте в игровой истории: моменте, когда время сюжетных проектов уходит в лету. Некоторые из разработчиков не дают синглу умереть, но постепенно и они начинают прогибаться под изменчивый мир. Нам лишь остаётся проходить уже вышедшие сюжетные игры и помнить, что онлайн убил сингл плеер.
Для меня EA, Ubisoft, Rockstar возможно даже и Bethesda уже фактически мертвые студии. Из студий приоритетов бы назвал 4Agames, Ninja Theory, Platinum Games, From Software и Arkane, ну и CD Project но там ещё ничего не ясно пока.
technopank А причём рокстар? Да и у беседки всё нормально,выпускают же сингловые игры
Я думаю пользователи тут виноваты мало. Скорее жадные издатели хотят получать больше и больше прибыли. Сравните, что выгоднее "Продать глубокую и интересную РПГ с сюжетом, которую делали лет пять, которая окупит свою разработку, может даже принесет сверху" или "Выпустить игру сервис, продать ее, через месяц влить контент, добавить внутриигровую валюту и получать прибыли ежемесячно"? Ответ очевиден. Но есть одно "но", игры сервисы отомрут сами собой, причем очень быстро. Аудитория не резиновая, я не знаю никого из моих друзей, кто играл бы одновременно и много и в Destiny 2, и в Fortnite, и в For Honor и еще в какую-нибудь игру параллельно, а потом еще качал персов в WoW и успевал на досуге пройти Detroit: Become Human. Сейчас у игр-сервисов очень жесткая борьба за аудиторию. Fortnite отбил людей у ПУБГ, BF у CoD и тд. И компании, которые эту битву проигрывают, вынуждены что-то предпринимать.
AlexReiss Если бы игры не начали резать на dlc, пихать всякие ультрамегаэдишоны с уникальным контентом, то процент продаж был бы выше.
AlexReiss
Эм... а издатели откуда деньги получают? Из воздуха, что ли? Им их из космоса присылают? ignasio67
А я наоборот не люблю. Единственные игры, где я собрал прямо 100% всё, это были Black Flag и Watch_dogs, из которых просто уходить не хотелось и делал/собирал уже всё подряд. А так я обычно все эти манчкинства да ачивкодрочерства пропускаю и спокойно играю так, как хочу, а не бомблю странными блогами на Пегаче.
Anglerfish
А чем виноваты люди, которые платят за то, что им нравится? Или надо начать диктовать геймерам, что покупать? ignasio67 Ну для Witcher 3 же DLC все покупали. И во времена, которые автор описывает DLC в основном были не "обрезками", а вполне себе дополнительными кусками. Сюжет продолжали, добавлял что. Но люди не хотели их покупать, многие плевались, DLC продавались куда хуже самой игры. Поэтому со временем и сил в них стали вкладывать меньше, как и времени. А потом оказалось, что вообще удобнее обрезки контента запихивать в рандомные сундуки и люди будут это покупать.
лолшто?
о да, такого яркого бенгальского фонаря(сгорел и потух, и сгинул в забвении) мы в этом году действительно не видели. Ну вот только агония разве что с их "цензурными" пуками и унылейшей бродилкой.
студия закрыта, потому что вместо того, что сосредоточиться на серии мертвый космос ей поручали всякий шлак разрабатывать.
к которым не имеет отношения.
Хосподе, в тексте столько натянутости и субъективности, что даже разбирать это всё не хочется. Но особенно повеселило вот это:
Походу, у современных игроков слово "шедевр" сильно обесценилось, либо они не знают, что это за слово такое. Для справки, вот выдержка из всеми нелюбимой Вики: "Шеде́вр — уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства или чего-либо другого". Дальше читать уже не стал, авторское видение и без того понятно. Но за разбор в любом случае спасибо.
Anglerfish Нет, ну масыч 2 и первый драгон вполне себе тянут на шедевр)
ignasio67
И? Ты прочитай, что автор пишет. Сначала пишет, что у них не было НИ ОДНОЙ игры 10 из 10 и в следующем же предложении пишет, что до 2010 почти каждая игра - шедевр. Да и в целом весь текст какой-то странный. Взять того же Ососина. Ну, не нравится открытый мир - не бегай по нему, выполняй только сюжетные задания, и это будет для тебя сюжетная игра, тем более до Юнити там почти все сюжеты номерных частей интересные и длинные. Потому что - ВОТ ЭТО ПОВОРОТ - игры ососинской серии не вынуждают игрока бегать по всей карте и собрать всякий хлам - там это дело сугубо добровольное (говорю про игры до Юнити, т.к. начиная с неё серию забросил). Но нет, для автора исключением являются только Скурим да Ведьмак 3 (по какой-то неведомой причине), а вот остальные open-world'ы сходу записаны в разряд вселенского отстоя.
Anglerfish Зато не Gruz и не Царь игр...
Не блог, а выжимка желтушных новостей: игор нет, везде лутбоксы, вот раньше-то трава-то уууу какая, а солнце-то да, вот оно-то было настоящим солнцем... Square Enix Текущий статус: почти все сингловые серии умерли. Талант петросянить у тса не оспорим. Kingdom Come: Deliverance, которая стала одним из самых ярких релизов этого года Ха. Ха. Ха. Нет. Через пол года, а то и год может станет игрой, а сейчас туда соваться - себя не уважать, и это релизом назвать нельзя. речь идёт конечно же об играх от Sony Низкокачественное фанбойство. Сейчас бы унылый tlou облизывать когда gow 3 в игоря года метит спокойно.
Apokalipsis113
учитывая, какой она кал геймплейно.
Ну в кое чем автор то прав как не крути, если взять начало года и по сегодня то на плойке уже одна потенциальная ГОТИ и одна просто хорошая сюжетная игра, а на ПК что мы увидели Кингдом Кам? Хорошая игра но все согласятся что до уровня екзов сони еще далеко. Мб конечно до конца года еще будет годнота но хз, с такими темпами фанатам сюжеток надо брать плойку как не крути. Ждем Вампира конечно, но если это будет провал я лично на осень точно плойку буду брать, хоть бы там зимой ПС5 выпускали, РДР2 и ТЛОА2 я пропускать не собираюсь. П.С. Кстати хотел возразить автору что "открытый мир" не значит плохой сюжет но вот кроме Ведьмака что то ничего на ум не приходит.
Как я понимаю автор не играет ни во что. кроме ЙОБА. ну или у него нет ПК так то выходят постоянно сингловые партийные РПГ, в том же стиме выходит куча сингловых игр постоянно. Но для автора то что не ЙОБА и не хайпится - не существует.
Щито? Tomb Raider? Final Fantasy? Dragon Quest? Left Alive? Nier Automata? Life is Strange? Just Cause? Что из этого мертво? Ну отказались они от лысого и отложили Не Просившего Об Этом на некоторое время и всё. У них всего один мультиплеерно-ориентированный проект - 14-ая финалка. Даже у пресловутой Беседки сейчас больше мультиплеерных проектов - TES Online и Quake Champions
Лол, ты бы хоть прочитал для начала, прежде чем писать подобное. Голова Никсона Just Cause и Final Fantasy - очередные игры с "открытыми мирами", Life is Strange - кинцо, Ниер я терпеть не могу, потому и не упомянул. А вообще процент умерших серий у них намного выше, чем выживших. У беседки мультиплеерных проектов почти нет, сплошь синглы, причем "старой школы", без лутбоксов и прочего. По крайней мере, пока.
Jafes В начале было про "часть вины", но исходя из остального текста всё именно так как я написал.
Ох уж этот вечный вопрос борьбы с пиратством ай ай ай Хм,игры это такое же достояние искусства как и кино,и уж тем более книги.У всего этого есть определенный период актуальности когда если есть желание можно и купить.Именно с этого периода старта продаж,любого продукта и образуется бюджет компании,а все остальные продажи они как бы уже не касаются разработчика от слова совсем,дальнейшую прибыль получает только цифровой магазин,от того игры и раздают на распродажах так как издателю и разработчику они уже не нужны.Тоже самое фильмы,вы удивитесь но Blue-Ray всё ещё продаются в магазинах и довольно таки жирно,ну и что ? Вы видели там фильмы 2000-х 2010-ых ? Нет конечно,продаётся то что вышло за год или за два до текущего,на то и существуют периоды продаж,чтобы выжить максималку из того что может получить фирма.Это ж физика. Проходит пол года и твои 500 рублей в стиме никуда не уходят а остаются у Габена. А то что разработчики связаны с пиратами это факт,только вот пираты по логике вещей и законов об авторском праве должны игры так же продавать,но Битторент ещё не просел под натиском закона. Пора перестать ныть о том что пираты плохие люди,пиратство это нормально,и это конечная отправная точка в цифровом бизнесе,не более. Всё таки интернет пока ещё свобода обмена информации.