Оторвавшись на секунду от жестокой битвы на Alpine Assault, с радостью рапортую: «Новая игра печально знаменитой EA Pacific (ранее известной под псевдонимом «Westwood») зажЫгает по полной. Спецэффекты блещут на каждом шагу, ежесекундно на экране бухают ядерные бомбы, заставляя соседей отбивать краску на батареях чем-то тяжелым, а из-за звуковых последствий взрыва Air Fuel Bomb ощутимо дрожат оконные стекла. Оторваться от игры невозможно ни при каких обстоятельствах!».
Nuclear missiles raining from the sky, Innocent peoples destined to fry…
Впрочем, оставив эмоции, перейдем к конкретике. Новая игра серии «C&C» позиционировалась EA Pacific как симулятор «modern warfare». Дескать, хватит гонять по тибериумным полям на Mammoths tanks, пора испробовать настоящую технику! Естественно, что от «настоящей» техники остались лишь названия и весьма условный вид 3d моделей, на ТТХ же разработчики наплевали с самого начала и особо этого не скрывали. Никто сильно огорчаться не стал – ну, есть у американцев «Aurora bomber» и «Crusader tank», но так даже веселее, никто не отвлекает вас от забавы сообщениями вроде «у танка кончились боеприпасы, извольте отступать». Короче говоря, перед нами старый добрый C&C в новых декорациях.
А декорации выбраны что надо – приз «лучшее отображение города, которое утирает нос SimCity 4» уходит Generals под шквальные овации зала. Поле битвы трех сторон, Global Liberation Army (собирательный образ террористов всего мира, наделены сильным арабским акцентом), Китая и СШАвии представляет собой сборник городов и деревенек от швейцарских Альп до Ближнего Востока. Описывать это нет никаких сил – скажем, на улочках ближневосточных городков ежеминутно происходят сцены, способные по зрелищности задвинуть художественный фильм «Black Hawk Down» (в России: «Десант Черного Ястреба», «Падение Черного Ястреба» и просто лаконичное «Черный ястреб») в самый дальний угол. Описание графики (как самого сладкого куска) мы оставим на потом, а сейчас поговорим о балансе сил, кампаниях, сюжете и других не менее важных вещах.
В игре представлены три кампании, по одной за каждую сторону, соответственно. Описывать сюжет нет смысла – он сводится к брифингам типа «замочи плошихей». Однако развязка китайской и американской по-настоящему удивляют. Скажем, за китайцев мы в течение семи миссий мочили в сортире террористов. Уничтожив в седьмой миссии «столицу мирового терроризма» и посмотрев скриптовый ролик, показывающий парад доблестных ВС, мы ожидаем сообщения в духе «Империалистическая Америка покусилась на нашу родину. Защитим завоевания социализма!», и продолжения банкета. И к своему удивлению узнаем, что это была последняя миссия кампании. Финита ля комедия! Цирк закрылся, клоуны разбежались. США и Китай не враги, а очень даже союзники в борьбе с мировым террором (в некоторых миссиях нам помогает американская армия)! Поднимая челюсть с пола, проходим штатовскую кампанию. Тот же результат – сражение с GLA, финальный штурм вяло сопротивляющийся террористической базы и … все! Стравить коммунистов с капиталистами в рамках кампании не удастся, поэтому мечтающие устроить ядерную бомбардировку Вашингтона могут мечтать дальше. По-моему мнению, кампании за Китай и США получились довольно скучными и максимально политкорректными. В расстроенных чувствах садимся за кампанию GLA и через сутки встаем от компьютера с просветленным лицом – вот оно! На фоне банального уничтожения террористических гнезд напалмом и ядерным оружием, кампания за самих террористов выглядит сущей жемчужиной в навозе. Во-первых, потому что там надо думать. Миссии борцов за правое дело мыслительной деятельности не предполагают, самая распространенная там тактика – это создание танковой колонны для последующего выноса противника. У «терроров» тяжелых танков нет, массой они не задавят, напалмом с самолетов не закидают. Играя за них, надо просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Кроме того, сами mission goals веселят до ужаса. В первой миссии мы взрываем плотину. Во второй – грабим конвои ООН, расстреливая мирное население, осмелившееся прикарманить наши supply resources. В третьей – организуем массовые беспорядки. Опять же, только «террористическая» последняя миссия дает ощущение завершенности. Штурмуя Байконур (не спрашивайте!), чувствуешь себя, как минимум, Архимондом, покушающимся на Мировое Древо. Финальный ролик до боли напоминает вступительную сцену к\ф «Армагеддон». Впрочем, я не рекомендую начинать осваивать игру с кампании GLA – после ее прохождения остальные две кампании будут казаться скучнее, поэтому проходите ее в последнюю очередь. Кроме того, кампании небольшие, каждая по 7 миссий. Лично я их одолел за полтора дня.
«Мультиигрок» и «Skirmish».
Рано или поздно даже самый неторопливый игрок пройдет все три кампании и тогда перед ним встанет резонный вопрос: «Куда податься дальше?». Естественно, в интернет и в режим скирмиша. В обоих случаях вы столкнетесь с новинкой – так называемыми «Battle Honours», проще говоря, медалями, которые выдаются за определенные деяния. Первые три вы получаете за прохождение трех кампаний. Остальные получить не так то просто. Необходимо, скажем, построить в течение одной игры 50 танков, вынести компьютерного оппонента меньше чем за десять минут, выиграть три матча за раз или (единственное условие, которое я пока не выполнил), одержать победу на всех стандартных картах (коих аж 22 штуки). В остальном все более-менее стандартно, ИИ играет довольно плохо даже на высшем уровне сложности. Хотя, надо признать, он честно пытается адекватно реагировать на наши атаки. Начав массированное использование авиации, вы вскоре с удивлением обнаружите на базе врага мощную противовоздушную оборону. Еще один забавный момент – уровни, получаемые генералом, то есть вами. За каждый убитый юнит (уничтоженное здание), вам начисляется определенная доза XP (experience bar можно найти в правом нижнем углу экрана). Получив новый уровень (всего их пять), вы можете приобрести на выданные очки технологии производства новых юнитов, специальные атаки (скажем, пролет штурмовиков A10 над базой врага с последующим уничтожением чего-нибудь жизненно важного для него) или апгрейды юнитов (артиллерия появляется на свет ветеранами, система званий для юнитов позаимствована из предыдущих частей серии C&C безо всяких изменений). Все это жизненно важно, и вовремя полученный уровень способен повернуть ход сражения в вашу сторону. Поэтому (дожили!) вы вынуждены организовывать рейды на базу врага для получения XP. Другое средство, провоцирующее игроков на активные действия – супероружие, способное разнести за раз большую и лучшую часть базы противника. Китайские ядерные ракеты, скажем, запускаются с интервалом раз в шесть минут. Не успели раздолбать пусковую шахту – извольте получить выжженную землю на месте мощного укрепрайона. Строительство мощной обороны, таким образом, становится совершенно бессмысленным - аккуратно расположив пару десятков бункеров и gattling cannons, через минуту вы получите в этот район что-нибудь страшное и массового поражения, а еще через тридцать секунд – танковую колонну, сметающую все на своем пути. Учитывая весьма ограниченные ресурсы (на стандартной карте для двух человек – около 60 000 на игрока) и высокие цены (китайский overlord стоит 2000, с апгрейдом – 3200) следует бить один раз, но наверняка. Организовывая постоянные слабые атаки, вы вскоре останетесь без ресурсов. И тут мы подходим к одному неприятному моменту – явному превосходству США в области экономики. Дело в том, что у Китая и GLA практически нет иных источников ресурсов, кроме расположенных на карте. США же имеют так называемую «supply drope zone», куда раз в две минуты скидывается несколько тысяч у.е. Построив штук пять таких зон, можно вообще перестать добывать ресурсы на карте и все равно купаться в деньгах. Кроме этого, СЩА имеют превосходство в воздухе (4 вида авиации, бомбардировщик, неуязвимый на подлете к цели – куда это годиться!). Зато, у Китая явное преимущество на земле – десяток Overlord tanks способен без проблем вынести базу врага. А где же имеют превосходство силы GLA? На земле? Нет, любой их юнит взрывается после двух-трех попаданий китайского бронированного монстра. В воздухе? У них вообще нет авиации! GLA превосходят всех в искусстве тайных операций. Пускай китайцы строят танковые армады – засевший в засаде снайпер выбьет из машины экипаж, и через несколько мгновений дорогущих танк перейдет под наш контроль! Пускай американца строят практически неуязвимый paladin tank – мы создадим несколько дешевеньких marauder tank, которые, собирая остатки бронетехники врага, прокачивают свои пушки до состояния overlorda. Пускай у нас нет бомбардировщиков, способных отутюжить наземные укрепления, зато у нас есть bomb truck, стоящий копейки, но столь же эффективный. В общем, GLA для тех, кто любит и умеет думать.
Slick!
Я специально оттягивал описание графики до самого последнего момента – сладкие блюда принято подавать в конце обеда! Если вкратце, то все выглядит так, как будто вас пригласили на должность режиссера для съемок дорогущего голливудского блокбастера. Позволю себя привести небольшой отрывок из письма к одному из друзей: «А ядерный взрыв, а ослепляющая (в самом прямом смысле слова, приходится щурить глаза) particle canon? А мой личный фаворит, air fuel bomb – вначале распыляется облако газа, затем маленькая вспышка, и лишь через секунду следует оглушительной силы ОБЪЕМНЫЙ взрыв! А настоящие уличные бои, когда каждый дом крепость, а мирные альпийские деревеньки выглядят сущим Сталинградом после окончания партии? А падающие на технику минареты (сначала он начинает медленно крениться, и лишь затем мгновенно ухает вниз, погребая под собой большую часть вражеской армии)? А тот самый страшный звук замедляющихся лопастей сбитого вертолета? А применение напалмовых бомб МИГами в ночном Бишкеке?». Говорить что-то еще бессмысленно, это НАДО видеть. Пропустив Generals, вы пропустите одно из самых ярких аудиовизуальных пиршеств 2003 года.
Sounds great!
Звук и музыка в игре очень хороши. Особенно радует озвучка персонажей. «Enemies of the free world!» - заключает тяжелый танк Paladin и отправляет во врага снаряд из главного калибра. «Made in the USA» - вторит ему строительный dozer. «I’m hungry!» - жалуется на жизнь GLAшный крестьянин. «Brother, our destiny in yours hands»- страшным шепотом сообщает на брифинге террорист из GLA. Все фразы записаны очень смачно, арабский акцент просто великолепен! Музыка ни в чем не отстает, она традиционно хороша для серии «C&C». Правда, мне показалась что в одной из «китайских» тем есть кусочек, уворованный из саундтрека «Battle Realms», но общего впечатления это нисколько не портит, даже наоборот.
И о плохом…
Перед подведением итогов следует упомянуть, справедливости ради, о недостатках игры. В игре очень неудобное управление, которое ругал буквально каждый видевший игру человек. Конечно, кнопка «idle worker» как дань моде – это хорошо, просто великолепно. Но кто, кто надоумил команду EA поставить на клавиатурные стрелки выделение юнитов?! Во всех вменяемых стратегических играх последних десяти лет стрелки отвечали за скроллинг экрана, но никак не за перебор юнитов! К тому же, есть всего один способ выбрать определенный тип юнитов в выбранной группе – их надо выцепить курсором на экране. Надо ли говорить, к чему приводят попытки поймать курсором нескольких уродцев в самый разгар битвы, когда все войска смешались в разноцветную кашу? А выбрать их необходимо – у каждого есть архиполезная способность метать в пехоту противника flashbang grenades, без которых нам капут. После великолепного интерфейса третьего Warcraftа, «генеральская» концепция взаимодействия с игрой выглядит сущим издевательством.
Не меньшим издевательством выглядит singleplayer версия игры – три кампании по семь миссий в каждой, сюжет даже не ночевал. В скирмише же даже на высшем уровне сложности компьютер не способен организовать достойного сопротивления. В результате, для не имеющих дома инета игра станет «забавой на пару вечеров».
Подводя итог, можно сказать, что перед нами самая красивая и самая веселая стратегия из всех существующих на сегодняшний день. Не следует относиться к игре слишком серьезно, искать в ней тактические и стратегические глубины, и тогда огромное море удовольствия вам обеспечено! Не вздумайте пропустить!
Геймплей – 8/10
Графика – 7.5/10
Звук и музыка – 7/10
Интерфейс и управление – 5/10
Новизна – 8/10
Оправданность ожидания - 8/10
ОБЩИЙ РЕЙТИНГ – 8/10

ндя неплохая игра
жалко россии там нету
и раздражает клоунская раскраска техники
ну а так всё кульно веселье
ничи на пролёт играл
Мало поставили рейтинга...
Nekotorye popravki :
Neskol'ko nepravda chto "у Китая и GLA практически нет иных источников ресурсов, кроме расположенных на карте". U Kitaya eto Hackery, kotorye generiruyut den'gi dovol'no shustro. I voobze Kitay samo bystree
sobiraet den'gi. A u GLA eto "black markets" . 5-6 dostatochno chto by normal'no hvatalo deneg do konca
igry.
A voobze v igru luchshe konechno igrat po Internetu (ili v kraynem sluchae po lokal'noy seti).
Seychas u mnogih igrokov vyzval skazem tak "nedovolstvie" patch 1.4 gde GLA byla neskol'ko
oslabzena, no v principe vsegda mozno nayti raznye strategii.
A tak igra super..
Privet iz USA !
Однозначно одна из самых лучших стратегий после Warcraft. Я играл в нее так же, но прошел быстрее, для меня это многое значит. Играйте в C&C! ;)
Так как надо, потому что обзор и так на ура написан. Нет там такого в игре. ну просто нет.
Подскажите в неё играть по модему можно ?
Игра кллёвая, но я могу не согласиться насчёт того, что Китай РУЛЕЗ! Нет я играю за китай лучше чем за другие страны, но просто За Китай можно конкретно прикалываться, т.к. за пять секунд до запуска Scud Storm взять переманить его и самому запустить. таких случаев против компа у меня много было, но главное в игре: это то что ВЕСЕЛО!!!
2 John: Есть. Ты просто дальше одной миссии пройди...
Да что ты....
я играл около двух недель....
Гладиатор, я не провокатор, честно
По моему субьективному мнению WarCraft3 и в подмётки не годится Generals.А самое главное ,что игра освободилась от попсовости Ret Alert.