Памятка для геймера: "Отсылка, пасхалка и заимствование - в чем разница?"

Автор оригинального арта - RAYxRAY
Автор оригинального арта - RAYxRAY

Привет, геймеры. Сегодня мы поговорим о сложной теме. О существовании отсылок и пасхалок знают, вероятно, абсолютно все. Но понять, что именно перед ними, игроки часто не могут. Катастрофические масштабы проблемы возникали при каждом релизе крупного фильм об играх, будь-то “Пиксели”, мультфильм “Ральф” или “Первому игроку приготовится”. Последний так и вовсе выявил слабую подготовку многих кинокритиков в такой сложной теме, поэтому фильму досталось целая куча рецензий в духе “Там одни отсылки и больше ничего нету!1111”.

Но на самом деле, “Первому игроку приготовится” невероятно крутой фильм, в котором конечно же были отсылки, вот только заметить их было довольно тяжело. И там были пасхалки, ведь сам фильм посвящен теме пасхальных яиц в играх. Но в основном зрители видели на экране заимствованных персонажей. И в этом блоге мы разберемся, чем отличаются пасхалки от отсылок, заимствование от плагиата, плагиат от пародии, пародии от прямых упоминаний и прочих сопутствующих вещах.

Стальной Гигант и "Делориан" это заимствования, а не отсылки
Стальной Гигант и "Делориан" это заимствования, а не отсылки

Отсылки

Отсылка (Она же “культурная отсылка”) - явление, суть которого в том, что в одном произведении упоминается другое произведение. Отсылка может быть как словесной, например, в диалоге персонажей упоминается фильм, аниме или место, так и визуальной - когда сцена, место, поведение или одежда героев похожи на вещи из другого произведения.

Суть отсылки - заставить понимающего о чем речь человека как минимум улыбнутся, как максимум - проникнутся. Хорошим примеров отсылок в кино является фильм “Дедпул” - в речах Дедпула полно отсылок на фильмы, комиксы и прочие супергеройские вещи. А в играх отсылки встречаются абсолютно везде.

В музыке отсылки часто представлены цитированием (Musical quotation) - это когда часть одного произведения становится частью другого. Например, в саундтреке последнего Serious Sam 4 в композиции Cathedral цитируется хит культовой группы The Prodigy - Omen.

Если говорить о музыке вообще, то цитирование в ней дело обычное, занимались этим еще классики, а позже это появилось в популярной музыке. В джазе и вовсе есть такая вещь как стандарты - общеизвестные произведениях, которые играются каждым коллективом на свой манер. Например, Autumn Leaves и Take Five. И поверьте, вы их точно слышали. Близко к цитированию стоит такое явление как Borrowed riff, то есть заимствованный рифф и встретить его можно не только в роке и метале.

Клокер и Сэм Фишер
Клокер и Сэм Фишер

Игровые примеры:

  • Внешний вид Клокера из Payday 2 - отсылка к Сэму Фишеру из Tom Clancy’s Splinter Cell. А вообще, Payday 2 состоит из отсылок на фильмы процентов на 50% точно.
  • Mirror's Edge - ачивка “Hey, It's-a- me!” как отсылка к играм серии Super Mario Bros.
  • Персонаж Harold Lott из Killing Floor - отсылка к видеоклипу Loadsamoney (Doin' Up the House) музыканта Harry Enfield. Этот персонаж имеет особый эффект - раскидывание денег.
  • В Assassin's Creed Valhalla можно найти барда по имени Кит, фразы которого отсылают к песням группы The Prodigy - отсылка к Киту Флинту.
  • В Saints Row IV есть роботы, являющиеся отсылками к “Терминатору”
  • В Half-Life 2: Episode One можно найти штрих-код с номером. Это отсылка к городу Фримен, ведь цифры это его индекс. А в Half-Life: Alyx есть плакат, отсылающий к игре Half-Life 2: Lost Coast.
  • Лечебная пушка Медика из Team Fortress 2 - отсылка на "Охотников за приведениями".
  • 0451 - популярный код, отсылка к роману Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Можно встретить в играх Deus Ex, Dishonored 2, System Shock 2, Sanitarium, The Novelist и многих других.
Первая известная пасхалка в видеоиграх. Moonlander 1973
Первая известная пасхалка в видеоиграх. Moonlander 1973

Пасхалки

Пасхалка ("Easter Egg") - некий секрет, спрятанный в игре, программе или сайте. Часто представляет собой предмет, которого быть в игре не должно или скрытую возможность. Пасхалки могут быть шуточными, пугающими, бессмысленными, а также позволяющими игроку пройти игру альтернативным путем. Многие из них находят спустя десятки лет после выхода игры.

Первая известная на данный момент пасхалка появилась в игре Moonlander 1973 года для компьютера DEC. Это была игра про посадку на Луне космического корабля Apollo. Пасхалка же заключалось в том, что среди лунной поверхности можно было найти ресторан, приземлится, после чего астронавт направлялся в ресторан...и не заходил в него, а возвращался на корабль.

Но в прессе чаще всего фигурирует история с игрой 1979 года - Adventure, хоррора с приставки Atari 2600. Именно в ней автор игры Уоррен Робинетт спрятал свое имя в одной из комнат, поскольку имена программистов в играх указывать было не принято. Когда журналисты из журнала Electronic Games стали получать письма от игроков об этом игровом секрете, они связались с Atari, и те ответили что о секрете знают, назвали их “пасхальными яйцами”(Easter eggs) и рассказали что планируют включать их в игры и устраивать “охоту за сокровищами”.

Парсифаль и Adventure, Ready Player One
Парсифаль и Adventure, Ready Player One

Пасхалка из Adventure легла в основу книги, а затем и фильма “Первому игроку приготовится”. Да и вообще, весь фильм посвящен теме поиска этих самых яиц. Кстати, важно отметить, что поиск настоящих пасхальных яиц(egg hunt) - это реальное мероприятие, проводимое в США и Европе на Пасху.

Необычный вариант пасхалки от индустрии звукозаписи - Hidden Track. Его суть в том, что на виниловой пластинке, компакт-диске или аудиокассете есть тайная, никак не обозначенная в треклисте альбома дорожка. Она может быть единым треком с последней песней и делать его очень длинным, либо быть спрятанной за длинным треком-пустышкой. Находят такие треки чаще всего случайно и содержится на них все, что угодно - от песен до интервью и всяких случайных записей. Менее известны прегапы - особые дорожки на дисках.

В мультипликации богатыми на пасхалки являются сериалы “Симпсоны” и “Футурама”. Авторы мультсериалов тратили кучу сил на создание так называемых стоп-кадр шуток, по типу математических формул, кодов и названий книг.

Примеры пасхалок:

  • Pacman из сыра в Fallout и Skyrim (Заодно отсылка на игру Pacman)
  • Корабль из Left 4 Dead в Counter-Strike: Global Offensive
  • В начале Serious Sam: The Second Encounter можно найти телефонную будку, зайдя в которую Сэм звонит чтобы узнать о выходе Duke Nukem Forever.
  • В Steamworld Dig можно найти заброшенный видеоигровой магазин со скелетами фанатов Half-life 3. Не дождались…
  • Огромный фиолетовый кролик в Saints Row 2
  • В браузрах Waterfox и Firefox: вводим в адресную строку about:robots и видим сообщение о роботах
  • В µTorrent спрятана игра похожая на “Тетрис” - заходим в раздел “Справка” - “О программе” - жмем Т на клавиатуре.

Самые знаменитые и долгоиграющие пасхалки в истории:

Dopefish в Doom Eternal, автор скриншота Psychedelic Eyeball
Dopefish в Doom Eternal, автор скриншота Psychedelic Eyeball
  • DopeFish - появившаяся в Commander Keen 4 забавная зеленая рыбка с двумя торчащими передними зубами, как у кролика. Встречается как сама, так и отсылки на нее во множестве игр, как от Id Software, включая Doom Eternal, так и других разработчиков: Warcraft III. Reign of Chaos, SuperTux, Deus Ex: Human Revolution, Quake 1-2, Rage, Natural Selection 2, Dusk, Black Mesa, Duke Nukem 3D, Tagap и многих других.
  • “Крик Вильгельма” - звуковой эффект из фильма-вестерна 1951 года “Далёкие барабаны”. Представляет собой крик человека. Использовался во множестве игр, фильмов и телепередач. Например, в Red Dead Redemption, Assassin’s Creed Rogue, Dark Void, Darksiders, Eragon, серии God of War, серии GTA, Hellgate: London, Homefront, Team Fortress 2 и многих других.
Saints Row IV состоит из пародий на популярные игры, но при этом остается самостоятельной историей
Saints Row IV состоит из пародий на популярные игры, но при этом остается самостоятельной историей

Пародии

Пародия - произведение-имитация с намеренным выражением или изменением узнаваемых черт, призвана создать комический эффект. Яркий пример пародии в играх - аддон к POSTAL 2 под названием Paradise Lost. В нем можно увидеть имитацию узнаваемых черт таких игр, как Borderlands, Fallout, S.T.A.L.K.E.R. и многих других. Иногда в играх можно встретить персонажа-пародию на какого-то известного человека или другого персонажа. Например, в Borderlands 2 есть пародия на "Черепашек-нинздя".

В шутере Final Combat многие игроки увидели плагиат Team Fortress 2, но тем не менее, в игре много своих идей
В шутере Final Combat многие игроки увидели плагиат Team Fortress 2, но тем не менее, в игре много своих идей

Плагиат

Плагиат - умышленное копирование чужих персонажей, сюжетов, диалогов, музыки и т.д. с минимальным или полным отсутствием изменений. В игровой индустрии сегодня плагиат прочно прописался в мобильных играх, где десятками создаются клоны популярных игр без всякого на то разрешения авторов оригиналов.

Также для современных игр характерно нелицензированное использование чужой интеллектуальной собственности. Например в Steam, многие игры и программы используют бесплатные модельки известных аниме-персонажей, ставят их на превью и скриншоты, чем и делают продажи. Плагиата тут нет, т.к. модельки делали не сами авторы, а вот использование без лицензии - есть.

Заимствование и прямое упоминание

Кроссовер - это когда две разных вселенных встречаются. Phantom Breaker: Battle Grounds и Steins;Gate.
Кроссовер - это когда две разных вселенных встречаются. Phantom Breaker: Battle Grounds и Steins;Gate.

А вот теперь самое интересное. Интересное настолько, что границы явления смещаются. Знаете ли вы, что с глубины веков в литературе и музыке заимствование тех или иных вещей являлось нормой? Нам это не так важно, поэтому я приведу более поздний пример - шерлокиана. Так называют рассказы и другие произведения о сыщике Шерлоке Холмсе, написанные не Конан Дойлом. Среди них есть и обычные истории о сыщике, которые от работ Доила отличить трудно и фантастика, с роботизированными Шерлоком и Ватсоном. А что в играх?

В играх заимствование всюду. Причем, касается это не только геймдизанерских решений, по типу взрывающихся бочек и прокачки. Если вы играете в Team Fortress 2 в шапке Робоцыпа и с пистолетом из Deus Ex - это заимствование. Если вы играете в Fortnite со скином Джона Уика это тоже заимствование. Так почему же тогда Трейсер и мотоцикл из “Акиры” в “Первому игроку приготовится” стали отсылками? Да потому что обзорщики опять все напутали.

Посмотрите на современные игры - компании подписывают контракты, чтобы игроки могли играть персонажами разных вселенных. И игрокам это нравится. В Dead by Daylight собираются все маньяки мира из разных вселенных. В Rocket League машины из разных фильмов. Думаете это деградация игр?

Машина из "Ghostbusters" в Rocket League
Машина из "Ghostbusters" в Rocket League

Хорошо, а вы были в парках развлечений? С горками и прочими аттракционами? Многие из популярных аттракционов это аттракционы по известным фильмам и мультфильмам. И они популярны. Так почему игры должны оставаться в стороне, если людям это нравится?

В “Первому игроку приготовится”, который я упоминал раньше, просто отражены реалии мультиплеерных игр. Он заимствует персонажей, транспортные средства, оружие и игрушки из разных франшиз, чтобы достоверно передать виртуальный мир игры и психологию геймеров. Тоже самое делает “Ральф” с целью показать мир игр глазами их обитателей, а также “Пиксели”, чтобы заинтересовать зрителя в теме ретро игр и культуре 80х.

Kusanagi CT-3X из Cyberpunk 2077 это точно не заимствование, а скорее оммаж, то есть подражание в знак признательности и уважения
Kusanagi CT-3X из Cyberpunk 2077 это точно не заимствование, а скорее оммаж, то есть подражание в знак признательности и уважения

Многие эти заимствования являются также прямыми упоминаниями, например, мотоцикл из “Акиры”. Нам прямо указывают что в мире фильма есть такое аниме. А вот с персонажами не все так очевидно. В той же финальной битве можно увидеть мелькающего Соника, но является ли он героем игры или мультфильма? Кто знает... Именно поэтому грань между прямым упоминанием и заимствованием такая тонкая.

Хороший пример прямого упоминания в играх - Уитли из Portal 2 читает книги, среди которых - книга Никколо Макиавелли.

Подведем итоги

Один их постеров Payday: The Heist является визуальной отсылкой к картине Кассиуса Кулиджа "Собаки играют в покер"
Один их постеров Payday: The Heist является визуальной отсылкой к картине Кассиуса Кулиджа "Собаки играют в покер"

Отсылки нужны чтобы сделать игры более интересными, добавить в них фансервиса и порадовать знающих игроков. Пасхалки - чтобы порадовать любознательных игроков и дать разработчикам немного пошутить. Пародия - способ высмеять или просто исказить название или предмет так, чтобы юристы не докопались, а также развеселить игрока. Плагиат - не нужен, но он есть. Заимствование нужно чтобы делать необычные проекты и радовать фанатов. Ну а прямое упоминание необходимо, чтобы показать что в мире произведения существует упоминаемый объект.

  • Пасхалка может быть отсылкой
  • Отсылка может быть пасхалкой, если она спрятана
  • Пародия может быть отсылкой и если она спрятана - пасхалкой
  • Заимствование это не отсылка
  • Заимствование может быть пасхалкой, а почему нет то?
  • Прямое упоминание тоже может быть пасхалкой, если его хорошо спрячут

Я надеюсь что этот блог помог вам понять разницу между отсылками и пасхалками, если ранее с этим возникали трудности.

Комментарии: 6
Ваш комментарий

Интересно. Вон как всё закручено, оказывается. :)

11
понять разницу между посылками и пасхалками

Ты ошибся? Здесь должно было быть слово отсылками? Или я чего-то не понимаю?

А вообще не вижу разницы между этими двумя вещами. Ибо в конечном итоге то и то является обычным скрытым посланием. Одни игроки поймут, о чём речь. А другие откроют секрет и даже не заметят его. Что одно, что другое... самые обычные скрытые послания, как по мне.

4

Любопытно. Напомнило видео с разбором таких терминов как "Тизер", "Трейлер" и т.д.

4

Есть ещё и творческий пересказ. Так, например, "Мудрец из страны Оз" превратился в "Волшебника изумрудного города" в пересказе Волкова, а "Пиноккио" в "Буратино".

4