Привет, геймеры. Сегодня мы поговорим о сложной теме. О существовании отсылок и пасхалок знают, вероятно, абсолютно все. Но понять, что именно перед ними, игроки часто не могут. Катастрофические масштабы проблемы возникали при каждом релизе крупного фильм об играх, будь-то “Пиксели”, мультфильм “Ральф” или “Первому игроку приготовится”. Последний так и вовсе выявил слабую подготовку многих кинокритиков в такой сложной теме, поэтому фильму досталось целая куча рецензий в духе “Там одни отсылки и больше ничего нету!1111”.
Но на самом деле, “Первому игроку приготовится” невероятно крутой фильм, в котором конечно же были отсылки, вот только заметить их было довольно тяжело. И там были пасхалки, ведь сам фильм посвящен теме пасхальных яиц в играх. Но в основном зрители видели на экране заимствованных персонажей. И в этом блоге мы разберемся, чем отличаются пасхалки от отсылок, заимствование от плагиата, плагиат от пародии, пародии от прямых упоминаний и прочих сопутствующих вещах.
Отсылки
Отсылка (Она же “культурная отсылка”) - явление, суть которого в том, что в одном произведении упоминается другое произведение. Отсылка может быть как словесной, например, в диалоге персонажей упоминается фильм, аниме или место, так и визуальной - когда сцена, место, поведение или одежда героев похожи на вещи из другого произведения.
Суть отсылки - заставить понимающего о чем речь человека как минимум улыбнутся, как максимум - проникнутся. Хорошим примеров отсылок в кино является фильм “Дедпул” - в речах Дедпула полно отсылок на фильмы, комиксы и прочие супергеройские вещи. А в играх отсылки встречаются абсолютно везде.
В музыке отсылки часто представлены цитированием (Musical quotation) - это когда часть одного произведения становится частью другого. Например, в саундтреке последнего Serious Sam 4 в композиции Cathedral цитируется хит культовой группы The Prodigy - Omen.
Если говорить о музыке вообще, то цитирование в ней дело обычное, занимались этим еще классики, а позже это появилось в популярной музыке. В джазе и вовсе есть такая вещь как стандарты - общеизвестные произведениях, которые играются каждым коллективом на свой манер. Например, Autumn Leaves и Take Five. И поверьте, вы их точно слышали. Близко к цитированию стоит такое явление как Borrowed riff, то есть заимствованный рифф и встретить его можно не только в роке и метале.
Игровые примеры:
- Внешний вид Клокера из Payday 2 - отсылка к Сэму Фишеру из Tom Clancy’s Splinter Cell. А вообще, Payday 2 состоит из отсылок на фильмы процентов на 50% точно.
- Mirror's Edge - ачивка “Hey, It's-a- me!” как отсылка к играм серии Super Mario Bros.
- Персонаж Harold Lott из Killing Floor - отсылка к видеоклипу Loadsamoney (Doin' Up the House) музыканта Harry Enfield. Этот персонаж имеет особый эффект - раскидывание денег.
- В Assassin's Creed Valhalla можно найти барда по имени Кит, фразы которого отсылают к песням группы The Prodigy - отсылка к Киту Флинту.
- В Saints Row IV есть роботы, являющиеся отсылками к “Терминатору”
- В Half-Life 2: Episode One можно найти штрих-код с номером. Это отсылка к городу Фримен, ведь цифры это его индекс. А в Half-Life: Alyx есть плакат, отсылающий к игре Half-Life 2: Lost Coast.
- Лечебная пушка Медика из Team Fortress 2 - отсылка на "Охотников за приведениями".
- 0451 - популярный код, отсылка к роману Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Можно встретить в играх Deus Ex, Dishonored 2, System Shock 2, Sanitarium, The Novelist и многих других.
Пасхалки
Пасхалка ("Easter Egg") - некий секрет, спрятанный в игре, программе или сайте. Часто представляет собой предмет, которого быть в игре не должно или скрытую возможность. Пасхалки могут быть шуточными, пугающими, бессмысленными, а также позволяющими игроку пройти игру альтернативным путем. Многие из них находят спустя десятки лет после выхода игры.
Первая известная на данный момент пасхалка появилась в игре Moonlander 1973 года для компьютера DEC. Это была игра про посадку на Луне космического корабля Apollo. Пасхалка же заключалось в том, что среди лунной поверхности можно было найти ресторан, приземлится, после чего астронавт направлялся в ресторан...и не заходил в него, а возвращался на корабль.
Но в прессе чаще всего фигурирует история с игрой 1979 года - Adventure, хоррора с приставки Atari 2600. Именно в ней автор игры Уоррен Робинетт спрятал свое имя в одной из комнат, поскольку имена программистов в играх указывать было не принято. Когда журналисты из журнала Electronic Games стали получать письма от игроков об этом игровом секрете, они связались с Atari, и те ответили что о секрете знают, назвали их “пасхальными яйцами”(Easter eggs) и рассказали что планируют включать их в игры и устраивать “охоту за сокровищами”.
Пасхалка из Adventure легла в основу книги, а затем и фильма “Первому игроку приготовится”. Да и вообще, весь фильм посвящен теме поиска этих самых яиц. Кстати, важно отметить, что поиск настоящих пасхальных яиц(egg hunt) - это реальное мероприятие, проводимое в США и Европе на Пасху.
Необычный вариант пасхалки от индустрии звукозаписи - Hidden Track. Его суть в том, что на виниловой пластинке, компакт-диске или аудиокассете есть тайная, никак не обозначенная в треклисте альбома дорожка. Она может быть единым треком с последней песней и делать его очень длинным, либо быть спрятанной за длинным треком-пустышкой. Находят такие треки чаще всего случайно и содержится на них все, что угодно - от песен до интервью и всяких случайных записей. Менее известны прегапы - особые дорожки на дисках.
В мультипликации богатыми на пасхалки являются сериалы “Симпсоны” и “Футурама”. Авторы мультсериалов тратили кучу сил на создание так называемых стоп-кадр шуток, по типу математических формул, кодов и названий книг.
Примеры пасхалок:
- Pacman из сыра в Fallout и Skyrim (Заодно отсылка на игру Pacman)
- Корабль из Left 4 Dead в Counter-Strike: Global Offensive
- В начале Serious Sam: The Second Encounter можно найти телефонную будку, зайдя в которую Сэм звонит чтобы узнать о выходе Duke Nukem Forever.
- В Steamworld Dig можно найти заброшенный видеоигровой магазин со скелетами фанатов Half-life 3. Не дождались…
- Огромный фиолетовый кролик в Saints Row 2
- В браузрах Waterfox и Firefox: вводим в адресную строку about:robots и видим сообщение о роботах
- В µTorrent спрятана игра похожая на “Тетрис” - заходим в раздел “Справка” - “О программе” - жмем Т на клавиатуре.
Самые знаменитые и долгоиграющие пасхалки в истории:
- DopeFish - появившаяся в Commander Keen 4 забавная зеленая рыбка с двумя торчащими передними зубами, как у кролика. Встречается как сама, так и отсылки на нее во множестве игр, как от Id Software, включая Doom Eternal, так и других разработчиков: Warcraft III. Reign of Chaos, SuperTux, Deus Ex: Human Revolution, Quake 1-2, Rage, Natural Selection 2, Dusk, Black Mesa, Duke Nukem 3D, Tagap и многих других.
- “Крик Вильгельма” - звуковой эффект из фильма-вестерна 1951 года “Далёкие барабаны”. Представляет собой крик человека. Использовался во множестве игр, фильмов и телепередач. Например, в Red Dead Redemption, Assassin’s Creed Rogue, Dark Void, Darksiders, Eragon, серии God of War, серии GTA, Hellgate: London, Homefront, Team Fortress 2 и многих других.
Пародии
Пародия - произведение-имитация с намеренным выражением или изменением узнаваемых черт, призвана создать комический эффект. Яркий пример пародии в играх - аддон к POSTAL 2 под названием Paradise Lost. В нем можно увидеть имитацию узнаваемых черт таких игр, как Borderlands, Fallout, S.T.A.L.K.E.R. и многих других. Иногда в играх можно встретить персонажа-пародию на какого-то известного человека или другого персонажа. Например, в Borderlands 2 есть пародия на "Черепашек-нинздя".
Плагиат
Плагиат - умышленное копирование чужих персонажей, сюжетов, диалогов, музыки и т.д. с минимальным или полным отсутствием изменений. В игровой индустрии сегодня плагиат прочно прописался в мобильных играх, где десятками создаются клоны популярных игр без всякого на то разрешения авторов оригиналов.
Также для современных игр характерно нелицензированное использование чужой интеллектуальной собственности. Например в Steam, многие игры и программы используют бесплатные модельки известных аниме-персонажей, ставят их на превью и скриншоты, чем и делают продажи. Плагиата тут нет, т.к. модельки делали не сами авторы, а вот использование без лицензии - есть.
Заимствование и прямое упоминание
А вот теперь самое интересное. Интересное настолько, что границы явления смещаются. Знаете ли вы, что с глубины веков в литературе и музыке заимствование тех или иных вещей являлось нормой? Нам это не так важно, поэтому я приведу более поздний пример - шерлокиана. Так называют рассказы и другие произведения о сыщике Шерлоке Холмсе, написанные не Конан Дойлом. Среди них есть и обычные истории о сыщике, которые от работ Доила отличить трудно и фантастика, с роботизированными Шерлоком и Ватсоном. А что в играх?
В играх заимствование всюду. Причем, касается это не только геймдизанерских решений, по типу взрывающихся бочек и прокачки. Если вы играете в Team Fortress 2 в шапке Робоцыпа и с пистолетом из Deus Ex - это заимствование. Если вы играете в Fortnite со скином Джона Уика это тоже заимствование. Так почему же тогда Трейсер и мотоцикл из “Акиры” в “Первому игроку приготовится” стали отсылками? Да потому что обзорщики опять все напутали.
Посмотрите на современные игры - компании подписывают контракты, чтобы игроки могли играть персонажами разных вселенных. И игрокам это нравится. В Dead by Daylight собираются все маньяки мира из разных вселенных. В Rocket League машины из разных фильмов. Думаете это деградация игр?
Хорошо, а вы были в парках развлечений? С горками и прочими аттракционами? Многие из популярных аттракционов это аттракционы по известным фильмам и мультфильмам. И они популярны. Так почему игры должны оставаться в стороне, если людям это нравится?
В “Первому игроку приготовится”, который я упоминал раньше, просто отражены реалии мультиплеерных игр. Он заимствует персонажей, транспортные средства, оружие и игрушки из разных франшиз, чтобы достоверно передать виртуальный мир игры и психологию геймеров. Тоже самое делает “Ральф” с целью показать мир игр глазами их обитателей, а также “Пиксели”, чтобы заинтересовать зрителя в теме ретро игр и культуре 80х.
Многие эти заимствования являются также прямыми упоминаниями, например, мотоцикл из “Акиры”. Нам прямо указывают что в мире фильма есть такое аниме. А вот с персонажами не все так очевидно. В той же финальной битве можно увидеть мелькающего Соника, но является ли он героем игры или мультфильма? Кто знает... Именно поэтому грань между прямым упоминанием и заимствованием такая тонкая.
Хороший пример прямого упоминания в играх - Уитли из Portal 2 читает книги, среди которых - книга Никколо Макиавелли.
Подведем итоги
Отсылки нужны чтобы сделать игры более интересными, добавить в них фансервиса и порадовать знающих игроков. Пасхалки - чтобы порадовать любознательных игроков и дать разработчикам немного пошутить. Пародия - способ высмеять или просто исказить название или предмет так, чтобы юристы не докопались, а также развеселить игрока. Плагиат - не нужен, но он есть. Заимствование нужно чтобы делать необычные проекты и радовать фанатов. Ну а прямое упоминание необходимо, чтобы показать что в мире произведения существует упоминаемый объект.
- Пасхалка может быть отсылкой
- Отсылка может быть пасхалкой, если она спрятана
- Пародия может быть отсылкой и если она спрятана - пасхалкой
- Заимствование это не отсылка
- Заимствование может быть пасхалкой, а почему нет то?
- Прямое упоминание тоже может быть пасхалкой, если его хорошо спрячут
Я надеюсь что этот блог помог вам понять разницу между отсылками и пасхалками, если ранее с этим возникали трудности.
Интересно. Вон как всё закручено, оказывается. :)
Ты ошибся? Здесь должно было быть слово отсылками? Или я чего-то не понимаю?
А вообще не вижу разницы между этими двумя вещами. Ибо в конечном итоге то и то является обычным скрытым посланием. Одни игроки поймут, о чём речь. А другие откроют секрет и даже не заметят его. Что одно, что другое... самые обычные скрытые послания, как по мне.
Ну да, в принципе
Любопытно. Напомнило видео с разбором таких терминов как "Тизер", "Трейлер" и т.д.
Есть ещё и творческий пересказ. Так, например, "Мудрец из страны Оз" превратился в "Волшебника изумрудного города" в пересказе Волкова, а "Пиноккио" в "Буратино".
"с3.14здили"