на главную
об игре

Лучшие новые российские RPG

Отечественный игропром до сих пор вызывает у наших игроков либо скепсис, либо снисходительную улыбку. Мол, когда-то мы могли делать достойные игры, но те славные времена давно прошли. Конечно же, это не так: серия Pathfinder и Rogue Trader, Space Marine 2, Atomic Heart, добравшийся до релиза Escape from Tarkov, MiSide, The Life and Suffering of Sir Brante, «Бесконечное лето», «Зайчик», Black Book, Hello Neighbor, No, I’m not a Human… Все они доказывают, что индустрия более чем жива. И этот список можно продолжать еще долго!

Более того, на подходе еще целый ряд амбициозных и интригующих проектов в разных жанрах, которые точно не стоит пропускать! Например, Heroes of Might and Magic: Olden Era, приключенческий экшен «Война Миров: Сибирь», хоррор от первого лица ILL и сказочный диаблоид про богатырей Bylina.

Но в нашем сегодняшнем материале мы решили сосредоточиться на благородном жанре RPG, на российских проектах, которые уже вышли или на подходе к релизу.

Of Ash and Steel

Сегодня, 24 ноября, выходит Of Ash and Steel — новая ролевая игра с открытым миром от российской студии Fire & Frost. Проект обещает вернуть дух старой школы ARPG в духе «Готики» и первых «Ведьмаков».

Игра отправляет нас на остров Грейшафт — мрачную и суровую землю с постоянно меняющейся погодой, активным циклом дня и ночи и множеством тайных троп. Мир ощущается живым: NPC занимаются своими делами, реагируют на события вокруг и не спешат помогать игроку, а враги и дикая природа поддерживают напряжение и дают расслабиться.

Одной из ключевых особенностей является отсутствие мини-карты и маркеров. Навигация строится на устных подсказках NPC и внимательности игрока. Такой подход больше напоминает «Готику» и олдскульные RPG, где каждая найденная тропа — это результат ваших трудов, а не простое следование по волшебной GPS-стрелочке. Поэтому любопытство и исследования здесь щедро вознаграждаются. Скрытые локации, подземелья и сокровища встречаются буквально на каждом участке острова.

Боевка строится вокруг разных стоек, выносливости и методичного темпа. Игрок атакует быстрыми и тяжелыми ударами, блокирует, парирует, уклоняется и проводит финальные добивания. Главный герой Тристан — не могучий воин, а обычный картограф. Поэтому в начале игры не стоит рассчитывать на легкие сражения. Поэтому осторожность и расчетливость — наше все. Агрессивный стиль боя на старте приключения приведет к скоропостижной гибели.

Развитие персонажа делится на три направления: «Выживание», «Ремесло» и «Война», которые открывают разные билды. Навыки изучаются у особых NPC за золото. Также в игре есть крафт, и он играет значимую роль: созданные предметы порой превосходят найденные аналоги и имеют более низкие требования по характеристикам.

Грейшафт наполнен событиями, квестами и историями. Разработчики пообещали нам внушающий масштаб — сотни заданий, десятки тысяч строк диалогов, десятки типов оружия и брони. Даже в ранней версии заметно стремление авторов создать плотный, насыщенный мир, где выбор влияет на окружение, а взаимодействие с фракциями меняет развитие истории.

Для инди‑проекта это впечатляющий результат, особенно если учесть, что студия Fire & Frost состоит всего из нескольких энтузиастов и сотрудничает с издателем tinyBuild. Демо-версия игры уже собрала немало положительных отзывов. Надеемся, что релиз пройдет также удачно!

Saturn

Если изометрическая тактическая российская RPG от студии Ninsar Games прошла мимо вас, то это надо скорее исправить! Действия игры разворачивается в научно-фантастическом мире будущего. Согласно сюжету, в 2062 году, из глубин космоса возник загадочный сигнал, который свел с ума искусственный интеллект во всей Солнечной системе. Машины восстали против своих создателей. И теперь ученому Акиму Ковалеву нужно спасти мир и разобраться в этом происшествии. Но придется поторапливаться, ибо у него на это есть всего три дня.

Геймплей Saturn сочетает тактические пошаговые бои с глубокой ролевой системой и возможностью управлять не только своим телом, но и «отражениями» — роботами-гуманоидами на спутниках Сатурна. При этом смерть персонажа не означает конец игры — после гибели герой возвращается к началу «цикла», что позволяет переосмысливать решения и экспериментировать с разными путями.

В техническом плане проект развивается: патч 1.14 значительно улучшил стабильность, исправил ошибки с вылетами, оптимизировал интерфейс и повысил производительность.

Игра распространяется бесплатно в Steam и VK Play — ее выпуск поддержан Институтом развития интернета. Что касается контента, у Saturn уже есть DLC «Осколки отражений», добавляющее новые концовки, локации и персонажей.

Разработчики явно намерены поддерживать проект и дальше — с новыми обновлениями, событиями и расширениями.

Saturn — это свежий взгляд на жанр тактических RPG от российских разработчиков. Футуристический сеттинг, нелинейный сюжет, циклические механики и интересный тактический бой делают ее заметным проектом — особенно для тех, кто ищет глубокую игру с научной фантастикой.

Dead Weight

Новый проект от российской инди-студии Klukva Games сочетает в себе тактическую пошаговую RPG с обаятельной атмосферой стимпанка и приключений. Игра предлагает игрокам взять под контроль летающее судно, сформировать команду, управлять ее ресурсами — и отправиться на исследование парящих островов, где древние боги пробуждаются от долгого сна.

Мир Dead Weight построен как песочница с процедурно генерируемыми островами, каждый из которых таит в себе уникальные угрозы и секреты: облики ландшафтов, руины древних цивилизаций и особые вражеские фракции вроде гоблинов.

Битвы ведутся в ограниченном пространстве — поле боя компактно, и каждый ход требует тщательного планирования. Разработчики отказались от отображения всех клеток поля, вместо этого оставляя только возможные ходы.

Система прогрессии подразумевает целых 15 классов персонажей и возможность создавать мультиклассы, что дает большую свободу в билдостроении. Развитие навыков происходит через дерево умений, а финальные умения действительно могут сильно менять стиль игры.

Помимо этого, можно прокачивать корабль: часть геймплея посвящена улучшению его топливного бака, скорости и других параметров на верфи.

Сюжет Dead Weight вращается вокруг конфликта с Древними Богами, а события часто связаны с «Кризисами» — особыми испытаниями, которые влияют на мир и доступные игроку возможности.

Механика выживания также присутствует: топливо и ресурсы важно пополнять, иначе корабль не сможет продолжить путь.

Проект получил поддержку Fonda Indie Go, что позволяет команде Klukva Games активно развивать идею и готовить полноценный релиз. Запланированная дата выхода: 4 квартал 2025 года. На данный момент доступно только демо.

Также разработчики планируют выпустить до 15 игровых персонажей, а в процессе разработки планируется добавить еще больше фракций и архетипов соперников.

Dead Weight — это перспективная тактическая RPG с глубоким геймплеем, ярким сеттингом и акцентом на стратегическое мышление. Если вам нравится комбинировать исследование, выживание и тактические битвы под небом парящих островов — этот проект стоит взять на заметку.

Pathologic 3

Ice-Pick Lodge по-прежнему умеют создавать игры, которые нельзя спутать ни с чем другим. Речь идет, конечно же, про их культовую серию «Мор.Утопия». Выход триквела не за горами — 9 января 2026 года. Но вы уже можете оценить демо-версию игры в Steam.

Pathologic 3 продолжает традицию серии, погружая игрока в мрачный город, охваченный эпидемией, но делает это с новым подходом. В центре истории доктор Даниил Данковский, известный фанатам серии как Бакалавр. Молодой врач продолжает изучать феномен смертности, и исследование приводит его в необычный городок на окраине страны. Там ему предстоит встретиться с загадочным человеком, который, если верить народной молве, бессмертен. Но, по доброй традиции, в поселении буйствует смертоносная эпидемия. И у Бакалавра не так много времени, чтобы остановить распространение болезни.

По сути, перед нами старый добрый «Мор». Но разработчики добавили несколько нововведений. Одной из центральных механик стала система «душевного метаболизма» — баланс между апатией и манией. Как объясняет команда авторов проекта, это не привычная шкала «безумия»: Апатия замедляет героя и лишает его активности, а мания усиливает скорость, но истощает здоровье.

Также в игру добавили путешествия во времени — это еще одна важная новинка. Данковский может возвращаться к ключевым моментам, используя ресурс под названием «амальгама», чтобы попытаться скорректировать свои решения и изменить ход истории. При этом перемотка назад не безгранична. Расход амальгамы регулируется, и злоупотребление ею может иметь серьезные последствия.

Геймплей за Бакалавра акцентирует внимание на медицинских практиках: диагностике, опросе пациентов, осмотре и расследовании их симптомов. Но изучать придется не только больного, но и жилища заболевших и собирать данные, чтобы создавать вакцины. В общем, обычный день доктора Хауса.

Еще Данковский может издавать указы, влияющие на распространение болезни в городе. Естественно, решения нужно тщательно выбирать, так строгие запреты могут вызвать недовольство жителей. Придется поддерживать баланс, иначе бунт будет неизбежен.

Pathologic 3 — это философская RPG, где каждое решение и прыжки во времени имеют вес. Если предыдущие части казались вам слишком странными или мистическими, то в третьей части вы получите более интеллектуальный и тщательно продуманный подход.

Gedonia 2

Первая часть Gedonia вышла в 2022 году. Ее создателем выступил разработчик-одиночка Олег Казаков. Несмотря на большое количество багов, проект встретили тепло. Во многом простая и незатейливая RPG смогла затянуть геймеров на сотни часов.

Сиквел вышел еще амбициозней! В отличие от первой части, вторая поддерживает кооператив до 4 игроков, что позволяет вместе исследовать живой, мультяшный мир Гедонии.

В игре доступен проработанный редактор персонажа: при создании героя можно выбрать предысторию — крестьянин, заключенный, дворянин, наемник или «таинственный незнакомец». Этот выбор влияет не только на начальную экипировку, но и на диалоги и взаимодействие с NPC.

Характеристики персонажа распределяются между четырьмя базовыми атрибутами: сила, ловкость, интеллект и харизма. Есть три основные «пути» развития — воин, специалист и маг — каждый из них предлагает уникальный набор умений и стиль игры.

Прохождение квестов также зависит от прокачки героя. Выбранная предыстория дает возможность найти общий язык с бандитами или крестьянами. Также от вашего билда зависят дополнительные опции в диалогах.

Мир Gedonia 2 — открытый, динамичный и весьма детализированный в сравнении с первой частью. Здесь меняется погода и время суток, можно собирать руду, древесину, ягоды, а также добывать ресурсы для крафта. А еще в игре есть и механики платформинга, Например, можно сбивать мешочки с уступов и исследовать ландшафт с разных углов.

В раннем доступе уже доступны два региона открытого мира, арены и битвы с боссами.

Боевая система получилась достаточно гибкой. Монстры прыгают, телепортируются, используют умения и могут комбинировать приемы. Сам герой умеет сбивать врагов с ног и прерывать их умения, что добавляет тактическую глубину.

В квестах есть вариативность. В процессе путешествия можно встретить несколько фракций: стражников, повстанцев и гоблинов. Все они борются за влияние в Гедонии, и от решений игрока зависит, к кому примкнуть. При этом квесты не всегда тривиальные — задание может требовать убийства заложника или дипломатического решения, и это отражается на отношениях с NPC.

Крафт стал гораздо богаче! В игре есть кузнечно-оружейное ремесло, создание зелий, зачарование вещей, а также профессии типа портного, кожевника и алхимика. Кроме того, можно построить собственный дом — при условии соответствующей харизмы и усилий по сбору ресурсов.

Игра находится в раннем доступе. Разработчик предупреждает о багах, особенно в мультиплеере. Но проект регулярно дорабатывается на основании отзывов от игроков. Несмотря на это, проект уже достиг продаж в 25 тысяч копий за время эксклюзивного релиза — хороший показатель для инди-RPG.

ЯР: Забытый Чертог

«ЯР: Забытый Чертог» остается одним из самых масштабных и амбициозных инди-проектов российского сегмента RPG-сцены, который продолжает развиваться силами одного энтузиаста. Проект долгое время назывался «Древние Русы» и «Яр», но в ноябре 2025‑го получил крупное обновление и новое имя.

В каком-то смысле тайтл представляет собой душевный симбиоз «Ведьмака» и «Скайрима». Игрок попадает в большой и атмосферный мир, вдохновленный славянскими мифами и легендами. Следовательно, нам предстоит повидать Бабу-Ягу, Кощея, Лешего и прочих знакомых персонажей.

Действия происходят в землях северной Бореи, а во главе истории — молодой и могучий богатырь Ратмир, который прибыл сюда в поисках приключений. Мир игры состоит из разных биомов: леса, болота, горы, озера и древние подземелья. Но карта стабильно растет — в одном из обновлений появился материк и дополнительные области, а разработчик отмечает, что мир продолжит увеличиваться и пополняться контентом.

Обновление, вышедшее после долгой работы (около 15–16 месяцев), добавляет значительный объем контента: десятки новых квестов, более 30 подземелий, множество противников и боссов.

По оценке создателя, прохождение новых сюжетных глав может занять 25–30 часов — и это только первая половина игры.

Боевая система выглядит стандартно для жанра: быстрые/сильные удары, блоки и уклонения. Но есть особые атаки, которые расходуют ману. И чтобы ее восполнить, нужно бить врагов. Таким образом, темп сражений ощущается бодро. Плюс ко всему, открывается простор для комбинаций. Также Ратмир может стрелять из лука, и использовать магию, читая свитки.

В обновлении были введены «гнезда» в экипировке, куда можно вставлять рунные камни — это пассивные навыки, которые усиливают характеристики. Появилось ювелирное дело: на наковальне можно создавать самоцветы, амулеты и магические рунные камни. К тому же теперь можно зачаровывать экипировку с помощью свитков, а новые способности со стихиями становятся более мощными.

Разработчик также добавил множество обновленных механик: новую магию, сотни предметов, поддержку геймпада и даже трансмогрификацию оружия — возможность менять визуал без потери характеристик.

Еще в игре есть крафт, включая механики строительства. Ратмир может построить уютный домик и разбить огород.

В целом, «ЯР: Забытый Чертог» — амбициозный инди‑проект с большим сердцем. Учитывая, что игрой занимается один человек, результат более чем впечатляет. Проект находится в раннем доступе и оценить труды Honor Games можно уже сейчас.

***

А какие российские RPG больше всего нравятся вам? И есть ли какой-то отечественный тайтл, который вы ждете больше остальных? Поведайте о них в комментариях.

15
0
Комментарии:  0
Ваш комментарий