на главную
об игре
Outlast 04.09.2013

Спуки-Октябрь. Outlast

31 день хоррора начался, прекрасное и волшебное время, полное крови, мозгов и кишок. Компьютерных и киношных, разумеется. Уже некоторое время у меня есть добрая традиция весь октябрь посвящать просмотру самых различных фильмов-ужасов и прохождению видеоигр в жанре хоррор, и в этом году первой такой игрой стала знаменитая по тысячам видеороликов на YouTube с наигранными испугами блоггеров, «Outlast». Ладно, не буду слишком придирчив, игра действительно способна искренне напугать до чертиков. Когда сильно старается. Но обо всем по порядку.

Итак, «Outlast» от студии Red Barrels Games увидела свет в 2013 году и с течением времени даже обрела культовый статус. И в самом деле, данная игра весьма любима игроками и, можно сказать, является лицом жанра Survival Horror «новой школы». Мы играем за репортера, который, в поисках сенсационного материала, попадает в психбольницу, захваченную безумными и кровожадными маньяками-пациентами. Наша цель - разобраться как этот хаос начался, выбраться на свободу и выжить. Игра сделана от первого лица, однако это не шутер и никакого урона противникам мы совершить не в состоянии. Вооружены же мы лишь видеокамерой, с помощью которой мы не только записываем происходящее для своего репортажа, и в последствие проливаем свет на местные секреты, но и в полной темноте используем её режим ночной съемки чтобы хоть что-то разглядеть. 

Очевидно, что создатели черпали вдохновение из фильмов в стиле «found-footage», таких как «Репортаж» и, в особенности, «Искатели могил». И хотя заигрывания с данным приемом для видеоигр не в новинку, «Outlast», на момент выхода, действительно чувствовалась свежо благодаря этому. Помогает и тот факт, что разработчики проделали великолепную работу с созданием антуража. Стены психбольницы буквально излучают жуткую атмосферу, а через линзу видеокамеры лишь усиливают эффект. Каждый шорох навевает ужас, звуковые эффекты и саундтрек здесь творят чудеса в формировании напряжения. Я являюсь человеком, которого не так уж легко напугать, однако стоит признать, что порою игре не на шутку удавалось проникнуть своими кошмарными когтями мне под кожу. Графически игра не выглядит столь симпатично, и это крайне заметно в более светлых участках и за пределами психушки, но по большей части в игре вас будет поджидать вездесущая тьма и с помощью ночного видения, слегка размазанная картинка вполне может потягаться с тем же, что мы можем увидеть в «found-footage» лентах, создавая фотореалистичный эффект.

Управление в «Outlast» достаточно удобное и отзывчивое, за исключением лишь прыжков через пропасть - в парочке моментов я попадал в ситуацию, когда только с третьей-четвёртой попытки герой ухватывался за уступ и поднимался. Но картина резко портиться, когда понимаешь, как именно игра работает. Искусственный интеллект врагов крайне глуп и от их преследования легко уйти, а если быть точнее - сбежать. По-началу стараешься действовать по правилам игры, прячась в шкафах и под кроватями, но осознав, что они перестают охотиться за тобой как только ты пройдёшь в нужную локацию, а напряженная музыка в этот момент затихает - тут же начинаешь чувствовать себя в безопасности, что губительно для общего тона игры. Методы навести жути варьируются, от грамотного построения обстановки, до бесконечных резких выпрыгиваний, и последние с течением времени начинают раздражать. Не поймите неправильно, я все ещё считаю «Outlast» дико жуткой и криповой, но меня в большей степени пугали моменты, когда я случайно замечал в темном углу голого человека, внимание на котором специально не концентрируется, чем громкое «бу!» в сторону игрока. Обстановка творит чудеса, но дешевые приемы портят общее впечатление. 

И когда минусы начинают становится более значимыми, магия игры начинает потихоньку разрушаться. Я с удовольствием прошёл её, и благо она довольно короткая и не успевает наскучать, иначе я был бы к ней более строг. Но ближе к финалу полностью осознаёшь, что «Outlast» то на самом деле мало что может предложить. Кроме игр в прятки, которые, как уже было сказано выше, не всегда работают, замечаешь, что основную часть повествования герой только ищет ключ, чтобы открыть нужную дверь, или ищет вентиль, повернув который откроется путь дальше, и это создаёт однообразие. Не столь пагубное, так как создателям с переменчивым успехом удаётся отвлечь игрока от этих мыслей, но все ещё неприятное.

Главным минусом проекта является концовка. Она оставляет абсолютно горькое послевкусие и если до финала сюжету удавалось увлечь игрока, то последние 20-30 минут игры, со своей несуразностью и полным уходом в Sci-Fi, портят все предыдущие заслуги. Последний уровень вообще словно собирали на коленке, даже разработчики уже плюют на механику укрытия от врагов и единственное, что вы делаете - это бежите со всех ног от преследующего повсюду противника. И не сказать, что история в общем представляет из себя что-то исключительное или вовсе идеально собирается в единое целое. Я старался собрать все текстовые документы и полностью вникнуть в сюжет, и я понял основу, но мозаика все ещё с трудом собирается вместе. И не думаю, что сами разработчики на это рассчитывали. А в своей основе мы имеем достаточно клишированную историю с дьявольскими экспериментами и тем, что за ними последовало. Сюжет - далеко не самая сильная сторона игры, но по ходу повествования, в особенности в первых 2/3 игры, разработчики подкидывают множество интересных и напряженных ситуаций, что сглаживает сей грустный факт.

В итоге, мы имеем интересный проект, который имеет в копилке множество занимательных идей и определенную похвалу он действительно заслуживает. Однако множество ошибок и сырых наработок обезображивают общее впечатление, что печально, учитывая какой потенциал был у этой игры. «Outlast» - это крепкий, но неряшливый продукт, который, несмотря на свои минусы, подарит вам массу незабываемых впечатлений. 

Оценка: 7/10

Комментарии: 5
Ваш комментарий

ВЕЛИКАЯ ИГРА, ждем продолжения с новыми фишками, может всё таки дадут в руки хоть какое то оружие, интересно было бы увидеть - удавку, нож, топор и прочие средства бесшумного стелса, мне кажется - это идея!

1

Игорь Пантелеев Сразу теряется чувство беззащитности, понижается уровень давления, это сильно ударит по атмосфере хоррора, но всё-таки довольно тупо, что персонаж не может просто взять лопату и долбануть кого-нибудь исподтишка. Frictional Games этот момент в Пенумбре немного лучше продумали: можно долбануть мелких собак, но здоровенный мутант это самоубийство.

2
Главным минусом проекта является концовка.

Отличная там концовка. Я бы даже сказал, что концовка - лучшее, что есть в сюжете.

со своей несуразностью и полным уходом в Sci-Fi,

А до этого-то там был сплошной реализм, да.

-1

Игорь Ямской По крайней мере, держится в рамках. Редкая паранормальщина придаёт оттенок фантастичности, однако ее можно списать на сумасшествие главного героя. И не то, чтобы я считал фантастические элементы минусом, это вовсе не так, но когда контраст и переход сделан столь топорно, безвкусно, резко поворачивает на 180 градусов, и делает из вполне серьезного произведения трэшак категории B - да, в таком случае у нас проблемы.

0