на главную
об игре
Republique 19.12.2013

Republique Remastered - Ночь в музее

Republique для PS4 – стелс-приключение про побег из тоталитарного государства, где мы играем за камеру. А еще есть главная героиня Хоуп, и ей мы управляем тоже . Но играем при этом всё равно за камеру. И иногда за телефон.

Такие дела.

Зайдем с другого конца: Republique – игра родом с IOS, и на родной платформе она в объяснениях не нуждается. Вы запускаете ее, например на телефоне, и тут же по видеосвязи вам «звонит» девушка-подросток из города Метаморфозис, будто сошедшего со страниц всех антиутопий разом. Её хотят «стереть», и единственная ее надежда – вы, человек по другую, нашу сторону экрана. Чужак из телефона, проникший в Метаморфозис в ночь перед таинственным Прибытием, день которого в городе ожидают с самого его основания.

Republique немного напоминает Ghost Trick: в обеих есть невидимый протагонист, способный переходить в режим, где время замирает, мир отображается в негативе, и можно как бы перескакивать из одного объекта в другой. Но если полтергейст из GT вселялся в любые предметы поблизости, то наш герой перемещается только между камерами наблюдения в пределах их видимости. Разведывая дорогу, взламывая закрытые двери, заранее высматривая патрули и полезные вещи для Хоуп, а заодно – постепенно собирая информацию о городе и его обитателях.

Эта вроде бы побочная деятельность быстро вытесняет прятки от охранников на второй план. Republique не просто показывает будущее, где развитие технологий создало невиданные прежде возможности для нарушения личных границ. Она предлагает игроку самому войти в роль вездесущего, но незаметного наблюдателя. Сканируя предметы, взламывая почту и подслушивая разговоры, мы кирпичик за кирпичиком складываем картину происходящего. И, по сути, становимся Большим Братом, против которого боремся.

Republique на первый взгляд не относится к себе слишком серьезно: например, просканировав патрульных можно узнать, что многих набрали из людей, поддержавших игру на Kickstarter. Но она отлично передает атмосферу современной антиутопии – проработкой мелочей, грамотно расставленными акцентами в диалогах и стилизацией под классические Resident Evil, где напряжение создавали не монстры, а ограниченность камеры и подспудная неестественность окружения.

Сюжет здесь – не просто фон для видеоигры. Republique хочет рассказать актуальную историю, где выдумка перемежается реальными событиями, а отсылки к классикам и античной философии – с попытками заглянуть в ближайшее будущее. Избыточная детализация повествования, пафосный тон и стремление сломать «четвертую стену» напоминает прежние Metal Gear Solid, только без кодзимовского пошлого юмора и прочей «японщины». Зато Дэвид Хейтер – на одной из главных ролей.

Повествование стоит в Republique во главе угла. Даже словно вернувшиеся из 90-х головоломки в стиле «нажми кнопки на статуях в правильном порядке» поставлены так, чтобы работать на историю. И коллекционные предметы хочется собирать не ради платины, а чтобы больше узнать об их «владельце».

Например, подбирая запрещенные книги можно услышать, почему основатель города Треглазов считает, что им нет места в его идеальном государстве. Восстающий против диктатора параноик и технофоб Загер записывает свои послания на магнитофонные ленты. А рискнувший помочь Хоуп охранник – забитый, разговаривающий с помощью программы для генерации голоса и вычурных смайлов Купер собирает видеоигры. Причем на дискетах, куда чудесным образом помещаются и современные инди, и консольные блокбастеры. Находка любой такой дискеты сопровождается мини-рецензией, которая в нескольких предложениях схватывает суть игры, но больше все-таки говорит о самом Купере.

Игра в Republique похожа на посещение музея. Переключаясь между камерами, мы осматриваем «экспонаты» в пределах видимости, а потом в виде Хоуп крадемся к месту следующей инсталляции.

Выглядит это так: по узким, не дающим свободы маневра коридорам расхаживают прислужники диктатора, безжалостные «призраки». Время от времени они впадают в ступор, как бы предлагая Хоуп проскочить мимо. Если девушка все же даст себя обнаружить – охранник решительно направится к жертве. Но стоит ей, к примеру, скрыться за столом, как цепной пес режима потеряет след и снова отправится патрулировать выделенный геймдизайнером закуток. Иногда «призраки» все же поднимают тревогу, но хватает ее где-то на минуту, да и разница неочевидна.

Разработчики пытаются внести разнообразие: со временем Хоуп разживется газовыми баллончиками, невидимый герой откроет полезные умения, а охранники начнут пользоваться усыпляющими гранатами. Это придает разнообразия, но не глубины. По большему счету все сводится к тому, что сначала придется много ползать на карачках, потом можно будет вырубать охранников шокером, а на поздних уровнях враги оденут защитные костюмы, и ныкаться придется снова.

Такая поверхностность не смертельна. Можно смириться и с привычкой движка Unity подвисать на несколько секунд при переходе между комнатами. И с неоправданными тормозами в залах побольше. И даже с тем, что в попытках следовать за Хоуп камера часто переключается сама собой, то сбивая удобный ракурс, а то и вовсе меняя верх с низом на ходу. Основная проблема не в этом.

Геймплей Republique – сильно упрощенный под планшеты и не всегда удобный стелс, но хуже то, что стелс этот типовой, никак к идее игры не адаптированный. Он не рассказывает историю и не работает на атмосферу, а просто есть, потому что ему положено быть.

Republique предлагает поверить, что мы играем за невидимку по эту сторону экрана, а камеры слежения – наша замочная скважина для подглядывания за миром, где живет Хоуп, о которой мы должны заботиться. И это возможно, потому что она не – мы, а другой, независимый герой. Но пока повествование игры эту иллюзию строит, геймплей ее ежесекундно ломает, показывая, что Хоуп – лишь послушная марионетка, которой игрок управляет, как хочет. В версии для PS4 замена тачскрина на точное управление стиком лишь усугубила проблему.

Амбициозное стремление сделать для IOS игру «как на консолях» сыграло с разработчиками злую шутку: местами Republique выглядит как зеркало проблем современных AAA-игр, где единство механики и повествования давно и успешно подменяется ритмичной нарезкой из типового геймплея и «кино» разной степени интерактивности.

Но если, например, Last of Us все же пытался размыть границы и показать в геймплее отношения своих героев (пусть и на уровне «хорошая Элли нашла для нас аптечку»), то Republique подобного лишена. Кроме одной интерактивной сцены, где Хоуп обращается к игроку и можно в ответ кивнуть камерой, взаимодействия между девушкой и протагонистом практически нет. Наш герой остается пустым местом, абстрактной точкой сборки нескольких механик. И вместо игры про человека по эту сторону экрана получается просто стелс с неудобной камерой.

Изначально Republique выходила по частям, и видно, как игра последовательно снижает планку в качестве сюжета. Первая глава – почти идеальный зачин, вторая чуть сбавляет обороты, третья уже искусственно раздувает продолжительность прятками от охранников в безликих коридорах. Четвертая пытается освежить геймплей, а заодно – все-таки подвести к финалу начавшую сдавать историю. Итогом оказывается напряженный, действительно страшный эпизод, который на фоне остального повествования выглядит искусственно вставленным фанфиком. А продолжительность в час против прежних трех наводит на мысль, что разработчикам все сложнее было уложиться в график.

Каждый раз Republique рассыпает туманные намеки, манит предвкушением разгадок и нагнетает атмосферу, чтобы под конец эпизода прерваться на вроде бы самом интересном месте, а в следующей «серии» как-то спустить дело на тормозах и продолжить манить и нагнетать. В результате последний эпизод оборачивается короткой пробежкой по уже знакомым локациям, очередной чередой намеков, а потом игра завершается. Финалом неожиданным, потенциально сильным, но при этом выглядящим, как попытка сбросить концы в воду.

ВЕРДИКТ

Republique – противоречивая игра. Затягивающая поначалу история под конец откровенно сдает, а необычная идея выливается в типовой стелс. Но Republique можно рекомендовать любителям антиутопий, игр про сюжет и атмосферы старых хорроров с фиксированной камерой. Все это – здесь более чем на уровне.

Комментарии: 2
Ваш комментарий