Разделяй и властвуй: рецензия на Sid Meier's Civilization 6

©

Civilization, наверное, самая известная стратегическая серия на планете. Первая часть вышла в 1991 году, и с тех пор все ее продолжения приковывали к себе неизменное внимание. Спустя четверть века уже шестая по счету «Цивилизация» все так же приводит в восторг практически всех поклонников лучшего в мире симулятора альтернативной истории. И не зря.

Сразу стоит сказать, что Civilization 6 практически полностью сместила акценты и во многом изменилась концептуально. Не до неузнаваемости, но если во всех предыдущих частях серии вы благоразумно отключали встроенного помощника, чтобы тот не мешал, то здесь его стоит оставить. Конечно, не все так сложно, но так будет гораздо проще разобраться с огромным количеством нововведений. Впрочем, базовые механики все еще на месте. Вся суть игры по-прежнему заключается в развитии своего государства. Строительство зданий, основание новых поселений, найм войск — все это есть и будет знакомо всем, кто хоть раз в жизни видел хотя бы одну из частей «Цивилизации». Если в пятой части концептуальных изменений было всего несколько (причем довольно спорных), то сейчас их гораздо больше, и смотрятся они вполне естественно. К ним очень быстро привыкаешь и начинаешь понимать, что все это неспроста.

Пожалуй, главное изменение в новой «Цивилизации» — то, что в игре наконец-то в полной мере задействована окружающая город территория. Подход к городскому планированию нужно выбирать с умом, поскольку клетки теперь используются для строительства зданий. В самом городе, который теперь называется городским центром, строить практически ничего нельзя. Вместо этого на окружающих его клетках можно создать специализированные районы, в которых и будут появляться здания. Так, все библиотеки и университеты отправятся в научный квартал, фабрики и заводы начнут дымить в индустриальном, а помолиться в храмах ваши граждане смогут в религиозном центре. Учитывая, что количество доступных клеток вокруг города ограничено, нужно дважды подумать, где построить тот или иной квартал.

Строительство теперь занимает несколько больше времени, чем в предыдущих частях. На создание обычной фабрики даже в столице можно запросто убить несколько десятков ходов. То же самое касается и чудес — будьте готовы к тому, что решение создать Колосса Родосского может остановить производство в вашем городе на полусотню ходов.

Помимо кварталов, за пределы центра вынесены и чудеса, которые тоже занимают свою клетку территории. Большая их часть при этом требует определенных условий для строительства. Так, пирамиды могут появиться только в пустыне, а Большой театр — только на клетке, смежной с театральным кварталом. Учитывая, что большинство чудес открываются по мере развития технологий, вам нужно планировать их расположение за сотни лет. Согласитесь, непросто. Нередки ситуации, когда вы получаете возможность построить, к примеру, Национальный парк (специальное улучшение клетки в атомной эпохе), но оказывается, что практически все необходимые для этого леса вы уже вырубили.

Плюс, расположение поселения играет намного более важную роль. Времена, когда можно было основать город чуть ли не в Арктике ради захудалого источника нефти, прошли. Сейчас такое поселение практически наверняка станет обузой с населением в несколько человек. Дело в том, что в игре не так много построек, производящих еду — практически всю ее вы получаете от работы на клетках. Не говоря уже о том, что тем же акведукам требуется источник воды, расположенный рядом. Наверное, впервые в «Цивилизации» появились совершенно неприглядные клочки суши, остающиеся незаселенными на протяжении всей игры.

В игре есть показатель количества воды на той или иной клетке. От него также зависит, насколько быстро и до какого размера сможет разрастись город.

Новая механика строительства привела к тому, что изменился и процесс военных действий. Огромную роль начали играть набеги. Одним дерзким разведывательным отрядом можно зайти в тыл врага и сломать ему практически все планы, повредив кварталы и улучшения. Правда, их можно починить. Как можно уже было понять, важной стала и правильная защита своих территорий. Появилось некое подобие оборонительных линий, когда без выстраивания войск на границе не обойтись, поскольку враг может зайти вам в тыл.

В целом, смысл военных действий несколько уменьшился, и сражаться стало сложнее. Вернее, менее выгодно. Набеги очень быстро подрывают экономику и отбрасывают вас назад. Не говоря уже о том, что нужны веские причины, чтобы развязать военный конфликт, иначе это может иметь серьезные дипломатические последствия, и вы можете оказаться ввязаны в нежелательную войну со всеми соседями сразу.

Войска все так же занимают одну клетку, но теперь несколько отрядов можно объединить друг с другом, чтобы усилить их эффективность. Два отряда формируют корпус, три отряда — армию. Это увеличивает их силу, но в то же время уменьшает возможности контроля карты.

Дипломатия стала глубже, хотя все ее возможности станут доступны не сразу. Количество возможных договоров будет увеличиваться по мере новых открытий в сфере социальной политики. Для этого нужно проводить исследования, на которые тратятся очки культуры. На более поздних этапах развития вы даже получите возможность намекать противнику, что не стоит селиться с вашими городами, либо полностью запретить распространять свою религию на ваши территории.

Плюс, у ваших соседей появились своеобразные дипломатические специализации, показывающие устремления той или иной нации. Так, римляне уважают большие государства и презирают маленькие. А американцы лучше относятся к тем, кто не устраивает конфликты на своем континенте. Иногда не совсем понятно, почему на вас злится тот или иной лидер, но когда эти национальные направления открываются, все становится на свои места.

Смысл социальной политики по большей части не изменился. За очки культуры можно получить определенные бонусы, как это было раньше. Правда, изменился способ их получения. Сначала вы изучаете, например, коммунизм. Его использование дает определенные карточки бонусов, которые можно вставить в соответствующие слоты социальной политики. Например, торговая республика даст вам целых три слота для гражданской сферы, два для дипломатии и один для военной. В эти слоты можно вставить, например, исследованные ранее скидки на содержание войск, ускорение строительства чудес или дополнительные очки к привлечению великих людей. Правда, визуальной красотой и удобством они не отчаются — просто текст в рамке. Скучно. Впрочем, других проблем с визуальной стороной у игры нет. В отличие от пятой псевдореалистичной части шестую решили сделать более красочной, напоминающей консольную Civilization Revolution. Даже туман войны заменили нарисованными картинками в стиле карт позднего Ренессанса.

Несмотря на то, что Firaxis ввела в шестую «Цивилизацию» такое обилие новых элементов, у разработчиков получилось создать практически идеально выверенную игру. Конечно, есть и шероховатости, но не слишком серьезные. В основном проблемы касаются несколько неинформативного интерфейса и пары технических ошибок. Так, сразу же после конца хода противника можно выбрать какой-нибудь юнит и попробовать отдать ему приказ, но в этот момент игра может подумать, что есть более важное дело, и переключит вас на другой. Если не обратить на это внимание, ваш поселенец может сделать ход вместо солдата. И не всегда самым удобным образом. Иногда все наоборот — вас забывают переключить на активного сейчас персонажа. Но это встречается достаточно редко.


Sid Meier's Civilization 6

Рецензируемая версия игры: PC

Плюсы:

  • Работа с окружающим миром;
  • Переработанная система дипломатии;
  • Планирование государства на годы вперед;
  • Гибкость социальной политики;
  • Визуальный дизайн;

Минусы:

  • Немного неудобный интерфейс;

Оценка: 9.7

Вердикт: мы получили практически идеальное продолжение Civilization. Впрочем, в этом никто ведь и не сомневался, правда?

Обзоры Видеообзоры От редакции
150
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Ваш комментарий
Комментарии: 63

Туман войны чуть понятней бы. С оценкой согласен на 100%

48

реально не привычный интерфейс. А так игра супер, мне понравилась !

41

Отличной игре и отличная оценка.

32

А я вот не могу освоить данную серию. Буду пытаться в эту часть. В предыдущих как то все сложным казалось. Слишком много нюансов за которыми редко получается уследить. P.S. а может я прост слишком туп для этой игры. Тропико всякие как то попроще...

19

Edgecuti0n Начинал играть с 5 части, тоже сначала не мог освоиться, пару раз бросал. Эта часть, кстати, посложнее малость, чем пятая. Просто играй, сначала на маленькой сложности, потом повышай, пробуй разные нации, со временем втянешься, в игре нет ничего сложного для новичка, если не отрубать подсказки xD

13

.Chiken Я тоже с 5. Попробую, спасибо. =)

4

Чуть ли не единственная игра в этом году которая вышла со всем, что говорили разрабы, без существенных косяков, которая не оставляет чувства "серия уже не та", за которую, в конце концов, не жалко такие деньги отдавать

17

О, наконец-то... Стоп, не тянет ли она на номинацию "Лучшая стратегия года"?

15

Там калинка-малинка чтоли на фоне рецензии играет?

15

Знаете, чем стали противны блоги про Циву-6? Вот этими вот "10 из 10, о господи". Это уже читать не выносимо, еще и обзорщики туда. Хорошая игра, просто хорошая. Ничем не лучше двух предыдущих. Плюсы-минусы нивелируемы. Ну чего кричать о том, что она чуть ли не божественна? Да обычная. Обычная цивилизация. Почти та же, только с другими дизайнерскими решениями. Пара-тройка нововведений. Все. О каком топе речь? Люди, что рейтинги составляют впервые в жизни с этой серией познакомились чтоли? p.s.Павел, ты куплен.

12

Zerera Это под впечатлением от последних игр.

-1

Играю третий день, одна из лучших игр этого года.

10
Немного неудобный интерфейс

Я бы сказал: немного непривычный. По удобству, он явно продвинулся вперед, относительно 5 цивы. Хотя да, есть небольшие проблемки с ним. А вообще игра классная получилась!

Спойлер

Сейчас сижу, делаю корректировку шрифтов. А то некоторые довольно мелкие. Если кому интересно, позже могу поделиться. ... Вот, готово. http://forums.playground.ru/sid_meiers_civilization_6/kak_izmenit_razmer_shriftov_instruktsiya-918540/

10

Уже четвертые сутки оторваться от неё не могу!Игра супер,берите не задумываясь!

10

Визуальный дизайн уровня дешёвой браузерки - это плюс? O_O

10

Жду разных модов, чтобы было побольше мировых лидеров. А то как-то мало...

9

Оценка сильно завышена, в игре пока много косяков, особенно по части АИ.

9

Какай-то она простенькая. Пятая подавалась, как нечто грандиозное, как в музыке, так и в оформлении. В шестой же и меню и маломайское разнообразие в выборе карт, но скорее-всего это всё будет в ДЛС. Из минусов, согласен с неудобным интерфейсом. Честно, такое чувство, что её и другие игру, управляемые одной мышью делают для инвалидов. Я например люблю с двух рук играть, а не только мышь экрану шурудить. Убрали лишний клик при покупке клетки, но убрали горячие клавиши с работой рабочих на клетках, и не убрали закрывающееся меню города, при покупке. И музыка... По началу мне понравились русские мелодии, но потом честно говоря, меня нас...ла эта балалайка и просто выключил музыку. Надеюсь, в будущем они уберут все недочёты.

9

Работа с окружающим миром; Что это вообще значит? Рабочие могут "собирать7" ресурсы - вот и вся работа. Или я как то неправильно понял эту фразу. Переработанная система дипломатии; У вас тут опечатка. Не "переработанная" а "недоработанная". У меня такое чувство что они дипломатический ИИ компьютера вообще никак не тестили и балансировали. Планирование государства на годы вперед; Ничего сверхъестественного. Просто выбор, от чего играть. От науки, культуры, религии или войны. Вот и всё планирование "на годы вперед. Гибкость социальной политики; Идея хорошая, но реализация плохая. "Социальных политик" очень много, но реально полезных единицы. По сути от "Институтов" 5ой Циви пользы было больше. Визуальный дизайн; Бхахахаха. У автора явно есть чувство юмора. В игре убогий дизайн. И я не про мультяшность. Модельки ресурсов такие мелкие лошадей от коров не отличить. Лес - это просто кучка небольших конусов, совсем не похожих на лес. А отличить равнину от холма это вообще та ещё задачка. Немного неудобный интерфейс; "Немного" - это полная не приспособленность интерфейса под разрешение 1366 на 768.

9

Да это лучшая часть всей серии! всё настолько грамотно продумано и проработано что просто не оторваться))

8

то есть вот этот кусок штако 6 идеален!дипломатия просто ахтунг,строительство бред чудеса забирающие клетки с ресурсами,

8

"В отличие от пятой псевдореалистичной части шестую решили сделать более красочной" А вот этого я не поняла совершенно. Если имеешь ввиду графическую сторону то да, конечно, мультипликационная 6 конечно же шик и блеск. А как же! Павлуша тут, как минимум, необьективен. Не было там псевдо, старались по максимуму как могли. Их вооьще в дизайнерском плане сравнивать глупо.Так шо вообще неуместно. Если от тебя требовали запилить рецензию на обоже10из10, то можно было не вспоминать остальные части.

8

Вопрос для автора: Темп строительства (кол-во ходов) всегда зависел от настроек конкретного матча. Поставь "супер скорость" и чудеса будут создаваться за 3-4 хода. В этой части что-то поменялось? Нововведения интересные, но пусть их сначала обкатают. Пятую часть сколько, года три, допиливали (имею ввиду выпуск глобальных аддонов)? Возьму эту через годик на распродаже со всеми аддонами. Пока на ожидании начал матч в пятую часть - это теперь надолго.

8

По оценке согласен, серия не подкачала. Туман войны можно и потерпеть т.к. это плюс и минус одновременно. Но! Есть один момент, который очень напрягает - это грёбанная балалайка с калинкой-малинкой!!! Ещё бы медведей повсюду насовали)

8

Отличная игра, спасибо, что не подвели, Firaxis. И ребята честно пытаются в каждую игру что-то новое добавить, а не клепать клоны одного и того же, как некоторые другие "успешные" разрабы. Хотя, конечно, со времен первой "цивы" (минутка ностальгии), прогресс вроде и есть, а вроде и не особо. Но играть интересно, все традиции соблюдены - чего еще желать? Вообще год урожайный на хорошие стратегии получился, к слову.

8

психованный искин все желание убивает. сидишь, никого не трогаешь, строишься, а тут бах - Ацтеки объявили вам войну, Зулусы "ты чертов милитарист!" и тоже объявляют

7

killerbot Да вообще часть вышла не очень. Рейтинг 9 - это надо было пару лет к компьютеру не подходить, чтобы столько поставить.

4

скажите кто играл, как ИИ ведет себя на высокой сложности? тащит лишь за счёт ускоренного развития или нет?

6

Поиграю на PS 4 , на большом телеке будет отлично смотреться у меня в гостиной

6

...Дипломатия стала глубже, хотя все ее возможности станут доступны не сразу. Количество возможных договоров будет увеличиваться по мере новых открытий в сфере социальной политике. На более поздних этапах развития вы даже получите возможность намекать противнику, что не стоит селиться с вашими городами, либо полностью запретить распространять свою религию на ваши территории... Такое ощущение, что рецензия и то, во что я играл - разные игры. "Вердикт: мы получили практически идеальное продолжение Civilization. Впрочем, в этом никто ведь и не сомневался, правда?" Ага - то-то на торрентах 5 часть опять "в тренде".

5

alxelas Играли мы сразу с друзьями, далеко не зашли, но уже на средневековье можно непрозрачно намекнуть кому-либо, чтоб он отваливал от тебя подальше + разные сделки открываются при помощи институтов, однако страдает военная часть. Если ты развиваешься чисто в военку, тогда и ожидай что ты нихера не дипломат.

9

Как фанату 4ой части - дико нравится визуальное оформление! Пока особо не поиграл, но начало воодушевляющее. Надеюсь, что окажется куда лучше 5ой части.

5

"Если в пятой части концептуальных изменений было всего несколько (причем довольно спорных), то сейчас их гораздо больше, и смотрятся они вполне естественно" Это очень извращённая шутка? Пятая часть разительно отличалась от четвёртой, здесь же изменений в геймплейной механие можно пересчитать по пальцам одной руки. Науку зафакапили, позорная графика(это не стилистика, игра просто выглядит как понос с планшета). Порадовало, конечно, музыкальное сопровождение, и возвращение к истокам(например, у каждого города свой показатель довольства населения), но не более. Игра неплохая сама по себе, но пятая и выглядит лучше, и проработана глубже. Красная оценка этой игре - 8 баллов.

5

Ну есть минусы, дипломатия, например, совсем корявая. А еще к середине игры ходы длятся слишком долго...

5

юнитов опять меньше стало,в современности опять "современный танк" ракетная установка и бомбер,лучше бы больше юнитов и исследований добавили,хотя впереди длс как обычно

5

Системные требования,как и сама игра просто великолепные!

5

Игра удалась, спасибо разработчикам за это. Да, цивилация теперь стала сложнее, увеличился порог вхождения так скзать, однако это и добавляет еще большего интереса. В игре практически нет слабых мест, лишь иногда, мелкие технические огрехи - не проблема, на них легко закрыть глаза. Особенно если сравнивать с другу продуктами. На фоне ужасов игропрома 2016 года, новая цивилизация - глоток свежего воздуха!

5

Самая классная музыка была в Civ 4, одна Baba Yetu чего стоила:

А вот в Civ 5 мне музыка уже не нравилась, включая заглавную композицию. Можно было разок послушать для каждой страны, но потом выключал и играл уже под свой личный саундтрэк. Учитывая, что в Civ 6 вернулся композитор четвертой части, то я надеюсь на хорошие треки в новой части.

5

Считаю, что рейтинг игры сильно завышен - с появлением на Стиме отзывов от игроков с 45+ часами в игре процент положительных отзывов опустился до 79%. Дальше будет хуже.

5
StarveMan написал: Стоп, не тянет ли она на номинацию "Лучшая стратегия года"?

Вообще не капли.

Соловат написал: Там калинка-малинка чтоли на фоне рецензии играет?

Она и в игре играет за Россию. Что то фанаты совсем расхвалили ее.

4

Рейтинг оооочень завышен. Пока что оно всё красивое, но капец какое кривое, ИИ - дебил, куча багов, и механику надо долго править. Как обычно, цива становится более-менее вменяемой только после первого дополнения. Автор статьи, похоже, обзор писал по пресс-релизу, сам играл полчасика для галочки.

4

Игра шикарна, особенно радует музыка от композитор Кристофер Тин, что работал над мультсериалом Беэтмен. Хорошей игры хорошие оценки.

3

Все эти нововведения - бестолковое фуфло (по крайней мере в сингле) + реально дебильный ИИ. Тут как ни крути даже 9 не выходит.

3

ПГ совсем уже.Если поставили гта 5 10 из 10 то тут надо 15 из 10.Не, серьёзно, чего в гта на 10 из 10, максимум 5-6, ибо в ней ничего особенного нет

2

Бугурт С Кетчупом Нет. Ну это ведь совсем разные жанры. Как их можно ставить рядом и сравнивать? ГТА 5 в своём отношении тоже ведь хороша! Хотя лично мне ГТА 4 боле по нраву - сюжет, ГГ, атмосфера.

2

Наконец то нормальная игра , Если бы не оригинальный интерфейс я бы поставил 11/10 )) И это я говорю , начав играть только вчера .

ОценкаВерная
2

Игра может и крутая, но за игру года придется повоевать со Stellaris

2

Как то так получилось что все цивилизации я пропустил... но эта какая визуально уж больно классная, стильная и модная =) хочу попробовать.... и затянет меня на десятки лет, как всех поклонников цивы =)

2

С оценкой не поспоришь

2

кстати, как тут в конце - опять давим туземцев с копьями авианосцами?

2

denis.manulik Не понимаю этот прикол, вот до сих пор не понимаю. Как у некоторых так получается, что выходишь воевать со своими ОБЧР против каких-нибудь гоплитов смешных. Вы на какой сложности играете? Или пользуетесь редактором мира? У меня даже цивилизации в глубокой переферии (читай: заднице) нормально прокачиваются и такой чуши не встретить.

0

У меня у одного очень долго ходит ИИ?может комп не тянет...

2

если действительно хотите поиграть в интересную стратегию, так это endless legend.

1

Работу разработчики проделали титаническую. Но столь же титанических усилий потребует игра от новых (не знакомых с серией) игроков, чтобы раскрыться им в полной мере. Спустя 20 часов игры я, наверное, 90% действий произвожу неосознанно (потому что тупо еще не понял всех связей, взаимосвязей, условий, подводных камней и т.п.). Увлекает, тем не менее, не на шутку. Это вам - не "press X to win" =)

1

Хорошая игра ,немного непривычный интерфейс но главное то что главное что затягивает а остальное можно пережить .

0

Конечно же игра супер но не играл ибо денег нет(

0

Думаю в игру добавят больше разнообразия )

0

До сих пор не могу в неё играть, совершенно иная серия

0

Уат ю сей?! Да здесь же куча щелей "добавим новый контент за 10 баксов через полгода, открывай карман по шире". Форумы в стиме бугуртят из-за тупейшего ИИ и убогого интерфейса. Семь баллов - это максимум этой поделке!

-3

Dead Krow Да эта игра параша полная, худшая в серии!! С проплаченными рецензиями включая эту!

2

Отличная игра! Но, если бы она была в браузере, что бы на работе играть :) Цены ей не было!

-22