на главную
об игре

Разделяй и властвуй: рецензия на Sid Meier's Civilization 6

Civilization, наверное, самая известная стратегическая серия на планете. Первая часть вышла в 1991 году, и с тех пор все ее продолжения приковывали к себе неизменное внимание. Спустя четверть века уже шестая по счету «Цивилизация» все так же приводит в восторг практически всех поклонников лучшего в мире симулятора альтернативной истории. И не зря.

Сразу стоит сказать, что Civilization 6 практически полностью сместила акценты и во многом изменилась концептуально. Не до неузнаваемости, но если во всех предыдущих частях серии вы благоразумно отключали встроенного помощника, чтобы тот не мешал, то здесь его стоит оставить. Конечно, не все так сложно, но так будет гораздо проще разобраться с огромным количеством нововведений. Впрочем, базовые механики все еще на месте. Вся суть игры по-прежнему заключается в развитии своего государства. Строительство зданий, основание новых поселений, найм войск — все это есть и будет знакомо всем, кто хоть раз в жизни видел хотя бы одну из частей «Цивилизации». Если в пятой части концептуальных изменений было всего несколько (причем довольно спорных), то сейчас их гораздо больше, и смотрятся они вполне естественно. К ним очень быстро привыкаешь и начинаешь понимать, что все это неспроста.

Пожалуй, главное изменение в новой «Цивилизации» — то, что в игре наконец-то в полной мере задействована окружающая город территория. Подход к городскому планированию нужно выбирать с умом, поскольку клетки теперь используются для строительства зданий. В самом городе, который теперь называется городским центром, строить практически ничего нельзя. Вместо этого на окружающих его клетках можно создать специализированные районы, в которых и будут появляться здания. Так, все библиотеки и университеты отправятся в научный квартал, фабрики и заводы начнут дымить в индустриальном, а помолиться в храмах ваши граждане смогут в религиозном центре. Учитывая, что количество доступных клеток вокруг города ограничено, нужно дважды подумать, где построить тот или иной квартал.

Строительство теперь занимает несколько больше времени, чем в предыдущих частях. На создание обычной фабрики даже в столице можно запросто убить несколько десятков ходов. То же самое касается и чудес — будьте готовы к тому, что решение создать Колосса Родосского может остановить производство в вашем городе на полусотню ходов.

Помимо кварталов, за пределы центра вынесены и чудеса, которые тоже занимают свою клетку территории. Большая их часть при этом требует определенных условий для строительства. Так, пирамиды могут появиться только в пустыне, а Большой театр — только на клетке, смежной с театральным кварталом. Учитывая, что большинство чудес открываются по мере развития технологий, вам нужно планировать их расположение за сотни лет. Согласитесь, непросто. Нередки ситуации, когда вы получаете возможность построить, к примеру, Национальный парк (специальное улучшение клетки в атомной эпохе), но оказывается, что практически все необходимые для этого леса вы уже вырубили.

Плюс, расположение поселения играет намного более важную роль. Времена, когда можно было основать город чуть ли не в Арктике ради захудалого источника нефти, прошли. Сейчас такое поселение практически наверняка станет обузой с населением в несколько человек. Дело в том, что в игре не так много построек, производящих еду — практически всю ее вы получаете от работы на клетках. Не говоря уже о том, что тем же акведукам требуется источник воды, расположенный рядом. Наверное, впервые в «Цивилизации» появились совершенно неприглядные клочки суши, остающиеся незаселенными на протяжении всей игры.

В игре есть показатель количества воды на той или иной клетке. От него также зависит, насколько быстро и до какого размера сможет разрастись город.

Новая механика строительства привела к тому, что изменился и процесс военных действий. Огромную роль начали играть набеги. Одним дерзким разведывательным отрядом можно зайти в тыл врага и сломать ему практически все планы, повредив кварталы и улучшения. Правда, их можно починить. Как можно уже было понять, важной стала и правильная защита своих территорий. Появилось некое подобие оборонительных линий, когда без выстраивания войск на границе не обойтись, поскольку враг может зайти вам в тыл.

В целом, смысл военных действий несколько уменьшился, и сражаться стало сложнее. Вернее, менее выгодно. Набеги очень быстро подрывают экономику и отбрасывают вас назад. Не говоря уже о том, что нужны веские причины, чтобы развязать военный конфликт, иначе это может иметь серьезные дипломатические последствия, и вы можете оказаться ввязаны в нежелательную войну со всеми соседями сразу.

Войска все так же занимают одну клетку, но теперь несколько отрядов можно объединить друг с другом, чтобы усилить их эффективность. Два отряда формируют корпус, три отряда — армию. Это увеличивает их силу, но в то же время уменьшает возможности контроля карты.

Дипломатия стала глубже, хотя все ее возможности станут доступны не сразу. Количество возможных договоров будет увеличиваться по мере новых открытий в сфере социальной политики. Для этого нужно проводить исследования, на которые тратятся очки культуры. На более поздних этапах развития вы даже получите возможность намекать противнику, что не стоит селиться с вашими городами, либо полностью запретить распространять свою религию на ваши территории.

Плюс, у ваших соседей появились своеобразные дипломатические специализации, показывающие устремления той или иной нации. Так, римляне уважают большие государства и презирают маленькие. А американцы лучше относятся к тем, кто не устраивает конфликты на своем континенте. Иногда не совсем понятно, почему на вас злится тот или иной лидер, но когда эти национальные направления открываются, все становится на свои места.

Смысл социальной политики по большей части не изменился. За очки культуры можно получить определенные бонусы, как это было раньше. Правда, изменился способ их получения. Сначала вы изучаете, например, коммунизм. Его использование дает определенные карточки бонусов, которые можно вставить в соответствующие слоты социальной политики. Например, торговая республика даст вам целых три слота для гражданской сферы, два для дипломатии и один для военной. В эти слоты можно вставить, например, исследованные ранее скидки на содержание войск, ускорение строительства чудес или дополнительные очки к привлечению великих людей. Правда, визуальной красотой и удобством они не отчаются — просто текст в рамке. Скучно. Впрочем, других проблем с визуальной стороной у игры нет. В отличие от пятой псевдореалистичной части шестую решили сделать более красочной, напоминающей консольную Civilization Revolution. Даже туман войны заменили нарисованными картинками в стиле карт позднего Ренессанса.

Несмотря на то, что Firaxis ввела в шестую «Цивилизацию» такое обилие новых элементов, у разработчиков получилось создать практически идеально выверенную игру. Конечно, есть и шероховатости, но не слишком серьезные. В основном проблемы касаются несколько неинформативного интерфейса и пары технических ошибок. Так, сразу же после конца хода противника можно выбрать какой-нибудь юнит и попробовать отдать ему приказ, но в этот момент игра может подумать, что есть более важное дело, и переключит вас на другой. Если не обратить на это внимание, ваш поселенец может сделать ход вместо солдата. И не всегда самым удобным образом. Иногда все наоборот — вас забывают переключить на активного сейчас персонажа. Но это встречается достаточно редко.


Sid Meier's Civilization 6

Рецензируемая версия игры: PC

Плюсы:

  • Работа с окружающим миром;
  • Переработанная система дипломатии;
  • Планирование государства на годы вперед;
  • Гибкость социальной политики;
  • Визуальный дизайн;

Минусы:

  • Немного неудобный интерфейс;

Оценка: 9.7

Вердикт: мы получили практически идеальное продолжение Civilization. Впрочем, в этом никто ведь и не сомневался, правда?

150
63
Комментарии:  63
Ваш комментарий

Туман войны чуть понятней бы. С оценкой согласен на 100%

реально не привычный интерфейс. А так игра супер, мне понравилась !

Отличной игре и отличная оценка.

Уат ю сей?! Да здесь же куча щелей "добавим новый контент за 10 баксов через полгода, открывай карман по шире". Форумы в стиме бугуртят из-за тупейшего ИИ и убогого интерфейса. Семь баллов - это максимум этой поделке!

Dead Krow Да эта игра параша полная, худшая в серии!! С проплаченными рецензиями включая эту!

А я вот не могу освоить данную серию. Буду пытаться в эту часть. В предыдущих как то все сложным казалось. Слишком много нюансов за которыми редко получается уследить. P.S. а может я прост слишком туп для этой игры. Тропико всякие как то попроще...

Edgecuti0n Начинал играть с 5 части, тоже сначала не мог освоиться, пару раз бросал. Эта часть, кстати, посложнее малость, чем пятая. Просто играй, сначала на маленькой сложности, потом повышай, пробуй разные нации, со временем втянешься, в игре нет ничего сложного для новичка, если не отрубать подсказки xD

.Chiken Я тоже с 5. Попробую, спасибо. =)

Отличная игра! Но, если бы она была в браузере, что бы на работе играть :) Цены ей не было!

О, наконец-то... Стоп, не тянет ли она на номинацию "Лучшая стратегия года"?

...Дипломатия стала глубже, хотя все ее возможности станут доступны не сразу. Количество возможных договоров будет увеличиваться по мере новых открытий в сфере социальной политике. На более поздних этапах развития вы даже получите возможность намекать противнику, что не стоит селиться с вашими городами, либо полностью запретить распространять свою религию на ваши территории... Такое ощущение, что рецензия и то, во что я играл - разные игры. "Вердикт: мы получили практически идеальное продолжение Civilization. Впрочем, в этом никто ведь и не сомневался, правда?" Ага - то-то на торрентах 5 часть опять "в тренде".

alxelas Играли мы сразу с друзьями, далеко не зашли, но уже на средневековье можно непрозрачно намекнуть кому-либо, чтоб он отваливал от тебя подальше + разные сделки открываются при помощи институтов, однако страдает военная часть. Если ты развиваешься чисто в военку, тогда и ожидай что ты нихера не дипломат.

ПГ совсем уже.Если поставили гта 5 10 из 10 то тут надо 15 из 10.Не, серьёзно, чего в гта на 10 из 10, максимум 5-6, ибо в ней ничего особенного нет

Бугурт С Кетчупом Нет. Ну это ведь совсем разные жанры. Как их можно ставить рядом и сравнивать? ГТА 5 в своём отношении тоже ведь хороша! Хотя лично мне ГТА 4 боле по нраву - сюжет, ГГ, атмосфера.

Чуть ли не единственная игра в этом году которая вышла со всем, что говорили разрабы, без существенных косяков, которая не оставляет чувства "серия уже не та", за которую, в конце концов, не жалко такие деньги отдавать

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ