на главную
об игре
Valiant Hearts: The Great War 23.06.2014

Первая мировая война: забытые страницы истории

В вопросе тематики компьютерных игр долгие годы царит возмутительная несправедливость. Вот эпоха второй мировой, равно как и современность, затасканы игроделами до полной потери эмоциональной коннотации. «Ну нацисты, ну Аненербе, ну и что?» Зато другие периоды человеческой истории не представлены вообще или представлены очень скудно: викторианская эпоха, раннее средневековье, Гражданская война (что в США, что в России) и, разумеется, первая мировая война.

Завтра выходит Valiant Hearts, один из самых ожидаемых проектов Ubisoft, как раз посвященный первой мировой.  Давайте вспомним самые примечательные произведения на тему.

Кто подставил Франца Фердинанда

Великая война гремела с июля 1914 до ноября 1918 года и знаменовала собой конец Венской эпохи, длившейся в Европе больше сотни лет. Амбиции пяти империй и одной постимперской республики столкнулись и похоронили под обломками всех без исключения участников. Германская империя превратилась в Веймарскую республику, Российская империя пережила революцию, Австро-Венгрия и Оттоманская империя рассыпались на куски. Англия и Франция хоть и вышли победителями (и урвали клочки побежденной Германии вместе со всеми колониями), но прочно уступили лидерство США.

Почему же так мало игр о Великой войне? Возможно, всему виной отсутствие идеологии и, как следствие, демонического врага — сжигать напалмом извергов-нацистов или совершенно непонятных западному человеку вьетнамцев проще с моральной точки зрения. А как и за что демонизировать рядового солдата кайзеровской Германии? С другой стороны — солдат, обычный человек и заложник обстоятельств, совершенно не вписывается в рамки средней компьютерной игры, потому что для такого персонажа необходим сценарий исключительного уровня — уровня классического кино и литературы.

Другая проблема — способы ведения войны. Первая мировая — война окопная, позиционная и чрезвычайно нерасторопная. Солдаты месяцами кисли в размытых дождями окопах, зарастая грязью. Артиллерия в это время была развита достаточно, а вот способы противодействовать ей (танки или авиация) только зарождались. Броневые машины так и вовсе считались бесперспективными.

А оружие? Сплошь винтовки разной степени дремучести. Куда этому всему до танковых прорывов и контрнаступлений второй мировой (если, конечно, забыть про Сталинград, где воевали за каждый метр, или Курскую битву — на Восточном фронте немецкий «блицкриг» увяз и превратился, по сути, в позиционную войну)!

Есть и другие, менее значимые, причины, но кое-какие проекты о Великой войне в разное время все-таки появлялись на свет.

Red Baron

Не удивительно, что одна из самых известных игр об этой войне посвящена одному из ярчайших ее героев — летчику барону Манфреду фон Рихтгофену, более известному как «Красный барон». Легендарный немецкий ас сбил около восьмидесяти вражеских самолетов, хотя злые языки и пытались отобрать у него это достижение. Те же языки стремились доказать, что фон Рихтгофен никогда не летал на своем выкрашенном в красный цвет «Фоккере», — ну и зря. Красный «Фоккер» навсегда стал символом «аса асов».

Однако авиасимулятор Red Baron не делает акцента на удачливом немецком пилоте. Трудновато, знаете ли, было изобразить с помощью векторной графики хоть сколь-нибудь узнаваемого персонажа. Да и зачем они на аркадном автомате? То ли дело Red Baron 1990 года! Там даже разрешали воевать не только на стороне Королевских ВВС, но и в рядах немецких авиаторов.

Кстати, именно в авиасимуляторах тема первой мировой эксплуатировалась относительно много. Тут можно вспомнить и древний Sopwith (1984), и Knights of the Sky (1991) и Hunt for the Red Baron (2000), и еще многие другие, но символом этих игр неизменно был алый триплан барона фон Рихтгофена.

На этом поприще неожиданно проявили себя наши соотечественники. «Война в небе — 1917» — забагованный и скверно оптимизированный авиасимулятор с невероятно достоверной механикой. Если не включать аркадные опции, перед взлетом придется вручную запускать двигатель вращением винта и ждать, пока он не прогреется. В воздухе машина ведет себя так же капризно, как и реальные прототипы, — может «уснуть» во время особенно лихого виража. Пулеметы дают осечки, а шальная пуля запросто откусывает ломтик фюзеляжа или крыла, заставляя приспосабливаться к новой аэродинамике. Все это неплохо отражает рискованную жизнь самых первых пилотов-истребителей, которая могла оборваться не только во время обстрела, но и в нелепой аварии на взлете или посадке.

1914 Shells of Fury

В первую мировую принципиально изменились методы ведения войны — так, огневая мощь новых кораблей до того напугала адмиралов, что одно из первых морских сражений так толком и не началось. Впервые стал активно применяться подводный флот. Способов противодействия субмаринам тогда было немного, и одна подводная лодка с экипажем в три десятка человек за милую душу отправляла к морскому дьяволу до трех крейсеров зараз вместе с сотнями душ.

1914 Shells of Fury пытается доказать, что вся эта морская охота — дикая беспросветная тягомотина. Под эгидой реализма и достоверности здесь вынуждают часами бултыхаться под водой, слушая писк приборов, и глупо гибнуть из-за дыр в механике. Зато есть великолепно смоделированные суда и кампания с претензией на верность исторической канве. В отличие от Silent Hunter, 1914 Shells of Fury даже не пытается создать убедительную картину войны, она просто подсовывает набор куцых и бестолковых миссий.

Victoria II

Предвосхищая возражения — нет, Victoria не посвящена первой мировой. Она позволяет смоделировать ситуацию, в которой эта война станет неизбежной, — а потом уже и повоевать.

Военная стезя в Victoria — дело не самое приятное. Изо всех игр Paradox к войне более всех приспособлена «День Победы» — и это, возможно, лучшая игра о второй мировой. Сражения же в Victoria неинтересны и утилитарны: да, сейчас нам выгодна война, поэтому мы отправим тысячи солдат умирать на поля какой-нибудь Вестфалии.

И не только солдат, но и потенциальных рабочих, фермеров, налогоплательщиков. Экономико-социальная модель Victoria одним своим видом ставит непривычных людей в тупик бездной параметров и нюансов. Это одна из немногих игр, учитывающих денежный оборот в стране, а потому самая огромная трата на исследования в тысячи раз выгоднее, чем покупка за рубежом железа даже по самой низкой цене. Потому что деньги, мсье, утекли из нашей экономики, а новые технологии помогут нашим заводам производить более качественный товар. Экономическая война в Victoria бывает даже разрушительнее обычной.

Это, однако, не мешает вам начать игру за Пруссию и к 1914 году милитаризовать экономику, мобилизовать сотни тысяч солдат, подружиться с Австро-Венгрией и объявить войну Антанте. Только не попадитесь в петлю вражеских капиталистов — эмбарго и блокада сломят всякую волю независимо от военного мастерства.

Entente

В первой половине нулевых на отечественный рынок хлынули десятки двумерных стратегий, копирующих то Blitzkrieg, то «Казаков» — занятную RTS о хаотичных битвах между многотысячными армиями эпохи Семилетней и наполеоновских войн. Историческая ирония — Entente, стратегия о первой мировой, вышла пародией на игру о Семилетней войне, которую некоторые историки тоже считают мировой — и, разумеется, самой первой (1756—1763).

Игровой процесс мало чем отличается от геймплея тех же «Казаков» — сначала строительство экономики, наем орды пушечного мяса, еще мяса, еще, еще, пока не хватит ресурсов на танковую армаду, стирающую с лица земли целые деревни. Да, и гаубиц побольше, потому что артиллерия в игре — равно как и в реальных битвах первой мировой — заказывала музыку и терпеть не могла возражений. Только нутро Entente по-прежнему принадлежит «Казакам», а мишура в виде электростанций и самолетов не способна скрыть патологическую яркость палитры, столь неуместную в условиях круглосуточных артобстрелов.

NecroVision

Строго говоря, NecroVision не слишком верна теме и уклоняется в оккультизм. Начинается она как обыкновенный боевик, но в условиях Верденской мясорубки — окопы, бомбежки и грязь. Потом идет стандартная эзотерическая ерунда, спроецированная с Третьего Рейха на кайзеровскую Германию. На экране появляются живые мертвецы и прочая нечисть на службе императора. Правда, они еще будут уступать место немцам в пикельхаубе, но в итоге сеттинг все равно искажен присутствием магических созданий. К сожалению, как боевик NecroVision проявляет себя довольно беззубым и без оглядки на не самое удачное сюжетное решение.

Verdun

А вот этот боевик не соблазняется оккультными сказками и рисует куда более реалистичную картину первой мировой, а точнее — одной ее битвы, прозванной Верденской мясорубкой. Сражение длилось с февраля по декабрь 1916 года, а в результате противники вернулись к исходным позициям — фантастически бессмысленное мероприятие!

Пока что Verdun находится в раннем доступе Steam, но это не отменяет неоспоримого достоинства игры — пугающего сходства с настоящим полем битвы. Над головой — тучи, смешанные с пороховыми выхлопами; вокруг — километры изувеченной артиллерией земли, которая когда цвела и давала жизнь. Окопы, окопы и окопы, вечная грязь и моросящий дождь. Среди таких пейзажей как-то забываешь, что это мультиплеерный боевик в духе Red Orchestra — последняя тоже умело рисовала ужасающие картины войны, но не настолько безысходные. Впрочем, война здесь тоже окопная, с обстрелами, а не перестрелки кемперов из укромных уголков. Если Verdun не ударит в грязь лицом (а это очень просто, учитывая игровую действительность), мы можем получить первый правдоподобный шутер о первой мировой.

Snowfield

Самая странная и жутковатая игра на эту тему. Хотя главный герой и простой солдат, воевать ему не придется. Единственная цель в Snowfield — не замерзнуть насмерть. Дополнительная — не дать замерзнуть однополчанам.

Все, что есть в Snowfield, — мертвые пейзажи вчерашнего поля битвы, присыпанные снегом. В наше время такие вещи называют инсталляциями, но команда студентов-любителей, разработавших игру в 2011 году, вполне могла этого и не знать. Зато они знали, как нарисовать предельно пессимистичную картину, пригодную для созерцания и восприятия несмотря на примитивный внешний вид. Snowfield показывает отчаявшихся людей в самом худшем месте, куда только можно угодить, — может быть, это и есть ад?

Valiant Hearts

Неожиданный квест от Ubisoft не просто о героях Первой мировой — отвечающий ее духу: неприкаянный, мрачный и печальный. Из всего списка Valiant Hearts, пожалуй, лучше прочих изображает события тех ужасных лет — благодаря не только собственным достоинствам, но и неосвоенности темы. В игре рассказывается история немецкого солдата Карла, которому помогают встретиться с любимой друзья из вражеского стана — янки Фредди, француз Эмиль, медсестра Анна... и собака.

Военная драма — и так-то редкость в интерактивном искусстве, а уж в качестве иллюстрации забытой Великой войны ценна вдвойне. Возможно, именно Valiant Hearts откроет заново всеми забытую тему.

    Источник    
Комментарии: 17
Ваш комментарий

Электро-Сталин MunchkiN 616 3 мировая тоже.

23

MunchkiN 616 Электро-Сталин ну да, капитаны прайсы и СШП, спасающие все и вся, куда интереснее

14

MunchkiN 616 я почти уверен, что ты директор лингвистического центра, но есть небольшие сомнения.... хотя, нет, точно уверен!!!

9

Электро-Сталин MunchkiN 616 дульники свои позалепили оба, идите тогда количество кадров в секунду замеряйте, если не интересно! а мне было бы интересно в супер реалистичный шутер про защиту линии Мажино поиграть.... чтобы ноги гранатами отрывало, а тебя бы просто в другого живого солдата (случайно) переселяло.... без всяких чекпоинтов, сохранений и перезагрузок!

8

Купил Valiant Hearts за 7 рублей

7

Еще могу вспомнить Aggression: Reign Over Europe - неплохой клон Total War про Первую мировую войну, кстати, от российских разработчиков :)

3

Последствия первой мировой были более значимыми для мира, чем второй. В России не любят вспоминать 1 мировою, так ка она была проиграна.

3

Знаете почему первая мировая война не интересна ? А потому что, первая мировая война - окопная война. В основном всю войну бились в окопах!А вторая мировая война была уже наступательная, я так ее назвал.

2

MunchkiN 616 Вторая мировая война наоборот была периодом, когда вооружения эволюционировало, вспомни, ведь до 1941 года на вооружении стояла устаревшая техника, оружие, даже форма была ужасная. А что потом? А потом, во время войны было создано великое оружие победы. А потом, модернизация оружия прошла тока во время холодной войны, в 70-90 годы, ведь все, что сейчас двигается, стреляет, защищает было создано в то время, а сейчас его тока слегка модернизируют, и то оно лучше американского, но это уже другая история. Так вот к чему это я, а к тому, что двигателем прогресса является человеческая лень и война! А вот то, что ты говоришь, верно, но про оружие я не согласен!

2

MunchkiN 616 В Первой мировой войне, в отличии от Второй, нельзя однозначно выделить «плохих» и «хороших». Война имела империалистический характер, и в ней виноваты были все основные участники!

2

http://store.steampowered.com/app/260230/ ссылка на Valiant Hearts за 7 рублей

1

Четвёртая тоже неинтересна.

0

1 мировая фактически не была ни выиграна ни проиграна. россия просрала только бабки человеков - ресурсов так как рано вышла. касательно оружия - оно выглядит архаично и устаревши. не так чтобы как в пороховой век но не к то чему мы привыкли глядя кинцо. да и в 1ю мировую как то не очень четко понято кто кого мочит. вон там какая-то подземная высокоразвитая раса вампиров повылазила. зомби. каждый кароче сам за себя был. а во вторую все четко понятно. там кароче гитлет освабадил сатану заключил сделку оделся в мех жылет с пулиметами. амириканский морпех перекатывался от пуль и регенировал здоровье за деревянными ящиками. а потом короче высовывался и мачид гитлера в бронекасюме под героическую эпичную музыку. а когда домачил - гитлер - так НООООооо! и у ниво кароче бинзобак взорвался. а морпех ему - отправляйся обратно в ад! а пока он гитлера мачил какието русские красное знамя повесили. пока гитлер не видел занят был. вот а ище американцы с узкогламы анимешниками воевали. там у узкаглазых был капитан харлок и он кароче рулил крейсером ямато. но ускоглазые соснули у них были оптические пушки. а у американцов они лазирами стреляли.

-1

ко-ко-ко у второй мировой только вооружение и логика военных действий походит на современное точнее если в современных технологиях разобратцо то уже не то конечно. да и потому что после 2й мировой какой-та нормальной чоткой войны не было. поэтому она как бы выглядит современно и актуально. во второй мировой технологии стремные были от летит бомбардировщик кукурузник 40км час и дымошлейфом воняет. а пилот кароче бомбы как картошку из ведра сыплет на окопы. патом его какойта имба из ружбя снял и побежал тыкать тыкалкой. и танк который километра 3 в час едет. а еще кароче если горка он поняцо не может. ето ему наноурал с поцонами надо вызывать и зи говна выстаскивать. скорострельное оружие есть но оно весит 20 кг и там водянй кулер стоит. а поскольку там водяной кулер там тележка в 200кг с патронами колесики и лошадка. не получетцо то как в калофдути задеалать ад только дережабли и газ. а ище пеницилину нету паэтому содатики быстро гангрену от мозолей и сидения в траншее на корточках ловят. опять ни как в калофдути получаетцо. поэтично толька сражение линкоров. чух-чух-чух-чух бубубух- бабабабах и дымавуха а из нее матросы на веслах выкатываются. линкор то потонул. хотя и подлодки уже были. это прикиньте тог да уж шутер пра наполеоновскую или рускотурецкую только чтобы оружее с перезарядкой было. и не калофдути.

-2

Юный Сурикатик ко-ко-ко. Беар Гриллс Я просто сравниваю по стратегиям, для меня интересно не унылые шутаны, а полно масштабные стратегии, но увы, в стратегию про 1 мировую я не играл.Даже не знаю есть таковые или нет.

-5

2 мировая тоже неинтересна

-22

1 мировая не интересная тема

-32