на главную
об игре
What Remains of Edith Finch 25.04.2017

What Remains of Edith Finch. Неотвратимость

Некоторые игры развлекают нас динамичным действом, некоторые пытаются рассказать интересную историю, другие пугают или забавляют. Но все они держатся в жанровых рамках своей истории. What Remains of Edith Finch выделяется тем, что это короткая, но яркая и эмоционально насыщенная игра, которой удается быть как забавной, так чрезвычайно серьезной и мрачной. Вышла она давненько, но явно заслуживает внимания, которое и будет уделено ей в данном обзоре.

What Remains of Edith Finch
What Remains of Edith Finch

What Remains of Edith Finch развивается по схеме типичного «симулятора ходьбы». Молодая девушка возвращается в брошенный семейный дом. Мы проходим сквозь густой лес и выходим к старому большому зданию с множеством надстроек. Проникнув в семейное гнездо, начинаем обследовать его.

Старый дом еще хранит чувство семейного уюта, но вселяет и небольшую тревогу. Отдельные фотографии или элементы интерьера вызывают воспоминания и комментарии, которые тот час подкрепляются проецируемыми титрами. Заблокированные двери и тайные проходы сразу намекают, что дом является вместилищ тайн, которые нам предстоит раскрыть.

Пробираясь через внутренние помещения и тайные проходы, мы постепенно знакомимся с прошлыми обитателями этого дома. Дом Финчей был обителью для нескольких поколений семьи, дети наполняли его радостью и теплотой. Но не все из них закончили свой жизненный путь в преклонной возрасте. Странный рок из года в год собирал новые жертвы. Каждая закрытая комната — это небольшой музей с богатым визуальным наполнением, рассказывающим о своем бывшем обитателе. А внутри обязательно есть дневник или записи, которые вызывают из прошлого живые воспоминания.

Каждое такое воспоминание посвящено трагедии отдельного персонажа семьи Финчей. Одна история напоминает детскую сказку, иная является подростковой страшилкой, какая-то кажется трагичной, другая нелепой. Сумбурность, детская непосредственность и ощущение сказки тут легко граничат с мрачными мотивами и грустным финалом. И почти каждая история умудряет раскрыть характер отдельного ребенка или взрослого, выстроить некую предысторию и свой бэкграунд.

При этом каждая история — это новое приключение со своими обстоятельствами и своими интерактивными элементами. Они разные по содержанию и настрою — от ощущения странной сказки до налета легкого безумия или вдохновляющей легкости детской радости. Это не просто сочетание прогулок и изучения окружения. В одном воспоминании мы будем гулять в образе животных, другое будет раскрываться через ожившие комиксы, в иной раз мы наблюдаем происходящее через объектив фотокамеры. Наши роли постоянно меняются. Вот маленькая девочка видит яркие сны и боится монстра под кроватью, вот девочка постарше на охоте с отцом, а вот грустный мальчик пускает воздушного змея, оставаясь в одиночестве посреди шумного праздника. В каждой ситуации мы выполняем простые действия, но через новые формы интерактивного вовлечения, что обеспечивает новые впечатления и ощущения.

Где-то обстоятельства сразу ведут нас к печальному исходу, и мы быстро ощущаем присутствие неотступного рока. А иногда перед нами простая история из жизни с неожиданными последствиями. Где-то есть постоянная тревога, а где-то вся история наполнена счастьем. При этом истории отличаются хрометражом, некоторые превращаются в настоящее приключение, а иные непозволительно коротки. Похоже, не везде удавалось раскрыть заданную тему, и разработчики не раздували повествование, обременяя его откровенно пустыми моментами.

В итоге получается сочетание ярких запоминающихся событий. Например, сцена с ребенком в ванной, который управляет кружащимися игрушками под танец маленьких лебедей, невероятно милая. Приключение выдуманного короля, который в реальности страдает от жизненной неустроенности, поражает тем, как удачно накладываются две реальности на один видеоряд.

Исход каждого воспоминания всегда трагичен, но он бывает мрачным, бывает гротескным, а иногда и комичным. Смерть является связующим звеном, которая объединяет прошлое и настоящее, связывая разные поколения Финчей. Другой важной сущностью в повествовании выступает некая тайна, связанная с самим домом. Разные отсылки и намеки формируют ожидание некоего откровения. Да и ближе к концу все больше таинственных указателей в сторону овеществления того неотвратимого рока, что довлеет над семейством. Однако эта нить повествования не получает развития, оставляя все предоставленные намеки и образы на откуп метафоричной иносказательности.

И в этом есть определенная проблема восприятия. Повествование формирует явную сюжетную структуру, но оставляет недосказанность и ощущение пустоты. Игра вроде бы пытается выстроить структурированную историю, но по факту она оказывается лишь формой для художественного выражения. И само наше путешествие, сдобренное хорошей картинкой и приятной музыкой, оказывается больше эмоциональным калейдоскопом. При этом игра хорошо сбалансирована в игровом плане, на уровне взаимодействия все интуитивно понятно, события не затянуты, есть постоянное движение вперед и новые впечатления. Возможно, первоначальный замысел выстраивался как раз вокруг четкой «детективной» нити в распутывании определенной мистической тайны, но потом игра была слегка порезана и обрела более философский смысл. Это кажется вполне вероятным на фоне посвящения конкретному ушедшему человеку в финальных титрах. Такое событие могло стать стимулом к смене ориентиров.

What Remains of Edith Finch делает акцент на эмоциональном восприятии, выстраивая бессознательный диалог вокруг неотвратимости смерти. На фоне разнообразных воспоминаний мы лавируем по реке жизни, наблюдая, как опадают листки с семейного древа Финчей. Это путешествие насыщено горечью утрат и ощущением одиночества, что неожиданно хорошо сочетается с жизнеутверждающими мотивами. Игра может вызвать смешанные чувства из-за недосказанности или проявления детской непосредственности в отдельных моментах. Но она удачно балансирует между крайностями, и в этом есть свое очарование. Своеобразная сказка о том, что все мы конечны, и этого не избежать. Но жизнь продолжается, и в ней всегда есть новое начало.

Комментарии: 2
Ваш комментарий

Я бы поставил игре 8/10, сама игра 10/10, но из-за 2-х часовой продолжительности минус 2 балла

-2

DeMZI За то не успевает надоесть. Игра компактная я люблю такие, чтобы не долго и с максимальным содержанием.

3