на главную
об игре
Bound 16.08.2016

Bound - красивый уход от проблем. Рецензия

«Любую проблему на свете можно решить, танцуя», — говорил американский певец Джеймс Браун. Именно этому и посвящено приключение Bound от студий Plastic и Sony Santa Monica, которое с легкостью можно назвать одной из самых необычных игр не только этого года, но и последних нескольких лет. И поэтому писать о ней, а тем более оценивать ее, очень сложно. Но мы попробуем.

#Красота без жертв

Как говорят сами разработчики, Bound повествует о «красивом и захватывающем мире, существующем в фантазиях женщины, которая вспоминает о своем детстве, листая страницы дневника». Это, в общем-то, все, что нужно знать читателю этой рецензии — если раскрыть чуть больше, можно сильно испортить впечатление спойлерами. Стоит лишь намекнуть, что история оказалась гораздо более сложной, чем нам показывали в трейлерах.

Этот «красивый мир» — королевство, терзаемое жутким чудовищем. Королева просит свою дочь найти какие-то возможности справиться с опасностью, и та отправляется в путешествие по локациям, напоминающим трехмерные версии картин абстракционистов. Вот героиня посещает место, похожее на «Композицию с красным, синим и желтым» Пита Мондриана. А вот она вдруг попадает в локацию, склеенную из множества безымянных картин Марка Ротко.

Не удивляйтесь, если в какой-то момент захочется просто встать и потанцевать...
Не удивляйтесь, если в какой-то момент захочется просто встать и потанцевать...

Не удивляйтесь, если в какой-то момент захочется просто встать и потанцевать...

И все это не замирает ни на секунду. Платформы перемещаются и крутятся, стены рушатся или, наоборот, собираются на глазах, растения реагируют на приближение девушки. Если посмотреть вниз, можно увидеть, что земля пульсирует, а проходящие по ней волны подталкивают разбросанные кубы и другие геометрические фигуры. Окружение почти не влияет на игровой процесс, но наблюдать за его метаморфозами и снимать один за другим скриншоты не надоедает. Жаль, что специальный фоторежим открывается лишь после прохождения.

Впечатляюще выглядят не только локации, но и анимация главной героини. Чтобы сделать ее как можно более живой и «настоящей», использовалась технология захвата движений. Благодаря танцовщице Марии Удод и хореографу Михалю Адаму Горалу, персонаж получился настолько необычным для видеоигры, насколько это возможно. Даже анимация людей в проектах Дэвида Кейджа не кажется такой естественной и... не компьютерной, что ли, если можно так выразиться.

Во время прыжков героиня исполняет гранд жете, по узким уступам передвигается исключительно па-де-бурре и переставляет ноги глиссадом, если оказывается среди высокой травы. Ваш покорный слуга не самый большой поклонник балета (хотя «Черный лебедь» Даррена Аронофски входит в пятерку любимых фильмов), но увидеть красоту в том, как двигается персонаж, сможет даже весьма далекий от этой темы человек. Особенно в том, как героиня отодвигает от себя предметы, — это происходит достаточно редко, чтобы не надоедало, но каждый раз радует глаз.

...или понаблюдать за тем, что происходит внизу...
...или понаблюдать за тем, что происходит внизу...

...или понаблюдать за тем, что происходит внизу...

Это можно сказать и про всю игру, и то же самое вы можете прочитать в недавней рецензии на Abzu Подобные проекты, пытающиеся предложить оригинальные приключения в необычных декорациях, не должны длиться больше двух–трех часов, иначе магия рассеется, а недостатки начнут вылезать наружу. Bound отнимет около трех с половиной часов, после чего предложит новый режим («скоростное прохождение»), однако второй подход строго рекомендуется отложить на потом. Хотя, если есть желание поиграться с фоторежимом, ничто не мешает моментально вернуться в этот мир.

#Жизнь в движении

Тем более что геймплей сможет преподнести некоторые сюрпризы, пропущенные поначалу. Прохождение Bound без понимания того, что в ней происходит и как лучше всего поступать, это беготня по прямой с преодолением лестниц и прыжками по платформам. Если здесь и есть загадки, то они ограничиваются поиском кнопки, нажатие которой открывает дверь. В остальном это безостановочное движение, сопровождаемое танцами и отличной музыкой, написанной киевским композитором Олегом Шпудейко.

Иногда девушка встречает на пути монстров, однако чаще всего это не человекоподобные чудища больших размеров, а так называемые «страхи». Их природу игроки узнают по мере прохождения, и особой опасности они не представляют — лишь пытаются нанести героине урон, но та спасается от них танцем, создавая вокруг себя защитное поле. Именно поэтому в начале текста использована цитата Брауна — с какой бы проблемой балерина ни столкнулась, танец вернет все на круги своя. На этой идее построена вся история Bound.

Одна из основных особенностей игры заключается в ее делении на эпизоды, проходить которые предлагают в любом порядке. Такая возможность присутствует во многих проектах, но здесь она реализована особым образом — какой бы эпизод ни был выбран первым, он будет ярким и красочным, а последующие окажутся все мрачнее и мрачнее. С этим связаны некоторые секреты, в том числе в отдельных случаях становятся доступны дополнительные обходные пути, которые пригодятся при прохождении на время. Да и на сюжете такая манера подачи истории заметно сказывается, но, опять же, любое объяснение будет спойлером.

...или восхититься огромным количеством объектов на экране, при котором игра сохраняет 60 кадров/с
...или восхититься огромным количеством объектов на экране, при котором игра сохраняет 60 кадров/с

...или восхититься огромным количеством объектов на экране, при котором игра сохраняет 60 кадров/с

Так что, к какой бы аудитории покупатель Bound ни принадлежал, игра вряд ли оставит его разочарованным. Любители красивых и меланхоличных проектов вроде Journey, Papo & Yo или Rain получат массу удовольствия от по-хорошему простого геймплея и потрясающей работы художников. Те, кто обожает выискивать секреты, смогут попробовать найти спрятанные шары, порой расположенные в самых неожиданных местах. Ну а поклонники проходить игры быстрее остальных займутся выяснением того, в каком порядке лучше завершать эпизоды и какие обходные пути использовать.

Единственное, что вызывает в Bound большое удивление, это почти полное отсутствие необходимости использовать разные танцы в разных ситуациях. При нажатии «треугольника», «квадрата» и «круга» героиня исполняет уникальные па, однако во время первого прохождения использовать приходилось лишь комбинацию R2 + «квадрат» — героиня в таком случае быстрее проходит сквозь ораву мешающих мелких противников и траву. Возможно, для «спидрана» нужно будет заучивать какие-то полезные комбинации, но за его пределами смысла в этом мало.

***

Да и черт с ним, если быть откровенным. Bound приносит столько эмоций и дарит настолько незабываемые впечатления из-за своей необычности, что обращать внимание на недочеты нет никакого желания. Визуальный стиль, разнообразие в локациях, великолепная анимация, отличная музыка, целостность, удобное управление — все это делает игру одним из самых ярких эксклюзивов PS4, который, к сожалению, наверняка пройдет мимо многих владельцев консоли. Не станьте одним из них — таких проектов должно быть больше, а талантливые разработчики должны вознаграждаться вниманием к своим работам. 

Достоинства:

  • оригинальное окружение, выполненное в стиле абстракционизма;
  • впечатляющая анимация главной героини и необычное использование балетных приемов;
  • трогательная музыка всегда отлично вписывается в происходящее;
  • немалое количество секретов, в том числе связанных с сюжетом; 
  • управляется героиня так же легко, как исполняет танцевальные приемы.

Недостатки:

  • было бы логично увидеть использование разных танцев против разных врагов, но этого нет.
ГрафикаСкриншоты говорят сами за себя — Bound выглядит очень необычно даже по меркам инди-игр, авторы которых часто экспериментируют с визуальным стилем. Все это работает в 1080р при стабильных 60 кадрах/с, а в октябре игра получит поддержку PlayStation VR.10
ЗвукСаундтрек меняется в зависимости от окружения и тона повествования, но никогда не становится неуместным и всегда отлично дополняет происходящее. А вот вопли монстров иногда раздражают, особенно когда рядом с ними приходится проводить по несколько минут.8
Одиночная играВесьма продолжительное по меркам подобных игр приключение. К тому же оригинальное и красивое — прямых аналогов нет, да и вряд ли они когда-нибудь появятся.9
Коллективная играНе предусмотрена.-
Общее впечатлениеBound совмещает в себе элементы, которые до этого никто не пробовал соединить в одной игре. Получилось отлично — ни добавить, ни убавить. Искусство в чистом виде, которое достойно внимания любого владельца PS4.9
Комментарии: 1
Ваш комментарий

Красиво. Вот бы на ПК портировали ещё.

0