на главную
об игре
Dwarf Fortress 08.08.2006

Мнение о Dwarf Fortress от Виджина

Всем доброго времени суток!

Для начала коротенько представлюсь: Я тот чел, который наиграл 240 часов в Римволрд, 300 часов в Oxygen Not Included и множество других менее известных хардкорных стратежек. Конечно, не уровень "Бог" с 10к часами в римке на промерзлой карте без технологий и еды, но и не шутанчик-тушканчик.

И так, на волне хайпа вокруг Dwarf Fortress решил ознакомиться с этим "шедевром", прародителем Римволрд. Долгостроем в 20 лет. C армией узкого круга лиц фанатов. Игра, в которую люди готовы были играть даже без графики, ориентируясь одними точками и палочками.

fДля клуба любителей MSDOS
fДля клуба любителей MSDOS

А тут с релизом игры в нее подвезли графон, который готов уделать Крузис в лучшие его годы. Шучу конечно, графон привезли для галочки, но даже такой графон в бесконечное количество раз лучше отсутствия графона. И мне стало интересно, чем эта игра привлекала людей все эти годы. Лично я в неё наиграл всего 10 часов. Это безумно мало, но поэтому и блог называется не "обзор", а мнение. Ибо 10 часов вполне хватило, чтобы составить мнение об этом куске ... "шедевра".

Игра начинается лайтово: пришли гномы, устроили привал. Начинаем копать, строим всякое там, верстаки, кровати и т.п. Обустраиваем жилище. Есть даже встроенное руководство с подсказками, которые объясняют базовые механики игры. Честно скажу, Римволд слизал механики отсюда очень хорошо, ибо после 300 часов в Римволде - чувствуешь себя тут как рыба в воде. Но...

Но раз за разом, как бы тебе не хотелось насладиться игрой, ты постоянно натыкаешься на тот факт, что игре 20 лет. Знаете, с тех пор геймдев шагнул немножко вперед. Под "немножко" я имею ввиду на пару сотен километров. И главное, что мешает играть в Дварф Фортресс - это его моральная отсталость в части самой игры. Начнем с того, что весь интерфейс тут текстовый. И если ты хочешь найти какую то вещь, ты должен печатать название этой вещи в поиске. Привет, MSDOS, давно тебя не видели. Причем, зачастую нет универсального поисковика, где можно вбить эту штуку и она тебе отыщется. Встречаются поисковики местные, которые изолированы от основного поисковика. И тебе нужно искать нужную тебе вещь конкретно там и нигде иначе.

Вот они верстаки и запасы выпивки
Вот они верстаки и запасы выпивки

Какие еще были проблемы у МСДОСа? Ну например там нужно было наизусть учить команды, чтобы их вписывать в поисковик. И конечно же Дварф Фортресс и это в себе сохранил. Например, я выбираю гнома и вижу, что ему не нравится пить из бочки, хочется чего нибудь более цивилизованного. Кружку там... И тут я думаю, а как мне сделать кружку? Все вещи в игре называются на английском. Что мне искать? Ввожу Cup. Ничего не найдено. Потом думаю, хм... есть же ещё кубок! Во, как там по английски кубок, смотрим в словарь, вводим в поиск - ничего. Лезу в инет, ввожу в яндексе "двар фортресс как сделать кубок" - ничего. Ветераны ДФ наверное сейчас ржут надо мной, но ситуация до безумия тупая как она есть. И она отражает суть всей игры: игра постоянно создаёт проблему на пустом месте, где этой проблемы быть не должно. Никак внутриигровым путем ты не найдешь ответа на такой простой до безумия вопрос.

Другой пример: Я хочу железные доспехи и меч. Игра нигде не даёт никакого описания как их сделать. Вообще. Ты уже заранее должен знать, что нужно накопать руды (железной руды нет, нет в игре iron ore, есть малахит например из которого делается медь, есть куча других руд, и ты уже должен знать как нужна для плавки железных слитков). Нужно в печи сделать угля charcoal из дерева или накопать угля в земле. Нужно сделать кузницу с наковальней, которая уже будет делать тебе доспехи. Вроде я рассказываю всем известные факты, но это не так. Эти знания не приходят к Вам с рождения, они приобретаются по жизни. И игра как бы говорит: ты уже должен всё знать, ты должен знать все цепочки, ты должен знать всё это на английском языке и печатать без ошибок. И нет никакой возможности в самой игре это посмотреть. Вот у тебя кузница позволяет сделать пупырку, но пупырка выделена красным. Нет ресурсов. Каких ресурсов? Иди лесом с такими вопросами.

Посадил на поле грибы. У меня есть на складе семена и грибы. Что потратилось на посадку? В каком количестве? Сколько потом выросло? Нет инфы. Возможно, в будущем я найму дварфа, который будет присматривать за урожаем и давать мне статистику... Но почему здесь и сейчас я не могу посмотреть вручную сколько семян я трачу на это поле и сколько я с него получу/получил???

Игра именно, что бесит. Вместо того, чтобы заниматься колонией дварфов, строить планы на будущее, планировать действия и прочее, ИГРАТЬ В СТРАТЕГИЮ. Ты сидишь и пытаешься разобраться в том как сделать кружку, чтобы гномы могли пить не из бочки.

Наделал железной брони прозапас...
Наделал железной брони прозапас...

Я считаю, что это дно. Да, есть игры с неинтуитивным интерфейсом и управлением. Я знаю такие игры и люблю их за их достоинства. Но здесь ... представьте себе прародителя велосипеда. Нечто уродливое с квадратными колесами, где чтобы крутить педали нужно жонглировать тремя ножницами и одновременно держать палец у себя в носу. Чтобы нормально играть в Дварф Фортресс недостаточно разобраться в управлении и особенностях игры. Нужно именно что выучить огромное количество слов и команд, просто тупо зубрешкой наизусть. При этом игра не даст тебе приятную удобную энциклопедию, где ты легко сможешь посмотреть каждое слово, которое тебе нужно. Например, хочешь броню: нажал на неё и тебе выпал список вещей, которые ты зубришь и смотришь где их сделать и из чего, зубришь из чего, зубришь всё это. Даже такого костыля в игре нет. В инете также на текущий момент нет нормальной вики по данной игре. Есть различные костыльные вики, которые сделаны для сверхразумов, которые уже наиграли в игру 20 лет и им не интересны детали. Это по сути не игра, это одно большое недоразумение, в котором отлично работают между собой сами игровые элементы (мир живёт своей жизнью, у него генерируется своя история, дварфы взаимодействуют с миром и между собой и т.п.). Но сама игра никак с пользователем не взаимодействует. Извините, а насколько вообще железные доспехи лучше медных? Игра тебе не скажет. Это же не хардкорная игра, в которую играют хардкорщики, любящие цифры, нет, это же игра для казуалов, которым не интересны параметры брони или меча. У дварфов есть различные абилки - угадайте где Вы сможете найти описание этих абилок? Правильно, нигде. Гугл Вам в помощь на такой же кривосозданный вики по ДФ.

Объективный факт: управлять игрой с помощью МСДОС команд - это уродство.

Чтобы Вы поняли насколько это глубокое дно - автор данного блога когда-то три месяца учился программить Питона. Написал сотни строчек кода. Но даже там мне было комфортнее и понятнее, чем при игре в Дварф Фортресс. Питон блин удобнее ДФ.

Всех с Наступившим Новым годом! Если Вы всё таки решите сыграть в ДФ, то прежде скачайте пробную версию игры, а уже затем покупайте. Потому что весь этот хайп от людей, которые 20 лет учили в ДФ команды и теперь могут там спокойно играть и наслаждаться тем самым "геймплеем" - это лишь внешняя ширма тех проблем, которые скрываются в глубине. Я уверен, что игра прекрасная, ибо является в основе своей Римволдом с более широкими возможностями. Потенциально - это великолепно. И я понимаю, почему ветераны хвалят ДФ, ибо я обожаю Римку за те же качества. Но камон ребят, нельзя делать так игры. Игру начали разрабатывать в 2002 году. То есть тогда уже вышел Морровинд, Готика, Цивилизация 3. Уже по тем меркам эта игра была куском "шедевра" в части взаимодействия с игроком. Играйте лучше в хорошие игры, а эти оставьте любителям заучивания команд.

Комментарии: 20
Ваш комментарий

Игра такая какая есть, была такой и будет такой. Да, неудобно, но ДФ никогда и не ценили за ее удобство.

Единственная, но весьма веская причина ругать ДФ заключается в том, что (небольшая) волна хайпа может обмануть ожидания новых игроков по поводу игры.

Лично я давно понял, что эта игра не моя, и графический мод этого не изменит, и это нормально. (а в римке у меня 1900+ часов)
Прежде чем покупать ДФ надо действительно пробовать бесплатную версию.

12

Эх, пришлось даже регистрироваться ради коммента. Я в DF наиграл уже туеву хучу часов. Когда я впервые ее установил (а это была ASCll графика), я тоже нифига не понял, но я возвращался к игре через месяц, через неделю, был перерыв и в полгода, но она всегда манила обратно, как неприступная крепость, в которой хранятся богатства)

Выход из ситуации с непониманием оказался очень прост, есть сайт dfwk (там в конце .ru поставить надо, не знаю как на ссылки реагирует сайт), пишется он прожжеными самоварами для таких как ты и я. Хочешь себе броню, залез туда. Броня готовится из меди, бронзы, железа, стали и адамантия. Адамантий самый крутой, смотрим что это такое по внутренней ссылке, а там написано, что он находится в жопе мира и пока мы его найдем, нас 20 раз уничтожат. Смотрим из чего готовится сталь, а там предоставлен рисунок чего и сколько надо. Но для нее нужно железо и флюс, допустим флюс у нас есть и мы посмотрели уже что это такое, смотрим как получается железо. Нужна руда гематита, лимонита или магнетита, и если у нас она есть, мы можем приступать к созданию.

Если что, есть мем про порог вхождения в игру, так что это нормально, что ты мало что понял, даже после 10 часов, по сути ты только начал познавать игру)

5

Привет, спасибо за коммент) И всё же главная проблема игры не решится вики сайтом: игра требует для игры заучивания дос-команд, а это уже на любителя.

У меня тоже есть игры в которые я возвращался многократно, как ты в ДФ. Например я уже несколько лет возвращаюсь и играю в Battle Brothers - тоже очень хардкорная игра, не прощающая ошибки новичкам (дожил там до 600 дня, пережив кучу кризисов). Я так возвращался многократно в Оксиген Нот Инклюдед, Которая достаточно хардкорна по механикам в миддл и лейт гейме, где нужны мега конструкции для обработки всего и вся.

Но здесь ситуация иная. ДФ манит своими возможностями, но при этом требует именно что не учиться в себя играть, а просто зубрить набор команд (предметов в игре). Для меня это уже черезчур.

И всё таки спасибо за ссылку на сайт. Возможно когда нибудь меня ударит молния в голову и мне захочется выучить несколько сотен команд)

1

Ну, про несколько сотен команд это ты загнул конечно)

Если есть менеджер, то через него можно очень легко назначить производство нужных тебе вещей. А сравнивать DF с Battle Brothers или oxygen not, несколько некоректно, так как в первом случае это менеджмент отряда и пошаговая боевка, а во втором, как и в случае с римкой, небольшого поселения. DF себя сразу позиционирует, что ты не можешь напрямую управлять дворфами. Единственное, ты можешь посмлтреть, что тебе не хватает для производства (по крайней мере это можно было сделать в ASCll версии), нужно просто подтвердить выбор (я говорю про переплавку) и там будет написано чего нет в наличии, правда все на английском)

P.S. И даже наиграв более 200 часов в оригинале, я все еще строю крепости без жд путей, так как в них не разобрался и у меня нет тех гигачадовских ловушек на 100500 элементов)

7

Да кто такой этот виргин и что он о себе возомнил?

4

Виргин - с английского девственник. Ему не только бабы не даются, но и ДФ.

-1

virgin - девственник) у меня же ник vidgin. Впрочем, Вам же всё равно, да? :)

1

так это было специально сделано. насмехания для. тем более что на звук virgin и vidgin звучат практически идентично

1

Это на денди играть чтоли надо?())

2

Шел 2023 год, для игры в стратегии нужно получать отдельное профильное образование и суперкомпьютер для запуска не оптимизированного куска кода и тут нет разницы это маленькая инди студия или шведские параходы

1

Кек, ньюфажек бомбанул не по-детски от хорошей игры из-за того, что тупо не смог в ней разобраться. Впрочем, ничего нового.

1

не смог разобраться? Да там тупо нажно зубрить названия предметов. Чего разбираться то. За 10 часов я организовал поселение. Прокопал 10 уровней (на разных глубинах), организовал урожай, создал сквад в железной броне (ну да, не адамантий). Успел успешно поторговать (драгоценностями с вкрапленными драг камнями). И настроение дворфов удержал на хорошем-среднем. Организовал храмы для различных религий. Организовал постоянное производство эля. Ну да, я за 10 часов игры не успел отправлять вылазки в другие локации и не испытал атаку на население. И не развился до адамантиевой брони и оружия. Ну это не значит, Что я не разобрался в игре

Суть блога не в том, что я не смог гыгы ньюфаг разобраться. У меня нет проблем с тем, чтобы разобраться в сложных играх. Моя претензия была к тому, что игровой процесс (процесс отвечающий за взаимодействие игрока с игрой) организован отвратительно. Чтобы нормально развиваться нужно постоянно гуглить названия вещей, чтобы искать их в поиске внутри самой игры. Игра организована на уровне МСДОСа. И дело не в том, что "ой как сложно я не смог разобраться", а в том что уродское управление и уродский способ обучения, где ты учишься исключительно путем зубрешки на сторонних сайтах схем и производственных цепочек. Игра просто ужасно неудобная.

-2

Мдя, лучше бы ты ничего не писал вообще, раз уж лень разбираться в игре...

Читать такое мнение, только зря время тратить. Если кому такое интересно, лучше уж в стиме отзывы читать, и быстрее и нагляднее для сбора мнений людей об игре.

-1

Спасибо за отзыв) Уверен, что пост ты не прочел, а просто решил поныть) Удачи! :)

1

Увидел, что он в Рим "240 часов наиграл" и про ДФ даже не слышал, и дальше эту простыню малолетнего пориджа даже не стал читать.

-3

Слышал я много раз в про ДФ, просто не хотел играть из-за отсутствия графики.

П.с. и нигде в посте я не говорил, что ничего не слышал про ДФ. Ты попой читаешь что ли тексты на ПГ?

1

Вот только графика отдельными модами была чуть ли не с момента создания игры. А по масштабу ДФ утирает нос Риму с Оксигеном (ну и Гноморией до кучи) вместе взятым.

-1

ого. есть еще люди, помнящие о гномории

0