История в кадрах: 10 графических эффектов, которые всех бесят

Если бы геймеру из 90-х, привыкшему читать о «фотореалистичной графике в 3D-экшенах», кто-нибудь показал современный шутер, глаза бы точно полезли на лоб, а челюсть пришлось бы долго отскребать от пола. Стараниями инженеров и программистов визуальная часть игр хорошеет не по дням, а по часам. Но в погоне за навороченностью картинки разработчики порой перебарщивают с эффектами, которые скорее портят впечатление, чем усиливают его. О таких переборах и поговорим.

Засорение кадра мелким «зерном» — по сути, подражание киноплёнке. От Left 4 Dead и Mass Effect до Tekken 7 и Dying Light — куда только ни совали пресловутый «шум». Но удачен он лишь там, где буквально есть съёмка на камеру. В Outlast 2, например. 

Размытие движения или Motion blur — эффект, превращающий прохождение игр в трип алкоголика. Стоит ли говорить, что он безнадёжно устарел? 60 кадров в секунду при приличном разрешении делают подобные уловки ненужными. 

Bloom, он же «блюм» — способ засветить картинку так, что родной дизайнер не узнает, а игрок примется автоматически щурить глаза. Отличный ход, чтобы скрасить изъяны моделей, но крайне неудачное решение в эстетическим плане. 

«Блюм» идёт рука об руку с «глоу» (Glow) — световым ореолом предметов. Вам знакомо чувство, будто экран запотел? Только вот протирать его тряпочкой без толку. Это наглядный пример того, что человеческий глаз устроен сложнее китайской «мыльницы». 

Глубина резкости хороша в кино и макросъёмке, но в играх вызывает ассоциации с близорукостью. Исключения редки: к числу удачных манипуляций несомненно принадлежит Tilt-shift в стратегии Endless Legend. 

Хроматическая аберрация — бич плохой оптики и рефракторов. Ради пущей художественности цветные края предметов возникают и в играх, но применить эффект с толком удалось разве что авторам Alien: Isolation. Всё-таки ретрофутуризм обязывает. 

Lens flare создаёт характерные гало, полосы и пятна вокруг источников освещения. Это ещё одно ухищрение, напрямую содранное из кино, ведь похожие блики даёт объектив видеокамеры. Но нужны ли они в играх — большой вопрос. 

Героя ранили — на экране плевки из джема, поднялась буря — капли и пыль. Подобные фокусы должны усиливать погружение в мир игры, но на деле только раздражают — будто этот самый мир отгорожен от нас грязным стеклом, закрывающим подробности. 

Как вам оттенки серого в Gears of War или коричневое небо в Resident Evil 5? Понятно, так проще передать безнадёгу и мрачную атмосферу. Но всё хорошо в меру: моды для коррекции палитры какой-нибудь Fallout 3 неизменно популярны. 

Самое беспомощное заимствование из кино — чёрные поля, ограничивающие экран сверху и снизу. Как, например, в The Order 1886 или The Evil Within. Пора бы ввести правило: обрезали 20% картинки — облегчите на столько же и цену игры.

Комментарии: 58
Ваш комментарий

Эти эффекты используются практически везде, только иногда с ними откровенный перебор.

48

Ну не знаю, когда в играх ты поднимаешь голову в дождь и на "камеру" ничего не капает, возникает больше ощущение халтуры и нематериальности дождя. Я люблю этот эффект, особенно когда в ближнем бою потрошишь супостатов, и вся камера в дерьме и крови после них =) Вообще кроме блюра и размытия все остальные эффекты нравятся

23

все эти эффекты вам подарили консоли

23

Хорошо что на пк можно убрать некоторые эффекты

18

Плюсую всеми частями тела. Всегда, если есть возможность, отрубаю большую часть перечисленных эффектов. Разве что "зерно" иногда идет на пользу картинке, например в том же "left 4 dead 2".

15
Bloom, он же «блюм» — способ засветить картинку так, что родной дизайнер не узнает, а игрок примется автоматически щурить глаза. Отличный ход, чтобы скрасить изъяны моделей, но крайне неудачное решение в эстетическим плане. 

Такой блум, как на картинке с Алан Уэйком - это, наоборот, удачное решение для атмосферных кинематографичных игр.

15

Мне не нравится только мыло (частично можно решить установкой SweetFX) и хреновые текстуры,все остальные эффекты не напрягают,тем более их в большинстве случаев можно отключить.

Самое беспомощное заимствование из кино — чёрные поля, ограничивающие экран сверху и снизу. Как, например, в The Order 1886 или The Evil Within.

Это вообще консольная хрень в паре игр,тем более в The Evil Within это убрали прогой,а потом и патч сразу выпустили.

14
14

В МЕ всё таки эффект зернистости был удачным...

13
обрезали 20% картинки — облегчите на столько же и цену игры

100%

13

годный материал но меня лично нечего из этого не бесит

12

Хорош блог.Меня например больше всего бесит современное освещение которое делает картинку мыльной.Мне как только встречается игра с этим освещением сразу мысль опять это дерьмо..?!А остальные норм главное чтоб в меру и чтоб в каждой игре был подходящий эффект.А мыло есть мыло оно должно сдохнуть.

10

_BESIK_ написал:

А мыло есть мыло оно должно сдохнуть.

Согласен. Но во многих играх этим мылом прячут "грехи"( отсутствие сглаживания, небольшое количество полигонов, дальность прорисовки обьектов и т.д.)

9

Krechet79 Мыло сейчас часто как раз из за новых алгоритмов освещения. Ещё зачастую именно сглаживание создаёт мыло (особенно ужасны FXAA и ТАА)

0

Годный материал. Я вот в играх терпеть не могу эффект размытия - если есть возможность, сразу отключаю (жаль, консоли это не позволяют). Хотя, если он грамотно реализован, то есть небольшой и не "покрывающий" собой всё изображение, то можно и оставить включенным. Ну и глубина резкости из той же оперы. С остальным жить можно, но, опять же, зависит от реализации.

9

Не знаю. Меня куда больше всего перечисленного бесит трясущаяся камера, когда пытаются показать какое-нибудь сотрясение земли. Руки за такое отрубать надо.

8

Зачем в играх вообще киноэффекты? Мы же играем за определенного человека, персонажа, а не за ходячую камеру, особенно глупо выглядит в ФПС. Хотя ДОФ вполне неплохо иногда выглядит, но это придумали специально для консолек, у которых дальность прорисовки маленькая.

7

Больше всего бесит зернистость (шум), не выношу, фуу. А еще бесит glow эффект и bloom тоже иногда криво юзают так, что глаза вырвать охота. Ну а черные полосы это вообще маразм.

6

про черные поля это не спецприём, а нежелание разрабов делать поддержку разных экранов

5

И это называется реалистичная графика? В реале вы всегда видите блум, блур и размытие?

5

MelShlemming Некоторые ещё в реале видят 24 кадра в секунду, по 12 кадров на каждый глаз)))

8

Ладно когда поля обрезают терпимо, но в the evil within их накатили в двойне словно через шлем играешь от 3 лица!

4

Почему автор показывает скриншоты из игр, где описанные выше эффекты являются важной частью геймплея: В Alan Wake главная фитча была игра теней и света; А Crysis 3 хром. абер. не просто так используется, ты в нанокостюме все-таки.

4

Черные поля да, я б в такое не играла.

3

Поставил бы лайк, но я его поставлю не автору а какому-то бездельнику, тупо скопировавшему инфу. Такое содержание должно быть авторским и копировать его просто хамство. Так на него копии всяких новостей и т.д. но это......

3

А мне нравился этот эффект в масс эффекте. Такое ощущение, что смотришь киношку + глаза не устают. Когда я играл на старом мониторе в 1, мне казалось, что это кино - графен был шедевральной.

3

хм... помню когда то был такой блог http://www.playground.ru/blogs/battlefield_4/6_naibolee_uzhasnyh_graficheskih_effektov_kotorye_nuzhno_ubrat-140420/

2

Из всего очень бесил бф3, при подавлении игрока, экран становился таааааким мыльным шо "ВЫРВИ МОИ ГЛАЗА".

2

Все вышеперечисленные эффекты имеют право на жизнь и в грамотных дозах делают атмосферу игры лучше. Но! Когда чего-то слишком много - это бесит. Эффекты нужны для передачи атмосферы и возможности закрыть технические оплошности анимации, на эффектах может быть построен кусок геймплея (типа пойди разберись где враг в засвете...)... В мультиплеере где задача игрока дать максимальный скил без эффектов играть удобней, но в сингле задача рассказать историю, дать небольшой челендж в рамках стандартной сложности и тут любые эффекты уместны.

2

boss__2003 Вот именно , то что блик засветит , ты уже труп -- фича геймплея . Засветы в Баттле 3 чего только стоят . Типо в реале солнце не слепит глаза и нет размытия если смотреть в одну точку во время движения , когда глаза адаптируются и моют окружение побокам . Нубов в голову снимают прост .. , потому и бесятся хд Еще граффу в шутерах убирают ... Тут скорей авторок бесит , своими децкими капризами 8D

0

Как вам оттенки серого в Gears of War или коричневое небо в Resident Evil 5? Отлично. Мне всегда нравилась блеклая цветовая гамма в RE5. Да и третьему фоллычу очень идут эти болезненные серо-зеленые оттенки. Никогда не понимал людей, которые качают моды на коррекцию палитры. Зерно тоже отвращения не вызывает. А вот насчет размытия соглашусь. Зачастую разработчики с ним действительно перегибают палку.

1
Как вам оттенки серого в Gears of War или коричневое небо в Resident Evil 5? Понятно, так проще передать безнадёгу и мрачную атмосферу.

Нет, "атмосфера" тут ни при чём. Всё дело в малом объёме видеопамяти.

1

Расскажу может кому интересно будет. Эту статью автор взял как он говорит с 4pda, а там якобы она авторская. На самом деле недели три назад она висела уже в топе зарубежных игровых ресурсов. спасибо.

1

Многое зависит от грамотности реализации подобных эффектов и наличия\отсутствия возможности их отключения. Плохим примером реализации эффектов можно считать Resident Evil 7, где со включенным "графонием" у игрока начинают кровоточить глаза.

1

Мне, пожалуйста, всё вместе и приправить чёрными полосами.

1

Что за бред, это всё часть стиля игры.

1

Очень интересный блог.

1

Silent Hill 2 с зерном в свои года вообще выглядела умопомрачительно, атмосфера игры погружала и эта зернистость была как вишенка на торте, на всю ночь пропал когда запустил её, в те времена мы еще ходили на ночь в игровой клуб с друзьями, и тогда я случайно клацнул на иконку SH2. P.S. Все эти эффекты это имхо, кому-то что-то нравится кому-то нет.

1

Черные поля, это ужас. Особенно на мониторчике в 15". Размытие всегда отключаю.

0

Однозначно лайк! Готов подписаться под каждым словом.

0

Когда в меру, всё норм. Но меру многие не соблюдают. Лично меня раздражает размытие картинки и тряска в ненужных местах.

0

Идите в попу. Блум классная штука для своего времени.

0

Как же я ненавижу все эти эффекты, особенно переборы с цветофильтром и блюмом. А вот черные полосы, хороши разве что только в кат сценах.

0

А ещё бесит реклама при открытии каждой страницы сайта. Скоро и в играх начнут её вставлять, и тогда играм придёт окончательный конец.

0

В NFS Carbon были такие сильные blur + bloom, что дорогу абсолютно не было видно. Хорошо, что его отключить можно в настройках.

0

POBWNK, верно, хром. абберация сильно выбешивала в своё время в Dying Light, а позднее в The Division, Резиденте 7, Побеге из Таркова. Х.А. пожалуй самый раздражающий эффект в играх, который просто режет глаза!

0

Просто все эффекты перечислили. Давайте уж вообще без постобработки играть,а?

0
Lens flare создаёт характерные гало, полосы и пятна вокруг источников освещения. Это ещё одно ухищрение, напрямую содранное из кино, ведь похожие блики даёт объектив видеокамеры. Но нужны ли они в играх — большой вопрос

Когда ГГ в шлеме или очках добавляет некий эффект погружения, реализма если хотите.

0

Как-то совсем не бесят эти эффекты, особенно когда спешно играешь. Более того, некоторые из них я не всегда и замечаю или же не обрпщаю внимания

0

Совсем без эффектов никак. Иначе картинка вообще картонная будет. DOF (глубина резкости) по мне вполне неплохо играет на атмосферу, а в таких играх как Crysis и последних Assassins Creed так он вообще великолепен. Но вот всякие размытия (они только в гонках нужны) аберрации и зернистость (это если только в ретро ещё туда-сюда) выключаю к чёртовой бабушке. Жаль сейчас ещё и всякие сглажки картинку мылят (Особенно ужасны FXXA и ТАА), есть отличный алгоритм SMAA но почему то он начинает пропадать....Порой возникает мысль что спецом мылят что бы на 4К переезжали...

-1

Знайте, хоть в общем то переизбыток подобных вещей и правда может бесить... Но в целом при грамотном использвании они только реализма добавляют. Кстати... вспоминается мне история с ультра лоу пресетами для шутеров где даже текстуры отключали так как "графические навороты только мешают".

-2

С помощью многих этих эффектов (в ENBseries) я сделал картинку в FO4 смотрибельной. Почти другая игра получилась.

-3

Мне все нравится, кроме чёрных полос, если грамотно использовано. Размытие в движении вообще красота, придаёт киношность картинке, его и при 60фпс используют.

-61