ISLANDS: Non-Places

7
()

Чистое искусство: рецензия на Islands: Non-Places

©

Такие игры как Islands лишний раз напоминают, что слово «игры» — это на сегодня не совсем точное определение. В частности, поэтому в индустрии постоянно спорят на тему «игр как искусства». Но если для игроков обычно все сводится к оценкам и фразам «зачем вы про это написали», то для издателей и разработчиков это выливается в споры о том, насколько это интересно именно массово, можно ли это продать и так далее. Чтобы избежать путаницы, Islands лучше называть, например, интерактивной инсталляцией.

Автор тут один — художник по имени Карл Бертон, судя по всему, сильно увлекающийся минимализмом и сюрреализмом. Он уже выработал свой стиль и пытается продвигать его всеми способами: делает прикольные гифки на Tumblr, создает анимационные короткометражки и выкладывает их на Vimeo. Теперь мы получили Islands — недорогой сборник зарисовок, которые уже можно купить в Steam.

Бертон любит однотонность и броскость, и при этом не ограничивается только кислотными цветами (как может показаться), избегает сильных теней и одновременно обожает яркие источники света (в первую очередь разнообразные лампы, мониторы и так далее). Еще он очевидный перфекционист — Islands вылизана до идеала. В ней продуманы все детали. Каждый объект, нюанс освещения, поворот камеры, многочисленные звуки — все является частью замысла. Когда начинаешь играть, это сначала напоминает другую инсталляцию — Mountain, где в космосе парила гора. Но потом становится ясно, что не все так просто.

Среди синей пустоты появляется автобусная остановка. Затем Бертон дает понять, что нужно щелкнуть мышкой по светящемуся объекту — и после это подъезжает автобус. Оттуда выходят... гигантские яйца. Они выгружаются на остановку и ждут. Мы снова щелкаем мышкой по горящей рекламе и происходят две странные вещи. Во-первых, остановка превращается в стеклянный контейнер. А во-вторых, в земле открывается люк, автобус опускается в него полностью и уезжает уже под землю. Освещение становится кроваво-красным. Конец.

Дальнейшие зарисовки — такой же сюр. То наводнение в гостиничном холле, то пальмы, плывущие по эскалаторам, то летающие деньги из банкоматов или опять-таки летающие музыкальные чемоданы на багажной ленте в аэропорту — и прочее-прочее. В начале Бертон всегда рисует будничную картину, а затем помогает тебе оживить ее самым неожиданным образом. Он не беспокоится о логике — только о внезапности и красоте. Никто не ожидает, что между эскалаторами вырастет теплица и городской шум сменится шумом джунглей.

От тебя требуют самую малость — подталкивать события. Обычно достаточно кликать на мигающие огни. Но не всегда — иногда нужно открыть ноутбук или дверь, кликнуть по банке — и на это ничего не намекает. Тут уже работает только интуиция. Плюс, можно вертеть камерой по кругу. И все. На этом интерактив заканчивается. Именно поэтому Islands в первую очередь инсталляция —большую часть времени ты только наблюдаешь за поразительным, странным, умиротворяющим и непредсказуемым событием. У которого, к слову, есть и завязка, и кульминация, и финал.

Правда, это упрощает жизнь тем, кто не любит платить деньги и «проходит» игры в YouTube. Такие люди обязательно спросят: если основное время ты ничего не делаешь, а только смотришь — зачем за это платить? На самом же деле это дурацкий вопрос. Разница есть. Она как между посещением галереи и просмотром отсканированных картинок. Или походом в кино и просмотром того же фильма дома. Чем ближе ты к произведению искусства, тем больше оно впечатляет. Искусство — это не только картинка, но еще и сопутствующая обстановка.

Но в то же время Islands тоже есть за что покритиковать. Например, она совсем короткая. Бертон делает каждую следующую зарисовку сложнее и длиннее, поэтому морально может быть непросто пройти сразу все. Но в целом уходит около часа, и ты понимаешь, что хочется больше. Хотя бы в два раза.

Но что еще важнее — чего-то все равно не хватает. То ли чуть большего интерактива. То ли осмысленности. Автор увлечен формой, но не пытается создать даже иллюзию смысла. Это не тест Роршаха — тут отчетливо видно, что месседжа нет. Нет пусть какого-то, но драматизма. Отсюда небольшое разочарование. Даже похожее в чем-то инди NO THING обладало крутым социальным подтекстом. А тут ты просто смотришь на звезды.


ISLANDS: Non-Places

Рецензируемая версия игры: PC

Плюсы:

  • Очень стильно;
  • Очень неожиданно;

Минусы:

  • Очень коротко;
  • Очень бессмысленно;

Оценка: 7.0

Вердикт: отлично, но недостаточно.

Обзоры
45
об авторе
Удачи и до встречи.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
Ваш комментарий
Комментарии: 14

Не узнаю автора. Почему не 10?

26

737xcv я вообще бы поставил 11 из 10,эта игра уделывает игру про Дрейка. Чтобы понять игру надо вкурить того же, что и разрабы и авторы статьи на ПГ

14
Очень стильно; Очень неожиданно; Очень коротко; Очень бессмысленно;

Так пишут дети в 3-м классе школы.

23

SemyStall Все правильно. Для людей постарше есть текст выше. Который вы прочитать не смогли. Вот бы узнать, почему.

12

Слишком поверхностная рецензия, автор не раскрыл такие темы как добро и зло, эмоциональная составляющая, субъективная и объективная реальность, что же все таки пытался донести создатель игры до игроков, внутренний мир как источник вдохновения или откуда разработчик черпал свои идеи, первобытный взгляд на окружающую среду, насколько действительно показано в игре отражение мира, что представляет собой характер повествования и какие его мотивы, так вот, глубинный смысл не раскрыт в этой картине, а значит и оценка не здоровая. Вердикт: очень очень плохой обзор, совершенно безжизненный, не ясный, не обнадеживающий, минимум аллегории, минимум эстетики. Автор рецензии теряешь хватку, творческого мышления не хватило, уже не тот...

10

Что за человек подписывающийся на эти инди-шедевры?

5

Гоша, а Гоша, - а ты специально такие шизоидные игры находишь, или это они находят тебя? Вопрос риторический.

5

с таким. опиманием +- читать не охото рецензию-отстойна

3

Вся суть притензий в обзорах иГоши: "Бессмысленно". "Очень бессмысленно". Видать после обзора Метро которая так же имеет оценку 7 балофф, ПэГа так и не смог оправится.))

3

Снова консоли стороной обошла игра? Безигорье на консоли уже начинает надоедать

2

Игра понравилась. Зарягивает!!!

2

на вид напоминает телефонную игрушку. но как для одного человека - вполне неплохо, как по мне

0