Эффект Манделы в играх и интернете

Эффект Манделы это феномен, который приобретает все большую популярность в интернете. Что это такое? Это явление можно описать как массовые ложные воспоминания. Феномен получил название в честь известного южноафриканского политического деятеля Нельсона Манделы, которого многие люди считали давно погибшим в тюрьме, хотя на самом деле умер он в 2013 году. Почему люди считали так? В этом и заключена тайна этого явления. Быть может это ошибка восприятия информации? Или доказательство существования параллельных миров? Кто знает?

Эффект Манделы распространяется не только на исторические события - он был обнаружен в графических изображениях( Хвостик Пикачу, логотипы компаний), картах (Странное расположение Новой Зеландии и неизвестные континенты на картах и глобусах), песнях ( Текст песни звучит иначе, чем казалось ранее), фразах героев книг и фильмов ( Масса примеров, которые лучше погуглить самому).

Единственное  место где эффект Манделы пока почти не засветился это компьютерные игры. Не смотря на то, что одним из популяризаторов этого феномена стал заядлый геймер и актер Джеймс Рольф, известный многим как AVGN, данный феномен в играх практически не замечался.

Причины тому вполне логичны - игры в отличии от фильмов и книг могут получать самые разные версии в зависимости от региона и языковой зоны, обложка одной и той же игры могут отличатся и вообще - нет в играх такой стабильности, как в тех же фильмах и книгах. Мне удалось найти несколько примеров эффекта Манделы в играх, как ложных так и вполне настоящих.

Возможно кто-то скажет что примеры из этого блога слишком слабы и высосаны из пальца. Пусть так. Я не столько описываю явление, сколько хочу открыть дискуссию. Быть может кто-то знает что-то похожее и поможет составить более подробный список?

Gran Turismo 2  - музыка в титрах

И первый наш случай - это музыка из стартового экрана игры Gran Turismo 2. Для США эта игра вышла в версии, где в главном меню играет песня "My Favourite Game" группы The Cardigans. Вот только играет не оригинальная песня, а ремикс созданный группой Faithless. Но многие игроки, игравшие в эту игру точно помнят что в главном меню играл оригинал песни, что давало игре +100 очков к крутости. Что это - путаница в версиях для разных регионов или действительно описанный выше эффект - понять трудно.

Концовка Portal

Данный случай я даже не стал разбирать подробно, поскольку Valve действительно изменяла конец игры. В старой версии концовки, мы просто оставались лежать на земле и наблюдали разрушенное КПП. В новой версии - созерцанию разрушенного КПП нам мешал робот, который утаскивал нас назад с характерным звуком.

The last of Us в Steam

А этот случай действительно интересен. Дело в том, что я никогда не был консольным игроком, хотя в целом был знаком с играми от PS3. Но как-то так вышло, что один из главных хитов того времени я пропустил. Я говорю о The Last of Us. Узнал я об этой игре лишь на волне хайпа по ее переизданию к PS4 и сильно удивился - ведь я точно помнил, что видел её на одной из распродаж в Steam. Ладно, наверное мне показалось - подумал я и забыл.

Вспомнил я об этом лишь когда начал писать этот блог и тут же полез гуглить - а что если не я один видел её в Steam? И как оказалось - не один. The last Of Us в Steam видели еще несколько человек. Как такое могло произойти?

Если судить логично, то вероятно у какой-то игры просто похожий артворк. На мой взгляд, это вполне могли быть такие игры как I am Alive, Limbo и даже 7 days to die. Увидев их, человек вполне мог неосознанно включить воображение и нарисовать артворк заветного эксклюзива.

Спасение Кенто в Payday 2

Совсем недавнее событие Spring break из популярной игры Payday 2 получило от разных игроков разную трактовку. Дело в том, что событие было посвящено поиску сына одного из участников банды Payday 2. Японский бандит по имени Джиро прибыл в США в поисках своего потерянного сына - Кенто. В одной из миссий, а именно Green Bridge мы спасаем некого азиата из автозака. И это...не Кенто. Заключенного зовут Казо (Kazuo), и нужен он банде именно для того чтобы узнать побольше информации о Кенто.

Но многие игроки на полном серьезе посчитали что освобожденный заключенный и есть Кенто, более того, некоторые даже уверяли что члены банды обращались к нему именно так. С чего они так решили? Из-за названия самого события - “В поисках Кенто”? Но ведь на странице события было указано что это не он. Я до сих пор не знаю к чему отнести данный случай - к эффекту или банальной невнимательности игроков.

Имя главного героя Gothic

Еще один неоднозначный случай. Даже в Википедии написано что главный герой игры имени не имеет. Но множество игроков по всему миру считают что у героя все таки есть имя и очень часто оно различается. Ксордар, Марвин, Аданос, Робар и прочее, прочее. Причем если одна часть имен действительно появилась на основе анализа игры, то другая - на основе фантастических рассказов игроков, которые слышали как его называли по имени различные нипы. Между тем, герой безымянный.

Десантник 6

В 90х годах далеко не у всех были современные персональные компьютеры. Но различные клоны “Спектрумов” имелись в изобилии и одним из таких компьютеров был БК-0010-01. Игры на нем тоже грузились с кассет, поэтому очень часто, те кто покупал б/у компьютер, получали в комплекте пару кассет с играми и тетрадку, в которую бывший владелец записал названиями игр. Ох, какие там были названия- “Человек в кресле”, “Фруктовый сад смерти”, “Зомби ползут и грызут”...Но речь не об этом. Одной из самых известных игр с этого компьютера была игра Десантник. Причем это была не просто одна игра- это был сериал, в который входило 5 игр, различающиеся по геймплею. Нам давали управлять самолетом и машиной, мы лазили по шахте и на военной базе.

Однако число этих самых частей в сериале, по мнению многих игроков вовсе не 5, а целых 7. Либо 4. Некоторые игроки ничего не знают о 5 части. Другие - говорят что были еще 2 части - одна про лес, другая про кораблик на море.

Мне не удалось найти подробности, поскольку многие ссылки, ведущие на старые форумы оказались мертвыми. Но кое что о игре про лес я все таки расскажу.  По описанию, встретившемуся мне несколько лет назад, в 6 части десантник бродил по страшному лесу, в котором на его пути встречались живые скелеты. Их нужно было обходить, но если выбрать неудачную тропинку, путь вел к оврагу, в который десантник падал и игра кончалась. Мрачновато.

На мой взгляд слухи о 7 частях могли появиться из за 7 файлов, входящих в комплект игры. Там было 5 игр и 2 дополнительных файла - документация и файл подкачки. Ушлые коммерсанты, продававшие в 90е и кассеты с играми, вполне могли обозначить эти файлы в буклете сборников отдельными играми. Вопрос лишь в том - а были ли такие сборники в продаже вообще?

Несуществующие игры и Карлик Нос

Ну а теперь самый странный и проблемный пример, который я оставил под конец блога. Наверняка многим из вас приходилось искать игры. Старые игры, в которые вы играли в детстве, игры с мобильных телефонов; игры, которые вы когда то видели в магазине. Современный интернет без труда помогает опознать и найти хорошо известны геймерам игры. Чуть хуже обстоят дела с играми не популярными. И совсем плохо обстоят дела с играми, в которые похоже не играл никто, кроме топикстартера.

Я к примеру  раз искал игры, которые когда-то устанавливал на телефоне. Но найти их не смог, несмотря на то, что это были настоящие игры, а не дешевые поделки. Бывает, что некоторые игроки описывают игры похожие на популярные, но не узнают в них то, что ищут. Почему так получается? Память искажает детали? Или инструменты поиска сегодня слишком слабы? Для того чтобы ответить на этот вопрос я приведу пример, который можно трактовать как один из самых ярких проявлений Эффекта Манделы в рунете.

Слышали ли вы о пропавшем фильме, который несколько лет подряд искали ценители кино со всего СНГ? Речь идет о нашумевшем случае, вошедшем в историю рунета под названием “Самая страшная экранизация Карлик-нос”.

Однажды, на одном известном российском трекере, появилось обсуждение. Пользователь рассказывал, как в детстве увидел по центральному телевидению ужасный фильм-сказку, являющаяся экранизацией сказки Вильгельма Гауфа“Карлик-нос”. Фильм был настолько жутким и страшным, что надолго остался в памяти юного телезрителя. И вот, спустя годы он решил найти его. В теме стали отписываться другие пользователи, которые рассказывали что тоже видели этот фильм и его описание стало обрастать подробными деталями. Кроме того как оказалось , этот фильм показывали на ТВ не один, а два раза. Заинтересовавшись страшным фильмом, пользователи стали искать - они проверяли телепрограммы, рылись в базах кинофильмов, писали в теле-архивы и делали все возможное чтобы данный фильм был найден. Увлечение небольшой компании кинофанатов в итоге стало известно на весь интернет и по нему даже начали писать крипипасты. Но фильм так и не был найден.

К чему это? Да к тому, что похоже есть вещи которые просто нельзя найти, даже имея их детальное описание. Почему? У меня на это две версии - либо человек неосознанное искажает свои воспоминания и тем самым заставляет себя искать несуществующие вещи, либо мы чего-то не знаем о мире, в котором живем и эффект Манделы это вовсе не итог нашей невнимательности.

Большое спасибо за внимание.

139
68
Комментарии:  68
Ваш комментарий

Вот это да! Хороший ориджинал контент в блогах. Давно такого не видел. Спасибо, автор.

многие люди считали давно погибшим, хотя на самом деле умер он в 2013 году

С этих строк не читал ибо дичь какая то пошла не понятная

Не надо путать божий дар с яичницей.

Спойлер

"Эффект обнаружен (и назван «эффектом Манделы») во время общения нескольких участников фанатского съезда «Dragon Con», обнаруживших у себя совпадающие воспоминания о том, что Нельсон Мандела умер в тюрьме (а не вышел живым на свободу и стал президентом ЮАР)". Ну, что про этот бред ещё можно сказать? Думаю, всё и так понятно.

Со мной однажды случился один интересный случай, это было связано с игрой final fantasy type-0 на psp. Я был мал, psp пиратство только расцвела и я за неимением интернета пошел скачивать игру в один магазин (100 рублей за игру) попросил накачать себе 11 игр в разных жанрах и одна из игр оказалась именно final fantasy type-0 (там было два файлика для игры(Один это пролог, а второй вся остальная игра), и приехав домой я начал играть, и самое интересное, что я помню, она была на русском. Потому что игр на английском установлено не было, я в них не мог нормально играть, так как ничего не понимал, а уже тогда меня интересовал сюжет и персонажи. Через какое-то время карта памяти перестала работать и игра на русском канула в лету. Когда у меня появился интернет я начал искать эту игру именно на русском. но к моему удивлению я с трудом нашёл английскую и море японских версий. Я не знаю, может те люди из магазина её перевел (что возможно) может мне показалось, что она была на русском (не стану отрицать), но факт фактом, русской версии в интернете нет, а впечатления от игры на русском остались :(

Evanescence_283, скорее всего пиратский хак, тупо прогнанный через промт.

Hanabishi Я бы от такого не отказался бы сейчас.

Что вообще эта бредятина делает на главной странице? Evanescence_283 fastdimka Grandshot Вы понимаете, что то, что вы описываете, не имеет вообще никакого к этому и без того ложному "эффекту манделы"? Он заключается (если допустить его существование) в том, что у НЕСКОЛЬКИХ человек одинаково ложные воспоминания об одном и том же. А то, что вы описали - это просто у кого-то плохая память. Palladim

Palladim написал: Эффект действительно имеется. Вот хороший ресурс с примерами:

Да ваще имеется, ога. Особенно повеселило (это по твоей ссылке): "Название данного феномена «эффект манделы«, появилось после смерти Нельсона Манделы в 2013 году, когда тысячи и сотни тысяч человек стали писать в интернете, что они прекрасно помнят, о смерти Нельсона Манделы в 1980-х годах в тюрьме". Феерия прямо какая-то. Когда на самом деле:

Anglerfish написал: "Эффект обнаружен (и назван «эффектом Манделы») во время общения нескольких участников фанатского съезда «Dragon Con», обнаруживших у себя совпадающие воспоминания о том, что Нельсон Мандела умер в тюрьме (а не вышел живым на свободу и стал президентом ЮАР)".

Может, не надо лишний раз всякую хрень распространять? Я понимаю авторов этой хрени - они так "прикалываются" (как и недавно модные последователи теории "плоской Земли"), но вы-то зачем это повторяете?

The last Of Us в Steam видели еще несколько человек

Есть чо?)

Чет вспомнилась тема, когда делаешь что то, а через какое то время узнаешь, что это технически не возможно (и не получается повторить), но ты помнишь, что работало....

Я про это узнал год-полтора назад, и для меня самым главным шоком стало местоположение Новой Зеландии на карте мира. Географию очень даже неплохо знаю, и мне всегда казалось, что НЗ находится на северо-востоке относительно Австралии, и когда в очередной раз (этим летом уже) читая про эффект Манделы я решил уточнить этот момент, просто выпал, увидев, что на всех картах она находится на юго-востоке. Побежал спрашивать у друга, он ответил так же(!), как мне раньше казалось. Проверил дома все карты и атласы (в том числе издания совестских времен), но там она везде была на юго-востоке. Даже и не знаю, чем такой глюк в сознании вызван, то ли в кабинете географии в школе висела карта с ошибкой, то ли в определенный момент (на мой взгляд, это могло произойти примерно в 2014 или немного раньше) мы все разом перешли в параллельную вселенную, которая в принципе такая же, как и наша, но в каких-то деталях всё равно отличается.

Lightning. У тебя просто с головой беда. Ни один человек, которого я знаю, не располагал эти острова там, куда твоё воспалённое сознание их поместило. Могли просто не знать, где она находится вообще, но туда её никто не пихал)

The_apathy Вы каждого лично опросили?) Это давняя тема споров и если погуглить в интернете, то можно найти споры об этом. Как по мне виноваты символические карты в которых НЗ запихивали куда то сбоку, что бы поместилась

Lightning., Тоже был недавно баг с Новой Зеландией. Изрядно попутал. Был Уверен что она была на месте Папуа-Новой Гвинеи.

Почитать было очень интересно, но сам с подобным не сталкивался.

Толстый Фролль

Толстый Фролль написал: Почитать было очень интересно, но сам с подобным не сталкивался.

Потому что это искусственно высосанная из пальца хрень того же порядка, что и пастафарианство. Правда, если последняя является пародией, то этот "эффект" пытаются протащить на серьёзных щах.

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ