Всем доброго времени суток! Воодушевившись хорошими ретро-обзорами от InkvizitorDk, SEGAS DADDY и FANMetro (а также весьма впечатляющими количествами лайков на их обзоры), я тоже решил написать ревью на несколько старых игр. Говорю сразу, я не профессиональный журналист, и качество моих обзоров будет существенно ниже по сравнению с обзорами Гоши Берлинского и Павла Астафьева, и, что греха таить, русский - не мой родной язык, так что, извиняйте, если я допущу морфологические и грамматические ошибки. Так же стоить отметить, что я буду оценивать игры по меркам того года, когда вышла обозреваемая мною игра, поэтому... ну вы поняли.
Итак, первой игрой, на которую я напишу свой дебютный обзор, станет японский survival horror под названием Project Zero, более известная в Европе как Fatal Frame (тут же вспоминается Resident Evil, известная на своей родине как Biohazard), которая вышла на консоли Sony PlayStation 2 в 2001 году.
Внимание! Данная игра была разработана японской компанией Tecmo в понятно каком стиле, и поэтому я попрошу тех, кто ненавидит аниме, пройти мимо. А если вы не против ОЯШей (обычные японские школьники/школьницы), маленьких девочек в белом кимоно, древних японских особняков и тому подобных вещей, то, тогда милости прошу к нашему шалашу! ^_^
В тихом особняке приведения водятся...
Пожалуй, начну с сюжета. В ее основу легли две старых японских «городских легенд» (что, однако, не помешало разработчикам поставить на заглавном меню надпись «Based on true story (Основано на реальных событиях)»). Действия игры разворачиваются в Японии, в сентябре 1986 года. Все начинается с того, что Мафую Хинасаки (Mafuyu Hinasaki) - брат главной героини, Мику (Miku), приходит в заброшенный особняк Химуро (Himuro mansion), чтобы найти одного писателя Джунсея Такамине (Junsei Takamine), который пропал без вести со своей группой во время исследования особняка. Разумеется, этот особняк не простой, а со своим темным прошлым - в этом особняке проводили древние ритуалы Шинто (Shinto Ritual), и в одну темную ночь, хозяин особняка устроил кровавую баню, перебив всех, кому не посчастливилось жить в этом особняке, и, благополучно наложил на себя руки. Масла в огонь подливает тот факт, что в этом особняке несколько лет назад также бесследно исчезла вся семья фольклориста Риозы Мунакаты (Ryoza Munakata), которая поселилась здесь несколько лет спустя после того инцидента. Сам Мафую тоже не простой парень - он может видеть вещи, которые не видят другие (не, он не наркоман, хотя, кто его знает). Вооружившись своим фотоаппаратом, он бесстрашно заходит внутрь.
Resident Evil" src="http://pix.playground.ru/view/667878.jpg">
Выглядит заброшенный особняк совсем неважно: местами пол провалился, кругом мусор и толстый слой пыли, в общем, все как подобает заброшенным особнякам. Немного прогулявшись, а также пару раз увидев старика Таминине, который все время бесследно исчезает, Мафую случайно находит на полу его дневник. Он собирается взять ее, но, стоило дотронуться до нее, как его посещает видение - писатель и его помощники (Коджи Огата (Koji Ogata) и Томо Хирасака (Tomoe Hirasaka)) идут по коридору, а за ними тянутся десяток пар бледных рук. Такамине обворачивается, а от них и след простыл. Они идут дальше, а за углом появляется силуэт очень недружелюбного вида. Видение исчезает, и тут Мафую слышит скрип лестницы. Кто-то невидимый медленно поднимается наверх, парень подготавливает камеру на всякий случай, и вдруг, ВНЕЗАПНО на него нападает лысое приведение. И в этот момент Мафую узнает, что фотоаппарат, который он носил все время (вот сюрприз!) тоже не простой - это Камера Обскура (Camera Obscura), способная поглощать призраков. Быстро расправившись с ним, парень собирается уходить, но... тут пролог заканчивается и начинается основной сюжет.
Итак, спустя неделю после исчезновения своего брата, главная героиня игры, Мику, приходит в этот злополучный особняк, чтобы найти его. В особняке она находит фотоаппарат Мафую, и узнает, что его похитила традиционная для японских ужастиков Дева-в-белом-кимоно-и-с-длинными-закрывающими-лицо-волосами. Также множественные упоминания о ней Мику находит в записях пропавшей группы. Теперь ей придется спасти Мафую, а также разгребать то, что натворили бывшие жители особняка.
Дальше я спойлерить не буду, поскольку сюжет - одна из самых главных плюсов этой игры. Она полна тайн, интриг и очень интересных персонажей с интересными историями. Во время чтения вырезок из газет, книг и записных книжек, а также прослушивания записи на диктофоне, у игрока постепенно выстраивается целая картина происходящего. Не малую информативную роль играют видения и флешбеки персонажей. В игре абсолютно нет горьких овощей с горы, и у Fatal Frame есть чем удивить или даже ввести в ступор.
Главные действующие лица.
Мику Хинасаки (Miku Hinasaki) - главная героиня игры. Пришла в особняк Химуро в поисках брата. Как и Мафую, она может видеть призраков. Имеет очень интересное прошлое, которое раскроется где-то к концу игры.
Мафую Хинасаки (Mafuyu Hinasaki) - брат Мику. Исчез в особняке во время поиска своего воспитателя, Джунсея Такамине. Ее мать перед смертью передала ему Камеру Обскуру. Очень любит свою сестру и является ее единственным родственником.
Джунсей Такамине (Junsei Takamine) - писатель, который изучал ритуалы Шинто. Исчез в особняке со своими помощниками.
Коджи Огата (Koji Ogata) - редактор, помогавший Такамине. Судя по записям, перед исчезновением, он заметил, что на его фотографии появились странные веревки, опутавшие его руки, ноги и голову.
Томо Хирасака (Tomoe Hirasaka) - помощница Такамине. Имеет усиленное шестое чувство, поскольку перед исчезновением она смогла увидеть призраков, и узнать имя Девы-в-кимоно - Кирие (Kirie).
Риозо Мунаката (Ryozo Munakata) - фольклорист, изучавший ритуалы Шинто, который поселился в особняке со своей семьей. Был очень любопытным, что до добра его не довело.
Яе Мунаката (Yae Munakata) - жена Риозы. Нашла Камеру Обскуру, с которой баловалась ее дочь, и начала видеть призраков, сначала только в объективе камеры, потом и без нее. Не выдержав, покончила с собой.
Микото Мунаката (Mikoto Munakata) - дочь Риозы и Яе. Пропала без вести с тремя детьми, чьи личности не раскрыты. Считается похищенной призраками.
Кирие, Дева Веревочного Алтаря (Kirie, Rope Shrine Maiden) - весьма злобная и ковайная тян, виновная за исчезновение Мафую и других, и стремящаяся быстрее спровадить Мику на тот свет. Одна из избранных дев. На ней должны были совершить Ритуал Удушения (The Strangling Ritual), который должен был предотвратить некое "бедствие". Однако, по неизвестной причине, ритуал провалился, что привело к ужасным последствиям. Ее личность и мотивы раскроются только к концу игры.
Девочка в белом кимоно (Girl in White Kimono) - единственный друг Мику в стане врага. Указывает ей путь, дает подсказки и пару раз спасает от Кирие. Ее личность и мотивы также не раскрываются до конца игры, однако, ее «деанонизация» действительно удивляет.
А можно я вас из фоторужья щелкну?
Как вы уже догадались, единственным «оружием» Мику станет Камера Обскура. «Боевая система» выглядит примерно вот так: мы достаем фотоаппарат, ловим призрака в объектив камеры, и нажимаем на курок спусковую кнопку, наносим повреждения, и так раз за разом, до тех пор, пока не «защелкаем» супостата до смерти (хотя, стоп, они и так мертвы). Обычные снимки наносят врагам как минимум 10 очков повреждения, но если вы хотите побыстрее избавиться от стонущей нежити, то вам надо отправить СМС на короткий номер держать ее «на мушке» как можно дольше. Тогда камера «подзарядится», после чего нанесет противнику больший урон при фотографировании. Также существуют несколько способов по-быстрому аннигилировать врага:
- Special Shot - снимок максимально «заряженной» Камерой. Для обычных противников один такой снимок может стать фатальным.
- Close Shot - снимок с близкого расстояния. Наносит больше повреждений, чем обычный снимок.
- Core Shot - снимок прямо в торс. Наносит незначительный дополнительный урон.
- Head Shot - выстрел снимок в голову. Наносит не намного больше повреждений, чем Core Shot.
- Zero Shot - самый трудновыполняемый снимок. Нужно снять призрака за долю секунды до его нападения (в этот момент круг видоискателя окрашивается в оранжевый цвет). Наносит колоссальные повреждения.
Как сообщает наш несравненный Капитан Очевидность, «боеприпасами» Камеры Обскуры являются фотопленки, разбросанные по всей территории особняка. Если в других играх патроны делились на обычные/разрывные/зажигательные/и.т.д, то в Fatal Frame фотопленки делятся на четыре вида: Type-14, Type-47, Type-74 и Type-90. Чем выше их качество, тем больше урона они наносят (и, как правило, хорошие пленки редко попадаются).
Помимо делений призраков на ноль, Камерой Обскурой также можно находить всякие скрытые вещи, такие как призраки (на этот раз они нейтральные), подсказки, скрытые двери, а также печати, из-за которых невозможно войти в нужную нам комнату. Делается все это по схеме «горячо-холодно».
За обряды экзорцизма и нахождения скрытых предметов, игроку начисляются очки (этакий «опыт»), которые можно потратить на... улучшение Камеры! Да-да, наша ненаглядная Обскура настолько необычная, что может не только поглощать призраков, но самосовершенствоваться! «Прокачать» можно следующие элементы: Range (максимальная область поражения), Speed (скорость «зарядки») и Max Value (максимально возможная степень «зарядки»). Также за эти очки можно разблокировать очень полезные «функции», как временная парализация противников, самонаведение, «оптический зум» и тому подобные вещи. За использование этих функций, мы тратим так называемые Spirit Stone (Камни Душ), которых можно найти в особняке.
Красота - страшная сила.
Переходим к графике. Для своего времени, да и сейчас тоже, Fatal Frame очень хорошо выглядит. Модели персонажей хорошо детализированы (если не считать малость угловатые пальцы на руках), их анимация также нареканий не вызывает. Мимика лица до уровня эталона своего времени - Silent Hill 2, не дотягивает, но и плохим тоже не назовешь (к сожалению, не редко бывают моменты, когда Мику смотрит на призраков совсем безразличным выражением лица).
Дизайн уровней на высоте. Весь особняк богато оформлен различной утварью на японскую тему (самурайские доспехи, куклы, зеркала, статуи, кобо и.т.д), а также весьма жутковатого вида ритуальными принадлежностями. Дизайн основных персонажей ничем не выделяется. Но особенно круто выглядят противники, одним своим видом вызывающие беспокойство.
Спецэффекты тоже хороши. Объекты оставляют очень недурные тени, эффекты типа «отражение», «motion blur», «дымок» очень красиво выглядят, и немало облагораживают картинку.
Скажите «АааааААаааАААааААААаААААА!!!».
Японцы не раз доказывали, что они умеют делать очень страшные игры (ярчайшие примеры - Resident Evil, Silent Hill, Clock Tower, Illbleed, Haunting Ground, Forbidden Siren, Rule of Rose, Eternal Darkness), и Fatal Frame этому не исключение. Конечно, до икоты доводящих моментов я встретил всего пару раз, но нервишек игра потрепала мне немало. Если ужастики, например, из Америки, нередко злоупотребляют заштампованный прием «а оно сейчас к-а-а-а-а-ак выпрыгнет из темного угла, и к-а-а-а-а-ак заорет» (да-да Doom 3, это к тебе относится), то Fatal Frame традиционно давит на психику.
Вот, к примеру, идешь по темному длинному коридору, вокруг никого нету, в наушниках зловещий эмбиент. И в этот момент джойстик медленно начинает вибрировать, свисающие веревки начинают покачиваться, и сзади кто-то стонет «A woman... A woman in white kimono is coming...». Или еще круче - сцена в комнате с японскими куклами. Одним словом - жуть.
Большинство хоррор-сцен за редкими исключениями исполнены на внутриигровом движке. Постановка и режиссура просто потрясающая. Правильно подобранные ракурсы, разумно подобранное освещение и отличное звуковое сопровождение добавляют к игре один небольшой плюс.
Стакан дегтя в бочку меда.
Теперь переходим к минусам. К сожалению, здесь накопилось весьма немалое количество серьезных недостатков. Первое из них - очень неудобное управление. Мало того, что в «режиме прицеливания» Мику итак двигается как черепаха, но и камера очень неохотно поворачивается. Разработчики предусмотрели кнопку повышения скорости поворота, но на этот раз со скоростью точно переборщили. Я вообще не понимаю, как нужно крутить оба стика, и при этом попытаться нажать на «крестик» и «квадрат».
Второй минус - чрезмерный «бэктрекинг» (моменты в играх, когда тебя заставляют бежать туда-сюда снова и снова). Поскольку события игры происходят в (пусть и большом) особняке, игроку придется с завидной регулярностью посещать старые места, чтобы сначала взять подсказку о спрятанном ключе, потом отпереть дверь, а затем увидеть печать, заблокировавшую дверь, идти на его поиски, а затем вернуться, чтобы взять ключ, отпирающую другую дверь. Очень бесят моменты, когда ты пробегаешь чуть ли не весь особняк, чтобы узнать что дверь в нужную комнату заперта, и что нужно найти альтернативный вход (который расположен очень далеко).
И наконец, самый критический минус - однообразие. Сначала кажущаяся оригинальным боевая система к середине игры начинает утомлять. Все, что мы будем делать со всеми врагами (кстати, они отличаются друг от друга моделью, живучестью и скоростью) - щелкать в них фотоаппаратом. Конечно, у некоторых призраков (традиционно у боссов) есть свои «сверхспособности» типа замыливания искажения картинки, парализации, ослепления, но это особой погоды не делает. Много бэктрекинга разработчики пытаются возместить нехитрыми головоломками, но они также очень часто попадаются и надоедают.
Итак, что мы имеем?
Fatal Frame - не та игра, которую хочется проходить снова и снова ради открытия дополнительных режимов (а он здесь один, называется Battle Mode и является унылой копией режима Mercenaries из Resident Evil) и альтернативных концовок (а она здесь тоже одна (в Xbox-версии есть вторая альтернативная концовка, правда, она является слегка удлиненной версией первой альтернативной), и чтобы ее открыть, игроку нужно пройти игру на максимальной сложности и за очень короткое время). Но если вам очень нравятся японские ужастики, то вы получите огромное удовольствие при первом прохождении. А если нет - тогда качайте играйте на свой страх и риск, если что, я вас предупреждал.
Оценка: 7,5/10.










А инквизитор питухан, следовательно афтар этова блога тоже питухан и опазорилсо xD
spartan239 у тебя бугурт xD
RoBoPuC Вот бы поиграть в это... -в старинный трешь без души пропиаренный афтаром питухом с аватаркой понишвили? думаю нестоит
Это достойно лайка, или даже двух лайков :3 Interrvent Полина не буянь =)
Interrvent Полина не буянь =) [2]
Вот бы поиграть в это...
RoBoPuC Она отлично играется на эмуляторе. Champion37 Не гавкай - язык откусишь.
Champion37 +1. он блохастая лошадина
В первую часть не играл, а вот в третью доводилось... Собственно, именно из-за нее у меня и выработался иммунитет на все остальные хорроры, кроме Cry of Fear и первых четырех Silent Hill'ов.
Champion37 Пони умеют гавкать? 0_0