Небольшое исследование преемницы (так же пишут в наших СМИ) StarForce.
Что такое DRM?
Нелегальное использование данных - достаточно серьезная проблема. Разработчики, как правило, не горят желанием распространять продукт без защиты. Это якобы сказывается на продажах. Бороздящие пару-тройку торрентов пираты могли бы с легкостью скачать интересующие их игры, а вот разработчик и издатель бы не получили ни копейки с этого.
DRM или технические средства защиты авторских прав - это программные или программно-аппаратные средства, которые намеренно ограничивают возможные действия с данными в электронной форме, такие как просмотр или модификация файлов. Но это, вроде как, официальное определение. У противников DRM есть и другое: DRM - это ограничения, с помощью которых правообладатель навязывает пользователям свои правила. И в чем-то данное формулировка вернее. К примеру, для того, чтобы иметь возможность играть в одну игру на ПК и консолях - необходимо купить несколько копий, хотя куда удобнее было бы создать один общий аккаунт для этого.
Немного о StarForce и других DRM
Единого решения в вопросах защиты игр нет. Каждый год разработчики создают что-то новое, а пираты пытаются это новое взломать. Хотя стоит отметить интересный подход одной студии, которая высылает после покупки вами игры USB-ключ. Вот эту защиту не взломали. Правда, ждать посылку почтой, а особенно почтой России, - удовольствие сомнительное.
StarForce, пожалуй, получила негласный статус самой ненавистной DRM. Если игра получила данную защиту, то в любом обзоре это непременно указывали с почти обязательной припиской "StarForce не нужна" (утрирую, конечно же). Создала эту защиту русская компания Protection Technology. Поначалу ходили слухи о том, чтобы запретить эту DRM на западе. Якобы StarForce нарушает права пользователей и даже чем-то задевает правообладателей. Думается мне, что это из-за установки драйверов на привод, о которых пользователь не мог знать. Они устанавливались вместе с игрой (данное ухищрение должно было помочь решить проблему использования виртуальных приводов) и оставались в системе даже после удаления продукта. Но, так или иначе, число проданных лицензий на сегодняшний день составляет более шестидесяти миллионов копий, что довольно-таки большое число.
Как работает StarForce? Вам необходим ключ и диск с игрой (разумеется, исключительно лицензия). И чтобы игра запустилась, надо ввести ключ, а затем пройти проверку на подлинность диска в приводе (хотя в более поздних версиях от этого отошли). Частенько бывало так, что защита не могла считать данные с диска и выдавала сообщение об ошибке - из-за царапин на CD, например, а они обязательно возникали, ведь сам носитель информации непременно должен был находиться в приводе во время игровой сессии, что повышает износ. Из-за этого возникали вопросы по поводу порчи самих приводов, от которых Protection Technology методично отмахивались. Мол, наша DRM испортить что-либо не способна. И это на самом деле так. Но проблема заключалась в другом: в случае неверного считывания данных с диска пользователь лицезрел окошко с ошибкой, а если таких ошибок возникало много, то привод постепенно снижал скорость, чтобы повысить вероятность правильного считывания файлов (если диск изношен - иногда помогает). То есть скорость считывания неминуемо падает, пользователь рано или поздно это замечает и начинает винить во всех бедах StarForce.
SafeDisk много негативных отзывов не сыскал. Данная DRM должна была защищать диски от копирования, но она не представляет особых трудностей в взломе. Однако более поздние версии могут потребовать определенные приводы, которые способны записать некоторые файлы, характерные для SafeDisk.
DAEMON Tools или Alcohol 120% позволяли создавать виртуальные диски и тем самым обходить защиту. Но последние версии SafeDisk от этого защищены. Ну и нельзя не сказать о том, что и эта DRM устанавливает свой драйвер для привода без предупреждения. То есть, фактически, также нарушает права пользователей, о чем как-то умалчивали.
SecuRom был разработан компанией Sony DADC AG, которая до этого занималась распространением CD. Особой известности на территории России и стран СНГ не получила. Различные игровые журналы частенько хаяли SecuRom за то, что ее взламывают слишком быстро и смысла в защите игр просто нет... Таким образом делая неплохую рекламу StarForce, к которой на Западе относились пренебрежительно (вспоминаем про права пользователей).
И эта защита была взломана. Причем ее хакеры любят больше всего. Кряки появляются в сети через пару дней после релиза игры - и это в худшем случае. Бывало, что взломанная версия заливалась на трекеры спустя несколько часов после появления лицензии в магазинах. Бывали случаи, когда игры на торрентах выкладывали и за несколько дней до появления в магазинах.
Разумеется, SecuRom всячески обновлялся. Sony DADC AG стремилась к тому, чтобы её систему было сложнее взломать (что логично). Но, как водится, за это компания требовала денег с издателя. Если взять GTA IV, то, получив солидную сумму денег с Take Two, Sony DADC AG сделала такую защиту, что игру... Все равно взломали. Да, были пьяные камеры и движение вперед, была защита программного кода и даже файлы в игре нельзя было переименовывать, а GTA IV все равно взломана.
Дальше - больше. Набив серьезную шишку на детище Rockstar, создатели SecuRom пришли к вовсе гениальной идее - ограниченное число установок. Вспомните Arkham City. Да, там такое было. То есть, если вы переустановили систему или же поменяли что-то в компьютере, придется активировать игру заново. А когда число установок кончится - купить новую лицензию.
В итоге сотрудников Sony DADC AG поувольняли, но долго безработными они не проходили. Следующей остановкой стала новая защита в рядах новой компании. И дальше уже только о Denuvo Anti-Tamper.
Появление "сверхсложной" защиты
Сначала появился сайт. Никто еще не знал о том, что такое Denuvo Anti-Tamper, но создать свой сайт - дело первостепенной важности (а иначе никто не узнает и никто не купит лицензию). Проработав недолгое время, он благополучно упал на почти целый месяц. Причин не раскрывают, но скорее всего это были ошибки в коде. Хотя есть и теории, будто сайт "уронили" хакеры или пользователи, которые сами того не желая устроили DDoS-атаку.
Потом появилась информация о том, что Denuvo будет использоваться в FIFA 15 и Lords of the Fallen. В первые дни после релиза этих игр на торрентах стали ждать кряка. Но время шло, взломанной игры все не было и не было, а релиз-группы упорно молчали и не желали говорить о прогрессе во взломе Anti-Tamper. Разработчики Denuvo после этого заметили, что защита-то работает и поди попробуй ее взломай. Да и не получится у вас все равно. В результате, сами того не желая (хотя скорее всего желая), создатели Anti-Tamper создали для своего продукта неплохую рекламу.
На самом деле, не совсем верно называть саму защиту "Denuvo" (это компания, её разработавшая). Полное правильное название - Denuvo Anti-Tamper. Но сокращение до первого слова используется практически везде (и я тоже так делал) — другими продуктами Denuvo пока не прославились. Так что...
Далее идею "суперсложной DRM" подхватили СМИ и стали всячески ее распространять. Обратите внимание, что статьи, датируемые октябрем или ноябрем прошлого года, называют Denuvo "непробиваемой" или "сверхсложной". А по сути-то времени прошло всего-ничего. Так и сформировался образ преемницы StarForce (хотя на самом деле все иначе).
DRM или защита DRM?
Что ж, во многих интернет-источниках Denuvo фигурирует исключительно как DRM, которая служит для защиты от взлома игр. На самом ли деле так? Компания-разработчик Anti-Tamper не раз говорила в своих интервью о том, что их продукт - это не защита игры, а защита DRM (телохранитель телохранителя).
То есть фактически, Denuvo защищает от взлома не саму игру, а установленную в нее DRM. А дальше уже зависит от того, какую лицензию купила компания-издатель.
Denuvo и SSD
Быть преемницей StarForce непросто. Нужно не только обладать почти непробиваемой защитой от взлома, но еще и споры вокруг себя подымать. Вот и тут возник достаточно интересный вопрос. Принцип работы Denuvo достаточно сложен - проще будет сказать, что защита с завидным постоянством переносит файлы игры то в оперативную память то на жесткий диск. И делает это DRM не раз в несколько минут. В течение часа Denuvo перебрасывает часть кода туда-сюда 150 тысяч раз. А эта частичка кода находится в одном блоке памяти. В результате, блок легко может выйти из строя.
Но разработчики Denuvo оказались не так просты и признавать, что их защита постоянно декодирует и зашифровывает код игры, отказались. Более того, они провели исследование, на которое пригласили журналистов, чтобы последние убедились в безопасности Denuvo Anti-Tamper для SSD. И да, в ходе исследования выяснилось, что защита вреда не наносит. И да, это даже на телевидении показывали.
Но те результаты не приняли сами пользователи. Они самостоятельно провели эксперимент, который показал, что примерно за 40 минут игровой сессии, игра провела операций на 30 с небольшим гигабайт, что очень и очень много. Конечно, это не поломает ваш SSD, но заметно поизносит.
Остается только догадываться, почему разработчики Denuvo говорили о том, что их система защиты не используют подобный алгоритм, когда DRM постоянно оперируют частичками кода игры. На сайте Denuvo сейчас даже есть несколько строчек, где говорится, что защита никак не повлияет на ваш жесткий диск, да и данные она не кодирует и декодирует. Да, это написано в самом низу сайта и таким шрифтом, что сложно не увидеть.
Взлом
Слишком много разговоров о "пуленепробиваемости" Denuvo заставили довольно активно работать и взломщиков. Первые версии защиты "разбирали" всего за 15 дней. Для сравнения - Splinter Cell: Chaos Theory со StarForce продержался аж целых 422 дня. Но кряков предстояло ждать достаточно долго.
Затем поползли слухи о том, что некоторые компании специально финансируют взлом Denuvo, создавая тем самым еще большую рекламу этому продукту. Говорили и о том (сайт The Dark Side Of Gaming в особенности), что за всем этим стоит Ubisoft. Якобы Denuvo повлияло на продажи Unity. Спорное утверждение, практически ничем не связанное. Да, там были слова некого источника, но он пожелал остаться анонимным, так что говорить о правдивости его слов довольно сложно. Тем более, что в словах анонима приводится сравнение двух абсолютно разных игр.
Но слова и видеодоказательства со взломом Denuvo до недавнего времени были практически пустым местом. Лишь в конце июля в сети появились кряки для Lords of the Fallen. Теперь разработчики Denuvo не бросались словами - они были вынуждены признать, что любая игра даже с самой совершенной защитой рано или поздно будет взломана.
Хакеры из 3DM обмолвились парой словечек о принципе работы Denuvo - как оказалось, защита использует-таки шифрование, требующее криптографические ключи, которые, в свою очередь, уникальны для каждого пользователя. Более того, эти ключи - одноразовые (каждый запуск - новый ключ), что мешало 3DM "разобраться" с этой DRM.
Кроме этого, товарищи из Китая полностью убрали защиту из взламываемых версий игр. То есть, пиратская копия никак не повредит жесткому диску вашего компьютера (совсем не реклама пиратской продукции).
Выводы
Что ж, несмотря на огромную шумиху вокруг Denuvo (подогреваемую всеми, кому не лень), эта защита так и не стала серьезным препятствием для пиратов. Да, кряков пришлось ждать долго, но никак не целый год или два.
Более того, разработчики Lords of the Fallen сказали, что Denuvo заметно снижает производительность в их игре (это не наш продукт неоптимизированный, это DRM мешает). Кроме этого стоит обратить внимание и на список игр, которые используют Denuvo. И как-то хиленькие шесть наименований не внушают доверия. Просто предположим, что защита эта - штука восхитительная и невзламываемая (хотя последний пункт можно теперь и убрать), так почему же ее не используют другие разработчики? Возможно, вопрос в цене лицензии, а возможно, и в чем-то другом (точно не в проблемах с SSD).
Подытожив, скажу, что Denuvo - это обычная защита, только вот разработчики и новостные сайты раздули из нее настоящего монстра для пиратов (на самом-то деле Моська).
Что такое Denuvo - кусок говна
Лучшее что случилось с ПК геймингом, осталось только улучшить и оптимизировать и будет конфетка.
Лучшая защита от пиратства - это качественный сервис, если игра хорошая - грех не купить.
это не наш продукт неоптимизированный, это DRM мешает Плохому танцору, всегда что то мешает! Если бы была оптимизация в вашей никчемной игре, она бы не просила 6 гигов видео памяти, ведь графика в этой игре не тянет даже на 2Gb видео. PS: Я не графодрочер, денуво говно.
Denuvo - это то, что больше не стоит у нас на пути.
Мне вот интересно, что будут делать EA с их новыми играми, если Denuvo сломали?
Спустя 8 с лишним лет эта DRM сильно усовершенствовалась. Последняя игра от ЕА, а то есть Need For Speed Unbound спустя 360 дней на данный момент до сих пор не взломана. Видимо это все же серьёзная защита
на самом деле ничего плохо в способах защиты не вижу. все они имеют место быть, даже старфорс)
Что такое Denuvo Уже ничто (CPY постарались)
А вообще, взлом любой защиты - это хорошо. Пусть лучше тратят эти деньги на оптимизацию, полировку багов или рекламу, на худой конец.
Жалко CPY не упомянули в блоге. Эти красавцы практически в одно время взломали и LotF, и Batman AK, BF: H.