Почему WASD стал стандартом управления? Неуправляемые попытки управлять не стрелками

Если хорошенько вспомнить, то скорее всего обнаружится, что главным вашим вопросом, когда вы впервые сели играть, был вопрос — а как ходить? И мудрый сэнсей (а он наверняка у вас был!) или вкладка «управление» любезно подсказали, что передвигаться нужно с помощью клавиш WASD.

Такой способ управления сейчас является стандартным не только для передвижения в RPG, шутерах, головоломках и великом множестве прочих жанров, но и для управления камерой, например, в стратегиях. Но так было не всегда.

Мы уже говорили с вами об истории шутеров от первого лица и, если конкретнее, о Maze War, где можно было поворачиваться только на 90 градусов. В ней не нужно было целиться в противника, хватало развернуться в его сторону и успеть выстрелить быстрее. Игра была двухмерной, компьютерные мыши тогда в моду не вошли, и всё управление осуществлялось с помощью стрелок на клавиатуре.

Почему мы вдруг вспомнили об этом? А потому что история WASD начинается именно с шутеров от первого лица. Игрокам этого жанра впервые понадобилось переназначить клавиши управления для комфортной игры. И связано это было с появлением компьютерной мыши.

Дело в том, что раньше игроки усиленно игнорировали компьютерную мышь. Играя, они использовали только клавиатуру. Мышь и не требовалась — все функции были привязаны к клавишам. Например, в Rogue клавиша R отвечала за чтение заклинаний (read), T — за бросок предмета (throw), E — за питание (eat). И это далеко не все команды в игре. Едва ли кому-то в голову приходило переназначать клавиши. Это ж с ума сойти можно.

Каждая новая вышедшая игра придумывала управление заново, не было никакого общепринятого стандарта. Разработчики развлекались как могли, от игры к игре переучивая игроков на полностью новое управление. Лишь со временем внимание стали чаще уделять стрелкам, но и то совсем не обязательно.

И в культовой Doom 1993 года игроки тоже в большинстве своём пользовались только клавиатурой. Игра предоставляла игроку двухмерный обзор — под ноги и на потолок было не взглянуть, и использование клавиатуры казалось самым логичным решением.

Так казалось и будущему пионеру киберспорта Деннису Фонгу, известному под ником Thresh. Казалось ровно до того момента, пока он не начал проигрывать своему брату Лайлу, который использовал в игре и трекбол, и клавиатуру.

Это Thresh. Нет, он не изобретал WASD

Thresh решил попробовать использовать мышь в игре и столкнулся с проблемой. Левой рукой было неудобно тянуться от стрелок к клавише Ctrl и пробелу, а правая теперь была занята мышью. Чтобы управлять стрелками, приходилось фиксировать левую руку в очень неудобном положении.

Начались попытки подобрать удобное сочетание клавиш. Нужно заметить, что игроки,которые перешли на использование мыши, тянулись к левой стороне клавиатуры, и экспериментов с этим было достаточно. Среди прочего Thresh пробовал сочетание WADX, ZXC для движения назад и вбок и правой кнопки мыши для движения вперёд, EDSF и в конце концов остановился на WASD.

Но не он его придумал. Совмещённое управление и назначение клавиш тогда были животрепещущими темами, и на игровых форумах было полно различных извращений управления. Некоторые из них, мы уверяем, способны сломать вам пальцы. Мы проверили.

Например, System Shock использовала ASDX, а Descent – AZ для движения вперёд и назад и QE для крена по осям. Thresh упоминал, что даже знал одного игрока, который пользовался клавишами ZXCV.

WASD же удобна тем, что все необходимые кнопки находятся в зоне доступа. Средним пальцем вы всегда готовы переместиться на S, чтобы отступить, мизинцем без проблем достаёте до Shift, большим — до пробела и цифры от 1 до 4 для смены оружия тоже под рукой. Tab, CapsLook, Ctrl и Alt, на которые разработчики любят довешивать что-нибудь, тоже удобны для доступа. При смещении хоть на одну клавишу вправо что-то становится недоступным или неудобным.

Quake

Надо отдать Thresh должное, популярность комбинация WASD приобрёла именно благодаря ему. Привыкнув к ней, он стал непобедим. Он выиграл чемпионат по шутеру Quake и уехал с него на новеньком Ferrari. К тому времени он уже был чемпионом в Doom, и множество его поклонников задавало Thresh один вопрос: какие у него настройки управления?

Thresh решил не мелочиться и ответил на этот вопрос нехилым таким мануалом под названием Thresh's Quake Bible, где WASD описывается, как «перевёрнутая Т». Мнение «лучшего игрока» имело немалый вес, и геймеры повально стали использовать его настройки управления.

А во второй части Quake, вышедшей в 1997, настройки Thresh добавили в качестве готовой конфигурации. Но по умолчанию за управление всё ещё отвечали стрелки. К этому времени игроки по всему миру изменяли настройки управления вручную, переназначая клавиши разработчиков на WASD. Игропрому, как ни странно, пришлось догонять игроков.

Гордон не поддаётся. А если поддаётся, то только на WASD.

И в 1998 году он наконец догнал. Сотрудники Valve сделали WASD схемой управления по умолчанию в Half-Life, чем окончательно закрепили её в качестве стандарта для шутеров от первого лица.

Затем последовали Starsiege Tribes и Quake 3, в которых управление WASD тоже было сделано по умолчанию. Окончательно же народной схема стала в 2004 году — World of Warcraft прочно закрепила её в сознании миллионов. Безумные эксперименты с различными вариациями клавиш остались в прошлом и игроки, хотелось им этого или нет, привыкли к WASD.

Конечно, оставались еретики. Например, в System Shock 2 использовали WADX (и кнопка S для приседания). А Гейб Ньюэлл, босс Valve говорит, что ему WASD не нравится, потому что приходится смещать руку со стандартных клавиш для печати. Он всегда переназначает управление на ESDF. И он такой не один. Некоторые игроки и сейчас используют именно эти клавиши для игры, считая их более естественными.

А другой разработчик Half-Life, дизайнер уровней Дарио Касали, отдаёт предпочтение ASXC. Все они там какие-то странные.

Конечно же, про странных — это мы шутим. На самом деле имеет ли для нас с вами, обычных игроков, значение, с каких клавиш играть? Мы не пытаемся выиграть чемпионаты и получить Ferrari, точность до сотых секунд нам не важна. Мы играем для удовольствия. И это самое главное в игре.

Если кому-то удобнее играть со стрелок, с ESDF, да хоть с пульта от телевизора — это его право, тем более что игры сейчас предоставляют игроку возможность настроить управление так, как ему хочется.

WASD стала самой популярной потому что была удобна одному человеку на заре киберспорта. Этот человек оказался в нужном месте в нужное время и с нужными людьми. Так кто же сказал, что завтра не появится другой, и не введёт в моду совсем другую комбинацию?

Это мы к чему. А вдруг вам самим окажется удобнее играть с других клавиш?

Хотя бы попробуйте.

55
34
Комментарии:  34
Ваш комментарий

Полагаю многие из нас в детстве со стрелочек начинали в правой части клавиатуры :)

Очень древний баян,но прочитал с удовольствием. WASD уже настолько привык к этой комбинации что другие просто не воспринимаются,да и расположение всех остальных (shift,ctrl,alt и т.д.) при таком сочетании самое оптимальное.

Поосле того, как я в свое время купил Razer Nostromo, ломание пальцев на изначально непредназначенной для игр клавиатуре мне окончательно опротивело. А потом я и вообще завязал с боярством)

Первое время помню надо мной смеялись в компьютер центре, что я на стрелках в контру играю)

В гонки играю на стрелках. В остальное на wsad.

та все очевидно: около стрелочек нет дополнительных кнопок, что и стало решающим фактором! ¯\_(ツ)_/¯

На стрелках удобно играть в том случае, если ты левша и мышь держишь в левой руке. Если правша, на wsad, это же логично. В общем как удобно так и играйте. Видел одного типа к клубе, так он клаву вообще поперёк поставил и играл.

RaptoR BTR На стрелках удобно играть в том случае, если ты левша и мышь держишь в левой руке. Если правша, на wsad, это же логично. В общем как удобно так и играйте. Видел одного типа к клубе, так он клаву вообще поперёк поставил и играл. Я левша, держу мышку в правой руке и хожу WASD левой рукой, мне так удобно. )))

Божественный пекашник Значит ты неполноценный левша)

RaptoR BTR Я левша но играю как все ,левая рука WASD , в провой мышь

Тульский Поцик Не только. Например для левшей.

WASD гораздо удобнее, особенно мне леворукому! хотя помню и стрелками играл

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ