При внешнем разнообразии злодеев RPG и экшена их несложно разделить на узнаваемые типажи со специфическими чертами. Само по себе наличие типажей не делает персонажей скучными, но позволяет предсказать их линию поведения и угадать возможный финал. Чтобы расширить рамки, мы рассмотрим и сопредельные жанры: action-adventure и шутеры с ролевым уклоном. Итак, типажи современных злодеев!
Благородный злодей
Строго говоря, благородный злодей – это даже не злодей. Изначально он руководствовался исключительно благими помыслами, которые, согласно канону, привели его ад, если считать таковым разрыв с прежними друзьями и сторонниками. Но в определенный момент по воле рока герой и всеобщий любимец превращается во врага и изгоя. Причин может быть множество:
- банальное сумасшествие (но это всегда скучно, поскольку безумие не имеет прямой связи с сюжетом);
- разоблачение главного героя (который сам не всегда абсолютно положителен) и следующее за ним решение жестко с ним бороться;
- воспитание (сам-то злодей хороший, но воспитали его откровенные мерзавцы, что неминуемо сказывается на его методах достижения цели);
- наличие изъяна, рано или поздно проявляющего себя (жадность, жажда власти, тщеславие и т. д.).
Злой гений
Этот антагонист вовсе не считает себя злодеем, ведь он заботится о всеобщем благе. Если нужно истребить три четверти человечества, то только для того, чтобы оставшаяся четверть жила в процветании и комфорте. Если он проводит чудовищные испытания на людях, то затем, чтобы изобрести вакцину от всех болезней, и неважно, сколько жертв для этого необходимо принести. Если злой гений строит тоталитарное государство, то исключительно из желания оградить нестабильные умы от агрессии крупных держав.
Основные черты злого гения:
- невероятно изощренный ум. Без него он стал бы обычным сумасшедшим с манией величия;
- грандиозные планы по захвату мира. Такому уму требуется размах, а его цели обязательно связаны с изменением миропорядка;
- красноречие и харизма, позволяющие вербовать помощников и привлекать рабов;
- пренебрежение грязной работой (иначе зачем нужен штат помощников?). Впрочем, здесь есть исключение – экспериментатор, не брезгующий лично разделывать трупы и проводить другие сомнительные манипуляции;
- отсутствие личных мотивов. Он готов убивать, пусть и не своими руками, не потому, что его бабушку убил соперничающий клан, а потому, что полон социально полезных идей.
Великий мститель
Он, как и благородный злодей, тоже когда-то был хорошим (или хотя бы адекватным), но коварные недруги убили его семью, лишили его памяти или обидели любимую собачку, и теперь он решил мстить. Великий мститель горит праведным гневом, поэтому не всегда может рассчитать силу, а значит, способен принести вред не только врагам, но и совершенно невинным людям, а иногда и себе самому. Но даже если такое случается, не страшно, ведь его обида стоит больше, чем слезы всех этих жалких червяков.
Великого мстителя можно узнать по:
- личному мотиву. Собственно, без него данный типаж просто невозможен;
- безапелляционной манере речи. Он уже давно вынес приговор своим обидчикам, поэтому разговаривает с ними с позиции неумолимого судьи;
- полной сосредоточенности на цели. Его жизнь подчинена идее мести, и если он, воздав врагам по заслугам, не погибает, разработчикам приходится хорошо подумать, что делать дальше с этим персонажем.
Большой начальник
Хмурый вид, угрюмый голос, легкая усталость в облике – так можно описать большого начальника. Как и злой гений, он вовсе не считает себя злодеем – просто работа у него такая. Он бы и рад от нее избавиться, но обстоятельства мешают: прибыл отряд по зачистке из другой галактики; никто, кроме него, не в состоянии противостоять ордену Пожирающих Сардельки; у него, в конце концов, ипотека с высокой ставкой. Одним словом, большой начальник творит зло не из мести или любви к искусству, а исключительно по долгу службы, в соответствии с утвержденным расписанием.
Отличительные черты этого типажа выделить нетрудно:
- статусная должность. Иногда он создает организацию, воплощающую в жизнь его принципы. Естественно, сам же ее и возглавляет;
- как и злой гений, руководствуется общественным благом, но, в отличие от него, не стремится вербовать новых сторонников. По его мнению, поставленная задача и так значима, чтобы завлекать многочисленную публику;
- рьяное следование инструкциям и кодексу поведения, часто им же самим и изобретенному;
- едва читаемая грусть во взгляде, вызываемая непомерно тяжелой задачей спасения мира, которую большой начальник взвалил на плечи.
Убийца-садист
Небо содрогнулось, когда он появился на свет, ведь мир еще не видел равного ему в жестокости. Тренируясь на курицах и овечках, начинающий убийца-садист постепенно перешел на людей, и нет никого, кто был бы более изощрен в пытках и казнях, чем он. Ближайший киноаналог – помощник главного злодея в бондиане, щелкающий черепа противников, как орехи.
Перепутать с другим типажом убийцу-садиста невозможно:
- внешне он напоминает гибрид богомола с танком, благодаря чему отсеивается половина потенциальных оппонентов. Даже если его вид не устрашает, особенным изяществом все равно не отличается;
- имеет навыки рукопашного боя и владеет всеми необходимыми в условиях конкретной игры видами оружия;
- голову чаще всего использует, чтобы бить, а не думать. Предпочитает действовать по золотой схеме «пришел, увидел, расчленил»;
- подчиняется руководителю (как правило, представляющему один из вышеописанных типажей), позволяющему ему умеренно проявлять природную склонность к насилию и садизму;
- изредка имеет небольшую слабость (например, не убивает зеленоглазых людей, потому что у его мамочки были зеленые глаза), что делает его портрет еще более трогательным.
Злодей-искуситель
Протагонист игры благороден (почти обязательно) и прекрасен (обязательно), а цели его высоки и священны. И достиг бы он их без особых проблем, если бы не проклятый злодей-искуситель, то и дело вставляющий палки в колеса. Искуситель не требует и не настаивает, он даже готов быть любезным с героем. Все, что ему нужно, – чтобы протагонист отказался от священной цели или хотя бы отложил ее на время. Взамен искуситель делает герою предложение, от которого сложно отказаться, – и далеко не всегда он отказывается.
Злодей-искуситель маскируется, но и его можно разоблачить:
- если есть типаж злодея, ассоциируемый с женским полом, то это именно тот случай. Прекрасные соблазнительницы с едва прикрытыми туниками телами, конечно, заставят сомневаться самого стойкого праведника. Ее голос так дрожит, а фигура так хороша – может, ну его к черту, это спасение мира?
- искуситель может быть и мужчиной, но тогда предлагает он, разумеется, не себя, а власть, деньги и почет, и каждая беседа с ним является вариацией разговора Христа с дьяволом в пустыне. При этом внешность у него в основном непримечательная, так как акцент делается на предложении, а не на самом герое.
Злодей под прикрытием
Чаще всего злодей открыто объявляет свои намерения и не особенно скрывается, уверенный в собственной силе. Но иногда главный антагонист выбирает другую тактику, предпочитая вершить свои грязные дела, прикрываясь добрыми намерениями. В таком случае он разворачивает бурную деятельность, доказывая обществу, что даже главному герою далеко до его моральных высот. Но рано или поздно пелена с глаз спадает, и миру предстает истинное лицо злодея во всем его мрачном великолепии.
Выделить отличительные черты злодея под прикрытием сложно, поскольку он имеет страсть к маскировке, есть лишь некоторые признаки, по которым его можно узнать:
- разные имена, грим, дезинформация – он использует все, чтобы запудрить мозги общественности;
- он всегда социально активен, демонстрируя публике благородные намерения. Даже положительный герой (часто инертный в начале действия) блекнет на его фоне;
- амбиции злодея под прикрытием заставляют его тяготеть к проявлению настоящей сущности, что в итоге приводит к неутешительному для него исходу.
Злодей Достоевского
Далеко не всегда злодей согласен считать себя таковым – бывает, что он искренне верит, что поступает во благо других людей. Но злодей Достоевского всегда понимает, что приносит страдания, однако по определенным причинам не способен остановиться. Он причиняет боль жертвам, из-за чего может по-настоящему страдать, но выйти из этого замкнутого круга просто не в состоянии.
Скотт Шелби из Heavy Rain пытается вразумить нерадивых отцов, подвергая опасности жизнь их детей. Его мотивы варьируются в зависимости от истории:
- общественный долг (он воспитан представителями данной расы и в благодарность за это считает себя обязанным убивать чужаков);
- помощь близким (его семью захватили в плен недруги, и теперь он вынужден выполнять их приказы);
- желание научить чему-то своих жертв через страдание, преподнести им моральный урок и наставить на путь истинный.
Руководимый первыми двумя мотивами персонаж вряд ли займет центральное место в сюжете, но третий мотив вполне способен превратить злодея Достоевского в полноценного маньяка и главного антагониста всей игры.
Злодей злодеев
Если предыдущие злодеи действуют в рамках какого-никакого, но кодекса чести или подчиняются вышестоящему злодею, то в данном случае мы имеем дело с существом, который даже не ищет причины для творимых им зверств, – он просто наслаждается процессом. Это абсолютное, воплощенное зло: игровой аналог Сатаны не остановится ни перед чем ради достижения собственных целей. У него есть номинальный мотив (в основном жажда мирового господства), но, по сути, он совершает преступления, потому что таково его призвание.
Дарт Малак идеально подходит, чтобы проиллюстрировать этот типаж
Этот типаж нельзя спутать ни с кем, поэтому игрок с самого начала знает, что именно злодей злодеев является его главным врагом:
- вступив на путь злодейств в довольно юном возрасте, к старту игры он достигает больших высот, противопоставляя положительным героям собственную организацию (клан, орден культистов или даже Империю);
- всегда имеет грозный внешний вид, не оставляющих никаких сомнений относительно его намерений;
прибегает к любым методам борьбы, подходящим для конкретной ситуации, не брезгует предательством, подставляя вчерашних сторонников.
Чем дальше, тем более требовательной становится публика, и сейчас крайне редко можно встретить какой-то из типажей в чистом виде. Чаще всего разработчики соединяют в одном персонаже несколько типажей, что делает его глубоким и неоднозначным.
Каким бы ни был злодей, он должен представлять собой не просто функцию, а интересную, многоплановую личность, способную перетянуть часть симпатий игроков. И тогда любой из нас сможет с чистой совестью сказать: «Зло – это прекрасно!»
Хороший материал, но открытые спойлеры - плохо.
Философия, однако )) С точки зрения рациональной, это вовсе не злодейство. С точки зрения закона (обычно, убивать людей нельзя, лол) это злодейство. С тз морали – тоже. Так что если вы последователь Ницше, для вас такой персонаж злодеем быть не должен ^_^
Но так как карается законом в нашем мире, никто особо не станет пытаться повторять подвиги своих любимцев-злодеев ;]
В большинстве игр якобы положительный герой убивает больше народу, чем злодей из Мрачного Замка На Холме(ТМ):) Иногда по поводу этого даже проходятся, но обычно разработчик вообще не парится, игрок тоже...по итогам игры месть за невинно убиенного хомячка стоит игровому миру...бандиты, 17856 шт, стражники, 560 шт, из них продажных - 27, волки 25897 шт, медведи 456 шт, эльфийки симпатичные, 219 шт, не особо - 964 шт, гарпии, белые 187 шт, коричневые 356 шт, драконы, 11 шт, из них боссы - 2 шт *список уходит в ночь* А злодей в катсценах десяток пизантов завалил, плюс этот несчастный хомячок под руку попался, да и вообще, с такими героями, борцами за справедливость, в игровых мирах некого завоевывать и порабощать станет скоро:)))