Нужен ли играм фотореализм?

В конце прошлого века фотореализм себе могли позволить лишь киностудии, а разработчикам игр приходилось довольствоваться растеризацией. И первые наработки на базе этого метода были бесконечно далеки от реализма. Поэтому вплоть до середины 2000-х большинство геймпдевелоперов делали скорее стилизованную, «мультяшную» графику. Лишь Half-Life 2 и первый Crysis смогли пошатнуть статус кво, а затем и вовсе вышел «Аватар»...

В 2010-х, глядя на творение Джеймса Кэмерона, гонка за фотореализмом разгорелась по-настоящему. Некстген того времени начал ориентироваться на HD-разрешения (1080p и выше), а также появился PBR, проявивший разницу между глянцевыми и матовыми материалами. Даже в линейных играх без открытого мира начали отказываться от двухмерных задников, нанесенных прямо на скайбокс. В целом, детализация сильно выросла. Большинство эффектов стали по-настоящему трехмерными, а освещение по-настоящему глобальным.

Особо древние динозавры считают, что развитие игровой графики сильно замедлилось еще в 2007 году, с выходом того самого Crysis. Однако на самом деле эволюцию рендера реального времени можно легко проследить как минимум до 2020-го — когда вышла The Last of Us. Part 2. Это одна из первых игр с бесшовными динамическими анимациями, полностью честной полигональной детализацией персонажей и шикарной реализацией океанических волн. Остальная индустрия догнала творение Naughty Dog лишь недавно.

The Last of Us. Part 2 (2020)
The Last of Us. Part 2 (2020)
Alan Wake 2 (2023)
Alan Wake 2 (2023)

Сегодня фотореалистичную графику пытаются воплощать даже небольшие инди-команды. Unreal Engine 5 предоставил для этого все необходимые инструменты: от огромной библиотеки высококачественных ассетов до генераторов готовых персонажей и даже локаций.

Кроме инди, тренд пришел и в ремейки классики. Совсем недавно сказочный Oblivion зачем-то переодели в модный гиперреализм (фотореализм на стероидах). И в результате получилось странновато: игрушечные масштабы «Четвёртых» свитков не очень сочетаются с high-poly-модельками. На фоне официального ремастера фанатский ремейк Skyblivion выглядит гораздо органичнее:

Стремление к фотореалистичной картинке, особенно в условиях многолетней разработки и постоянного устаревания технологий, сильно раздувает бюджет на разработку. Однако большинство крупных студий пока не спешат отказываться от этого эталона. Скорее всего это просто вопрос имиджа. С одной стороны, если разработчики могут позволить себе развивать графику в направлении фотореализма, то почему нет? А постоянно растущие системные требования — это лишь цена прогресса.

С другой стороны, индустрия знает немало примеров игр со стилизованной картинкой из прошлого и позапрошлого десятилетий, которые отлично выглядят до сих пор. Вряд ли они бы так хорошо сохранились, если бы использовали фототекстуры и стремились к реализму, учитывая технические ограничения тех лет. Вспомнить только Prince of Persia 2008 года, Ni no Kuni 2011-го или Borderlands 2 2012-го:

Стилизованная графика до сих пор дешевле в производстве — с моделированием мультяшных героев и предметов окружения справится любой 3D-джун. Если в современном фотореализме, требуется прорабатывать мелкие царапинки и следы грязи, то в стилизации с этим обычно не заморачиваются. Ну и в результате системные требования будут в разы ниже (если в команде были нормальные технические художники).

Необязательно даже ударяться в откровенную «мультяшность»: достаточно приглушить детали и сделать поверхности более однотонными, а пропорции — более выразительными. В итоге может получиться красочный проект с запоминающейся рисовкой. А не очередное «UE5-хрючево» на готовых высокодетализированных ассетах.

* * *

А вы как считаете? Стоит ли продолжать гонку за фотореализмом? Или сегодня она скорее продолжается по инерции? Пишите в комментариях!

Комментарии: 35
Ваш комментарий

Фотореализм зло! Главная проблема фотореализма в том, что на самом деле фотореализма в фотореалистичных играх до сих пор НЕТ. То что сегодня нам кажется фотореалистичным, скажем так, лет через 10 будет казаться устаревшим. Взять тот же Crysis 1. Когда он только вышел в 2007 году, его графика мне казалась фотореалистичной. Но сегодня в 2025 году я не вижу в нём никакого фотореализма. Графика устарела.

Не устаревают графичести только в аниме стиле игры. Потому что условный мультик он и в Африке всегда мультик, сколько бы лет ни прошло. Я за то, чтоб вся графика в играх стала анимешной. Другие типы графики быстро устаревают, либо дороги в производстве. А вот аниме всегда было есть и будет красиво и 100 лет спустя после выхода.

Фотореализм нафиг не нужен играм, правда, я со лгу, если скажу, что фотореалистичные игры меня совсем не радуют. Просто тут дело в том, что ВАУ эффект слишком быстро проходит от очередного витка в сторону фотореализма. Сегодня это фотореализм, а завтра уже устаревшая хрень. С аниме всё иначе - вау эффект никогда не исчезает, потому что аниме не устаревает со веременм. Точка.

Примерно с середины 2010-х фотореалистичные игры перестали сильно устаревать. А Ластуха 2 за 5 лет не состарилась ни на день.

Ну я за "соломоново решение": пусть будут и такие и такие :) У обоих вариантов есть свои поклонники, а также плюсы и минусы. Прямо сильно гнаться не стоит, но если есть тех. возможность, то можно сделать, а можно и не делать, не принципиально, это не главное для игры.

В итоге половина людей не сможет поиграть в некстген-игры, а вторая купившая топ-железо будет играть в игры без некстгена.
Логичнее уж продавать 4К-текстуры в виде длц. Богатые хомячки- пусть платят. Не понимаю, почему издатели до такого не додумались.

Так системки далеко не только от текстур зависят. Текстуры больше видеопамять жрут.

И 4К-текстуры в виде ДЛЦ (причём бесплатного) уже сто лет в обед есть. Ты видимо Стимом не пользуешься толком, пиратишь.

Тогда у меня вопрос к репакерам- почему они не добавляют возможность не скачивать лишний грух.

Ну лично моё мнение, что фотореализм нафиг не упёрся. Лучше стилизация и нормальная оптимизация, чем - вы можете разглядеть прыщ на попе, но на 5090 в full HD // Миша Калинин

Конечно нужен.
Посмотрите на фантастические фильмы, какая там графика.
Можно быстро забыться что на экране всё в 3д.
Так должно быть и с играми.

Развитие пока тормозят, высокие целы на железо.
5080 за 1600$ это замного. за 1300$ была бы ещё норм.

Проблема ещё в игроках на fullhd мониторах.
Они просто физически не могут увидеть детализацию современных игр.
FHD 2 млн пикселей против 4К 8.3 млн пикселей.
Даже 1440р это 3.7 млн.
Это огромная разница в качестве картинки. // Александр Дельтазавр

Да, full hd сильно стоппит

Даже ценой производительности и стабильности?
Видеокарты и компьютерное железо то сейчас весьма не дешевое // Иван Бреусов

5080 легко тянет 4К 60фпс.
Если конечно понимать, как работают настройки графики.

Есть конечно отдельная, не здоровая категория граждан, которые всё ставят на ультры а потом крутят DLSS.
но им и 5090 не хватит что бы играть в игры. // Александр Дельтазавр

Ага, 130к на 5080 разумеется у каждого среднестатистического гражданина имеются, и еще 100к на 9800x3d и материнку для него // Иван Бреусов

Не каждый гражданин играет в 4К .
1440р 5070 потянет с запасом.
а 5070ti это для 4К впритык. // Александр Дельтазавр

Нам вечно обещают фотореализм.
Но я чё-то в последние лет 10 не вижу изменений в графике, а вот рост системок- очень даже.
А если игра не работает без DLSS с растягиванием от 360р, и четырёхкратной генерацией кадров, то в итоге может быть мыльной, как кинцо на PS3.

Ну не 10. Ластуха 2 вышла пять лет назад. С тех пор глобалку и отражения перевели только на риалтайм за счёт трассировки, да.

Я развития графики не вижу со времён ведьмака 3.
А смысла в этом развитии не вижу со времён портал 2, которая и без лучей выглядит не хуже ныкстгена.

А ластуха эта ваша у меня ассоциируется только с повесточкой от пробитого дракмана.

Да как бы аоыиг, главное чтоб геймплей был // Suhogruz Suhogruzovich

В этом случае да, без геймплея ничего не пойдет

Ещё как нужен🙏 Чтоб графоний был на уровне реализма с самыми последними графическими технологиями! Не для того я покупаю самые топовые карты каждый раз, чтоб наблюдать в дальнейшем убогие текстуры. Сюжет и супер графоней🙏 О большем я и не прошу! // New Show

Да, для новых карт мастхев

Смысл с фото реализма, если геймплей либо прямая как утренний morning wood кишка, либо пустой и бесполезный попенворлд, в котором активностей дай божэ́ на часов пять, а размазано это на стопятьсоттыщчасов? // Иван Марков

Конечно же нужен ,мне нужно пополнять альбомы 😁 // Mr Animesh

Таким - точно стоит пополнять

да нафиг надо.. все гонятся за графикой из-за которой плавится системник а по факту нудятина.. в красивой обёртке обычно так всё и есть в принципе // Вкборг Разумный

Может, когда-нибудь удастся совместить..

Им не нужны не чушки радужные. Или по крайней мере актеры и актрисы с подвижной мимикой, вот в Beyond two souls хорошо вписался Уиллем Дефо. А то мало того что страшные, так еще и играть не умеют.