Рынок игровых движков 2025: тренды, цифры и перспективы

Выбор игрового движка — одно из важнейших решений, которое предстоит принять разработчику. От этого зависит не только скорость и удобство создания игры, но и ее производительность, внешний вид и даже модель монетизации. Какие инструменты сейчас в приоритете у создателей мобильных игр и к чему стоит присмотреться начинающим разработчикам, рассказал аналитик по стратегии RuStore Егор Александров.

Анатомия рынка игровых движков сегодня

Современный рынок игровых движков представляет собой развитую экосистему, которая охватывает все аспекты разработки. Для мобильных проектов правильный выбор технологической платформы часто становится решающим фактором успеха.

Основные игроки на этом рынке — бессменные Unity и Unreal Engine, а также набирающий популярность открытый движок Godot. Заметную нишу занимают и другие разработчики: Cocos2d-x, Defold и множество других платформ.

Рынок меняется под влиянием нескольких тенденций. Во-первых, технологии становятся доступнее для начинающих разработчиков. Во-вторых, все большее значение приобретает кроссплатформенность. В-третьих, растет интерес к открытым движкам — особенно после того, как коммерческие продукты начали менять свои модели монетизации. Еще один важный фактор — поддержка различных операционных систем, а также функций современных смартфонов и планшетов.

Игровые движки различаются по функционалу, сложности освоения и стоимости. Некоторые ориентированы на начинающих разработчиков, другие предлагают профессиональные инструменты для создания проектов ААА-класса. Правильный выбор технологии определяет не только эффективность производства, но и возможности монетизации, доступность платформ и даже аудиторию будущей игры.

Объем рынка игровых движков: мировая и российская картина

Глобальный рынок игровых движков демонстрирует уверенный рост. По данным Global Market Insights, его объем в 2024 году достиг $2,7 млрд, а к 2032 году прогнозируется рост до $6,638 млрд с ежегодным приростом (CAGR) около 12%.

Мобильный сегмент занимает лидирующую позицию на этом рынке с долей 57% и объемом $1,381 млрд. Это неудивительно, учитывая стремительное развитие мобильного гейминга и его доступность для широкой аудитории.

При этом российский рынок игровых движков составляет около 1% от мирового с объемом примерно 2,3 млрд рублей. Несмотря на относительно небольшую долю, отечественный сегмент демонстрирует активное развитие и адаптацию к глобальным тенденциям.

Кто лидирует среди игровых движков для мобильной разработки

1. Unity

На рынке мобильной разработки с долей 70,3% и объемом $967 млн безоговорочно доминирует Unity. Его популярность подтверждается тем, что 53 из 100 самых кассовых мобильных игр построены на Unity. В качестве основного движка его выбирают 38% разработчиков, и еще 28% применяют его как дополнительный инструмент.

Разработчики мобильных игр выбирают Unity по нескольким понятным причинам. Прежде всего, этот движок позволяет создавать игры одновременно для разных устройств — смартфонов, планшетов, компьютеров и игровых консолей. В то же время начинающим программистам нравится, что Unity относительно легко освоить, не имея глубоких технических знаний.

Большим плюсом является то, что в Unity уже встроена поддержка всех возможностей современных смартфонов — от сенсорного экрана и датчиков движения до камеры и определения местоположения. Разработчики ценят и готовые инструменты для заработка: можно легко добавить в игру рекламу или встроенные покупки. Наконец, Unity предлагает огромный магазин готовых элементов — от текстур и моделей до скриптов и звуков, что существенно ускоряет процесс создания игры.

2. Unreal Engine

На втором месте расположился Unreal Engine с долей рынка около 13%. Движок от Epic Games известен своей мощной графикой и используется примерно 15% разработчиков в качестве основного инструмента и 28% — как дополнительный. Мобильные разработчики выбирают его за высококачественную графику и продвинутые визуальные эффекты, гибкость и масштабируемость решений, оптимизированную производительность и кроссплатформенную поддержку.

Через систему Blueprints можно создавать игровую логику визуально, без написания кода — это идеально для специалистов без глубоких знаний программирования. Также движок хорошо оптимизирован для устройств разной мощности и поддерживает кроссплатформенную разработку, позволяя выпускать игры одновременно на смартфонах, планшетах, ПК и консолях.

3. Godot

Интересный тренд — растущая популярность Godot, открытого игрового движка. 5% разработчиков применяют его как основной инструмент, а 20% — в качестве дополнительного.

Godot ценят прежде всего за открытый исходный код и доступность. В отличие от Unity и Unreal Engine, движок не требует роялти или лицензионных платежей. Помимо этого, разработчики выделяют простоту освоения, кроссплатформенность, богатый набор встроенных инструментов, гибкость и настраиваемость.

Неслучайно топ самых популярных движков возглавляют инструменты, поддерживающие кроссплатформенную разработку. Это один из ключевых трендов индустрии последних лет. Согласно исследованию Bain & Company, почти 70% геймеров играют как минимум на двух устройствах, а 95% игровых студий с более чем 50 сотрудниками работают над кроссплатформенными играми.

Примечательно, что примерно 64% программистов используют два и более игровых движка при создании своих проектов. Это говорит о стремлении к технологической гибкости и специализации инструментов для различных задач.

Альтернативные варианты

Наряду с лидерами рынка существуют и менее распространенные решения. Так, Defold имеет долю всего 1,4%, и лишь 2% разработчиков используют его в качестве приоритетного инструмента. Еще 3% выбирают его как дополнительный движок. Однако его кроссплатформенность, небольшой размер билда, доступность, легкость в освоении и активное сообщество делают его ценным инструментом, особенно для 2D-проектов.

Несмотря на ограниченную популярность, такие решения могут быть оптимальными для небольших студий или инди-разработчиков, а также для специфических задач разных проектов. При этом стоит учитывать, что поддержка таких движков может быть ограниченной, а экосистема — менее развитой по сравнению с лидерами рынка.

Роль языков программирования и мобильных фреймворков

Игровые движки предоставляют обширные возможности для разработки мобильных игр. Однако для создания других разнообразных приложений специалисты часто используют языки программирования, такие как Java и Kotlin, в сочетании с фреймворками для кроссплатформенной разработки. Выбор правильного языка или фреймворка имеет большое значение, так как все они предлагают различные преимущества.

В мире Android-разработки Java продолжает занимать лидирующую позицию — его выбирает 41% специалистов. Этот язык ценится за универсальность, независимость от платформы и обширный набор библиотек.

Kotlin занимает уверенное второе место с долей 31% и продолжает набирать популярность благодаря совместимости с Java, лаконичному синтаксису и расширенным функциям безопасности.

Также в последние годы значительную популярность приобрел Swift — язык программирования от Apple, который используется для разработки приложений iOS. Около 30,17% разработчиков iOS применяют его регулярно. Он известен своей высокой скоростью, безопасностью и современным синтаксисом.

Среди кроссплатформенных инструментов на первое место выходит Flutter — его предпочитают 46% мобильных разработчиков. React Native занимает вторую позицию с показателем 35%. Эти фреймворки позволяют создавать приложения одновременно для iOS и Android, что значительно сокращает время и ресурсы на разработку.

Важно отметить, что примерно треть мобильных разработчиков использует кроссплатформенные движки, в то время как остальные выбирают для конкретных операционных систем нативные инструменты, а также собственные решения.

Изменения на рынке: переходы между движками и нейросети

Рынок игровых движков переживает период трансформации. В этом плане отдельного внимания заслуживает развитие нейросетевых технологий в индустрии. Искусственный интеллект начинает интегрироваться в движки, предлагая новые возможности для процедурной генерации контента, анимации персонажей, создания диалогов и адаптивного игрового процесса.

Так, в Unity нейросетевой инструмент Unity Muse позволяет автоматически генерировать текстуры, анимации и другие элементы игры на основе текстовых описаний, упрощая работу разработчиков. Платформа Scenario позволяет разработчикам генерировать игровые ассеты, соответствующие даже художественному стилю проекта, а сервис Charisma использует ИИ для создания интерактивных историй с реалистичными виртуальными персонажами.

Заключение

Рынок игровых движков продолжает активно развиваться, при этом сохраняя четкую иерархию. Лидирующими инструментами остаются гиганты Unity и Unreal Engine, но альтернативы могут быть не менее привлекательны, особенно в условиях усложнения игровых проектов.

В сфере языков программирования Java и Kotlin сохраняют лидерство в Android-разработке, а Flutter и React Native продолжают укреплять позиции среди кроссплатформенных фреймворков.

24
3
Комментарии: 3
Ваш комментарий

Рынок движков на самом деле:
Ue 5
Ue 5
Ue 5
Ue bat' // Данила Мудров

А где статистика не мобильного рынка?

Самые графонистые и воистину красивые, это UE4 и UE5🤗 Но не все разрабы умело с ними работают. // Nvidia Power