Графические технологии всегда были локомотивом игровой индустрии. И сколько бы геймеры ни твердили, что картинка в играх — не главное, маркетологи не дадут соврать: при принятии решения о покупке игрок руководствуется в первую очередь визуальными ощущениями от происходящего на экране. К сожалению, далеко не всегда то, о чём нам рассказывают или что нам показывают виртуозы маркетинга на игровых выставках, оказывается правдой.
В тизерных роликах и на презентационных экранах графическая действительность зачастую оказывается несколько приукрашенной в расчёте на порождение волны лайков и перепостов в социальных сетях, а также увеличение объёма предварительных заказов. По-человечески пиарщиков и маркетологов можно понять: ребятам нужно реализовывать продукт, окупать вложенные в него средства, отбивать собственную зарплату и приносить инвестору прибыль в объёме. Однако между справедливым рекламным преувеличением и откровенным обманом потребителей всё-таки существует определённая грань. И переступать её не стоит, если не хочешь испытать на себе гнев интернационального геймерского сообщества, поднаторевшего в подаче коллективных исков.
Мы решили сделать подборку из наиболее знаменитых даунгрейдов в истории игровой индустрии. И разобраться по совести, что это всё-таки было: «кидок», или рекламный финт в пределах этико-правового поля.
Watch Dogs
Разработчик: Ubisoft Montreal
Издатель: Ubisoft
Проект экшен-блокбастера с открытым миром, в котором игроку предстояло примерить на себя роль хакера-мизантропа, не сходил со страниц обсуждений игровых форумов с момента показа первого ролика на выставке Е3 2012. Шикарнейшая картинка с главного мирового геймдев-ивента, заставившая геймеров осознать наступление эпохи nextgen, на игровых компьютерах и консолях выглядела бледной тенью самой себя. На разработчиков посыпались обвинения в искусственном занижении визуальных эффектов в РС-версии, чтобы выровнять качество графики с консольными налогами.
Нажористый скандал репутацию канадского издателя подмочил. Однако 70 с гаком баллов на Metacritic и неплохие результаты продаж наглядно продемонстрировали: игроки подошли к оценке хоть и критично, но без предубеждений. Если бы не проблема графического несоответствия, Watch Dogs, несомненно, была бы достойна оказаться в коллекции каждого уважающего себя геймера.
Dark Souls 2
Разработчик: From Software
Издатель: From Software, Bandai Namco Games
В канун выхода графически и идеологически безупречного садомазохистского экшена Dark Souls 3 мы просто не можем не вспомнить о его предшественнике. Который, несмотря на неоспоримые достоинства — вроде адской сложности и олдскульного геймплея — оказался не без графического изъяна. То, что геймеры увидели на экране в день релиза, драматически отличалось от геймплейных трейлеров с обилием визуальных эффектов и текстур высокого разрешения, гордо демонстрируемых разработчиками в апреле 2013 года.
Фактически картинка Dark Souls 2 в версии для PS3 и Xbox 360 была более под стать предыдущему поколению консолей. Однако и в этом случае пользователи стерпели обиду, голосуя за «Тёмные души» рублём. Второй-то такой садомазохистской мясорубки на рынке всё равно не было.
Aliens: Colonial Marines
Разработчик: Gearbox Software
Издатель: Sega
Многомиллионная армия любителей ксеноморфов с придыханием ждала выхода игры, события в которой происходили через семнадцать недель после событий фильма Alien 3. Короткая геймплейная сцена с нападением чужих на отряд космических морпехов, нафаршированная спецэффектами, на всевозможных индустриальных выставках заставляла игроков прямо-таки завывать от восторга. Но под вывеской релизной версии геймеров ожидало разочарование. Мера, степень и глубина даунгрейда игры были столь велики, что против издателя и разработчика было подано несколько судебных исков по обвинению в целенаправленном обмане потребителей.
Несмотря на разгромные рецензии (средний балл на Metacritic плавал от 43 до 48 в зависимости от платформы), игра разошлась недурно. Благодаря сильному брэнду и активной маркетинговой поддержке за полтора месяца с момента релиза SEGA смогла продать в Европе и Северной Америке свыше 1,3 млн копий Aliens: Colonial Marines. Для сравнения, позапрошлогодний хоррор Alien: Isolation от Creative Assembly, обласканный прессой и получивший награду BAFTA, достиг миллионной отметки лишь спустя три с половиной месяца продаж.
Forza Motorsport 5
Разработчик: Turn 10 Studios
Издатель: Microsoft Studios
Серия Forza задумывалась Microsoft как ответ на PS-эксклюзив Gran Turismo. Forza 5, включающая 200 различных автомобилей и 17 гоночных трасс, стала стартовой игрой новой консоли Xbox One. Однако картинка из презентаций отличалась от релизной версии гораздо более бедной игрой теней и куцыми световыми эффектами. Дорожное полотно по сравнению с самим собой в тизерных роликах также было блеклым, а листва на деревьях не столь густой.
Впрочем, как видно из представленных для сравнения скриншотов, разница в картинке до и после даунгрейда была не настолько принципиальной, чтобы устраивать Microsoft вселенский бойкот.
Killzone 2
Разработчик: Guerrilla Games
Издатель: Sony Computer Entertainment
E2 2005 прошла под знаком PlayStation, которая анонсировала грядущий релиз консоли PS3 и показала несколько трейлеров игр для новой приставки, приведших геймеров в состояние щенячьего восторга. Несколько позже оказалось, что ролики, сделанные якобы на движке игры, на самом деле были созданы отнюдь не при помощи внутриигровых ресурсов. Финальная версия Killzone 2, несмотря на свою очевидную геймплейную крутость и милую сердцу геймера жестокость, в визуальном плане имела с «геймплейным» трейлером с Е3 очень мало общего.
Far Cry 4
Разработчик: Ubisoft Montreal
Издатель: Ubisoft
Шикарнейший шутер с открытым миром от Ubisoft по праву покорил игроков всего мира. Игра выглядела одинаково круто и на презентациях, и после релиза. Однако небольшой даунгрейд в прорисовке пейзажей и детализации всё же налицо.
Far Cry 3
Разработчик: Ubisoft Montreal
Издатель: Ubisoft
Те же проблемы, что и у старшего брата. Что, однако, ничуть не умаляет достоинств замечательного тропического шутера категории ААА, подарившего нам такого незабываемого отрицательного персонажа, как обдолбанный пират Ваас.
Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots
Разработчик: Kojima Productions
Издатель: Konami
Четвёртая часть блестящего стелс-экшена от непревзойдённого Хидео Кодзимы, вышедшая в 2008 году, отвечала всем мыслимым пожеланиям фанатов Одноглазого Змея. Однако релизный вариант игры выглядел заметно беднее альфа-версии, фрагменты которой демонстрировались публике в 2005. Объяснялось всё просто: альфа-версия демонстрировалась на предварительной версии PS3, снабжённой более качественным железом. Ритейловый вариант PS3, доступный простым смертным, оказался трубой пониже.
Halo 2
Разработчик: Bungie
Издатель: Microsoft Game Studios
Решив закрепить успех Halo: Combat Evolved — launch-title консоли Xbox — Microsoft вложила много денег и души в разработку сиквела приключений Мастера Чифа. И хотя релизная версия Halo 2 от 9 ноября 2004 года выглядела несколько хуже тизерных роликов главного Xbox-блокбастера с игровых выставок, это не помешало ей принести издателям миллионную прибыль, а игрокам — сотни часов убойного гейминга в сингле и мультиплеере.
Так всё же: имеет даунгрейд в играх принципиальное значение для геймеров? Практика показывает, что нет. Если проект сделан с душой, геймер всегда готов закрыть глаза на незначительное ухудшение картинки. Полагаем, здесь будет уместно провести следующую аналогию. Если человек идёт в клуб с целью познакомиться с девушкой, вряд ли он отправится на поиски приключений в грязном исподнем и с немытой головой, даже будучи последним оболтусом. Конечно, впоследствии его маленькая хитрость будет разоблачена, однако «здесь и сейчас» он имеет куда больше шансов завоевать благосклонность прекрасной незнакомки. Так что проекты, немного приукрашивающие действительность, необходимо понять. А поняв — простить.
Так всё же: имеет даунгрейд в играх принципиальное значение для геймеров? Фишка не в том, что "графит порезали", а в том, что разработчик пошёл на обман. А тут уже закрадывается подозрение: а где ещё в трейлере меня обманули? И пошло, поехало. Если проект сделан с душой, геймер всегда готов закрыть глаза на незначительное ухудшение картинки Это мы сейчас про современных геймеров говорим? Тогда хорошая шутка.
Очередная попытка оправдать нежелание разработчиков отвечать за свои слова. Тогда с какого перепуга те же самые разработчик требуют с нас чтобы мы оплачивали их т.н. труд по полной цене...
Egik81 Слова?
DimakSerpg А что когда показывают всякие завлекалочки до релиза это разве не слова ?
Ну даунгрейд неизбежен, ибо убогие консоли просто не могут даже 30 стабильную выдать в fhd
Кирилл1998 - так дело ж не в консолях. Никто не делает даунгрейда на середине разработки лишь потому-что консоль не потянула. Перед созданием игры все тщательно работают над ТЗ, и вот там четко расписано где должен быть кустик, ящик или сколько полигонов должно быть в одном кадре. Странно, что в блоге нет первого Prototype. Помню, когда еще не было инета, я увидел скриншоты в одном журнале и челюсть отвисла. После релиза, я немного не понял, почему это не та игра, которую я видел в журнале.
Здесь не хватает Motorstorm, Division, и конечно же Witcher 3. Кстати дивижн на фоне экзов PS3 выглядит как слегка упрощенный вариант)
Слегка "приукрасить" товар (игру) - это маркетинг. А слегка "приукрасить" деньги которые ты отдаёшь за игру (дорисовав пару ноликов на купюре - чисто для красоты) - это мошенничество ... Как то не по христиански рассуждаете :)
У Watch Dogs, Dark Souls 2, Alien: Colonial Marines, MGS 4 и Far Cry 4 куда более глубокие проблемы, чем простое графическое несоответствие с трейлерами.
Gauguin У Watch Dogs, Dark Souls 2, Alien: Colonial Marines, MGS 4 и Far Cry 4 куда более глубокие проблемы, чем простое графическое несоответствие с трейлерами. Вот, кстати, тоже очень хорошо сказано.
Gauguin С фар краем не было проблем.
Т.е. ты покупаешь обещания, а не реальную игру? Не хочешь обжигаться - есть тытруба, есть тематические сайты - смотри и анализируй после релиза, чтобы определить надо тебе оно или нет. Предзаказывать игры никто не заставляет, тем более когда можно уже после релиза купить ключ на стороннем сайте, у которого наверняка будут бонусы предзаказные. А то очень похоже на очередную попытку оправдать пиратство.
Вообще-то привирание, агрессивная реклама и попытка всучить свой товар имеют место в истории человечества с самого зарождения торговли. Т.е. это было ещё когда один пещерный человек хотел поменяться с другим пещерным человеком. А толпы каждый раз разводят демагогию в духе "Ну как так можно?! Нас, бедных геймеров обманывать?? Раньше такого не было!". Это ещё ладно, если они реально купили и пожалели. Так ведь, наверное, процентов девяносто ещё и спиратили игру, а потом ноются по поводу того, как они разочарованы игрой, разработчиком, издателем, как им жалко своих денег, которые они "выбросили на ветер" и тому подобное. И да, товарищи, слово "булшоты" появилось ЗАДОЛГО до всех этих фаркраев 4, шестерней метала 4, смотри_собак и ведьмаков 3. Его стали применять ещё в 2005 году (приукрашали версию для XB360, кстати) и чего-то я не помню до последних лет такого сильного нытья отовсюду по поводу обманов.
Да тут надо смотреть конкретно в каждой ситуации. Взять тот же DS2, так перед релизом игры разработчики заявили, что в освещение с нормальным fps не могут и режут его по этому. Все же для pvp без стабильности в DS2 никак нельзя. Впрочем его все же довезли в переиздании, важно, что производительность игры при этом не только не уменьшилась, но местами и подрасла. Таки им просто не хватало времени на доделку, но они, как уже смогли, довели до ума (вспомните каким был порт DS1 на пк и прочувствуйте, как сильно они подросли в плане оптимизации). Как следствие на сегодня: версия DS3 имеет заявленную картинку без проблем. У Ubisoft отдел маркетинга вообще оторван от реалной игры. Пусть конечные игры и не плохие, но вот от того, что нарекламили пиарщики их игры очень далеко. И графон там далеко не едиственная жертва вранья и сказок. Но самое паганое, это когда народ жрет гавно от сиди проджект пше и вопит, что вкусно. Мало того, что графон выставляли как супер классный перед релизом в течении нескольких лет, так потом делали вид, что вообще ни причем, когда заявленное и показанное на всяких Е3 просто координально отличалось от рекламных прередеров. Но самое главное: при этом даунгрейде системников один хрен не хватает для нормальной работы. При WB признали честно, что лажанули с пк версией и сняли ее с продаж. А эти пшеляки даже спустя столько времени не смогли не только в оптимизацию, но и не пытаются вставить заявленное. Но тем временем даже 12 индусов ответственных за пк версию Batman Arkham Night смогли в оптимизацию и игра на пк стала давать 60 стабильных кадров. Впрочем сейчас набегут говноеды и будут обмазываться полякским гумном с просадками...
Apokalipsis113 Я понимаю что у всех разные вкусы, но как можно называть The Witcher 3 говном? Мало того, как можно называть игроков, которые любят эту игру, говноедами? У тебя какая-то ненависть к полякам? Иначе я не могу объяснить эту смердящую желчь.
Alamut_95 Я понимаю что у всех разные вкусы, но как можно называть The Witcher 3 говном? Мало того, как можно называть игроков, которые любят эту игру, говноедами? У тебя какая-то ненависть к полякам? На пеге давно не был что ли? Даже уолитар с компашком адекватней этого стада. Ибо они в своих срачах хоть как-то умели в аргументы (хоть какие-то). Эти же фанатики не способны ни во что, просто биливят. У них там все идеально, начиная от боевки в полторы кнопки с перекатами и заканчивая оптимизацией из разряда "у миня на минималках да 30 паднимается - там все нармальна с аптимизацией".
Apokalipsis113 На PG я каждый день. Естественно игра не идеальная (да таких и не бывает), но говном она точно не является. И разве "говно" получило бы такие высокие оценки и столько наград?
Я уже принял даунгрейд как факт, и после почти любого первого трейлера/геймплея новой игры ожидаю ухудшение графики. Такое практикуется не только в игровой индустрии, и очень трудно это изменить.
Почему заголовок называется "Почему даунгрейды картинки в играх - надуманная проблема"? Разве геймеры надумали себе эту проблему? Нет, не надумали, просто разрабы и издатели нам вешают лапшу на уши, вот и всё. Конечно, графика не самое главное, но факт остаётся фактом - нам врут. Заголовок не подходит к статье, совсем разный смысл.