Русская Визуальная Новелла… Так хочется написать здесь “их много”, но такими словами автор статьи, несомненно, погрешит против истины. Русских визуальных новелл м-а-л-о! Заслуживающих внимания среди них, в полном соответствии с теоремой Старджона про 90% — и того меньше, хоть по пальцам обеих рук считай, пальцы ног уже не потребуются.
Оговорюсь, конечно, что и потребители русскоязычных ВН, мягко говоря, в очередь за ними не выстраиваются. Первая причина для этого, конечно же — отвратно низкое качество подавляющего их числа, но здесь мы имеем дело с негативной обратной связью: низкое качество — мало заинтересованных читателей — в итоге авторы, которые могли б, потенциально, предложить людям творения уровнем повыше, в эту сферу, попросту, не идут, не для кого стараться!
Есть и более глубокие причины: родина жанра visual novell — Япония, а японские культурные стереотипы не так хорошо, как хотелось бы думать, стыкуются со стереотипами отечественными (если уж на то пошло, то и с европейскими — тоже), особенно в сферах, имеющих отношение к эротике и насилию. Попытка создавать жанр «русской ВН», напрямую перетаскивая к нам японские шаблоны, приводит к не обязательно осознаваемому, но практически неизбежному конфликту архетипов. В итоге, то, что в Японии легко и непринуждённо попадает в культурную норму — в нашей культуре вытесняется в область, скажем мягко, не вполне приличного, а попросту — табуированного и для усреднённого потенциального читателя «визуальная новелла», это «что-то такое с малолетками и щупальцами, для одиноких извращенцев».
Но это тема отдельная, для нас же с вами важно то, что на до такой степени непаханом поле любой холмик обречён превратиться в камень преткновения, да ого-го ещё какой. Новелла «Бесконечное лето» являет собой, вплоть до нынешнего времени, практически, к сожалению, единственный удачный пример адаптации некоторых шаблонов жанра к отечественном культурным стереотипам. Ничего нет удивительного в том, что сделанная во время оно на чистом энтузиазме и любви к искусству нехитрая по смыслу и сюжету новелла смогла на многие годы сдвинуть равновесие в сторону повышения планки качества отечественных ВН, собрать вокруг себя довольно устойчивый фэндом и породить, наконец, отдельную вымышленную Реальность под названием “Лагерь Совёнок”.
“Лето” — не тема этой статьи, скажу лишь, что когда я читал эту новеллу впервые, то был немало дезориентирован, с одной стороны — великолепной визуальной частью и образами девушек-героинь (довольно метко бьющими в архетипические слои психики), но, с другой стороны, довольно таки заунывным сюжетом с предсказуемыми и как под копирку написанными рутами и целыми игровыми часами, заполненными бессмысленным ничегонеделанием главного героя. Тем не менее, в Стиме игру я оставил и в общедоступную Мастерскую для модификаций заглядывал, печёнкой чуя — потенциал у этого сюжета есть и немалый, осталось лишь дождаться автора, который с такой потенцией сможет что-нибудь стоящее сделать.
На самом деле, это “стоящее” появилось в Мастерской почти сразу. В современном “изобилии” модификаций я легко мог бы и не заметить начатый проект со скромным названием “Семь дней лета” и переработанным сюжетом всего лишь для одной девушки, но тогда выбора особенного не было: либо забить, либо читать всё новое, что там появляется. Мог ли я тогда подумать, что модификация к ВН станет поводом писать целую статью? Конечно нет.
Прочитанная мной измененная история Лены оставила впечатление… странное.
Что-то в той работе меня зацепило и уже только сейчас я понимаю, что именно: при линейном и не шибко вариативном сюжете мода и при некоторых, скажем так, странностях в поступках героини и протагониста автор каким-то необъяснимым логикой движением пера и клавиш смог наделить душой и жизнью картонные реплики маскотов из “Лета” оригинального (не ищите в этом противоречия с моей же похвалой абзацем выше — архетипический образ и реальный человек, это очень разные вещи). Созданная автором модификации Леночка несколько растеряла логику исходного образа, зато приобрела взамен душу и плотность живой девушки!
Зацепило… Ну ещё бы, а кого не зацепило бы? Одним словом, мод в Избранном я оставил и приглядывал за ним, не то, что непрерывно, но регулярно. Чувствовалось: это — настоящее! Разработка мода не летела вскачь, но и на месте не стояла: автор выпустил «романтический» рут Алисы, на ту пору не особенно меня заинтересовавший. Свою историю получила Мику и это была достойная работа: присутствовавшая в Лете больше в качестве «пасхалки» японская девушка получила и характер и биографию. Был выпущен «романтический» рут Слави — и заслуженно зарублен самим автором, в нем бедная девушка бегала голой по пляжу и покушалась увезти Семена работать в колхоз. В какой-то момент я обнаружил, что протагонист из одного превратился сразу в трёх, на выбор игрока и тогда я понял — пришло время присмотреться к проекту повнимательней.
Впрочем, на первый взгляд, помимо возможности выбрать протагониста — их трое, соответственно, три разных пролога, сравнительно с оригиналом в моде ничего особенно не меняется: пробуждение в автобусе, первое знакомство, сороконожка в столовке. Разница проявится позже, хотя основная последовательность игровых событий, в общем, повторяет оригинал. Хотите знать число и год? Вам скажут. Съездить в город? Есть “Волга” у столовой. История этого мира? Не очень-то герой этим интересуется, но и скрывать от него ничего не будут. То есть, полноценная параллельная реальность? Скажем и так и — не совсем так, всё устроено несколько сложнее. Мультиверс, но с довольно… необычным обоснованием. Читая один рут за другим, мы понемногу соберём всю картину воедино.
А читать в игре придется много: более 100 часов потребуется на прочтение всех существующих веток. И это будет качественный и грамотный литературный текст, без навязшего на зубах канцелярита от МТА.
На каждую девушку было запланировано по три варианта развития отношений. Нет, не по три концовки, как вы могли б подумать, а три полноценных рута (“романтический”, “приключенческий” и “специфический”) и около десятка концовок в каждом. Полноценная ветка с Ульянкой (нет, не в [i]этом смысле[/i], автор чтит УК) открывающая неожиданный способ доступа в мультиверс. Полноценная ветка с вожатой Ольгой Дмитриевной. Несколько совсем новых персонажей добавляют в лагере жизни и «движухи», да и старые персонажи второго плана могут внезапно показать себя с довольно… неожиданной стороны. Сильная драматическая ветка одиночки, безо всяких межпространственных маньяков; отдельный рут “Нуар”, выпадающий из “пионерского” стиля, зато открывающий понимание, что не лагерем единым мультиверс существует. И, наконец, запланированный изначально “истинный рут” с гранд-финалом и развязыванием всех сюжетных узлов, проходить который предполагалось за четвёртого, условно говоря, “прото-Семёна”, который, на самом деле, и не Семён вовсе…
На фоне столь глобального, качественного и объемного сюжета модификации оригинальное “Лето” субъективно тянет, в лучшем случае, на приквел к ней. Тем более, что, в рамках мультиверса 7ДЛ, описанных в БЛ “миров-пузырей” может существовать неограниченно большое число.
Нам осталось только рассказать о том, как и почему этот, во всех смыслах, многообещающий проект был по мнению одних законсервирован, по мнению других просто брошен и о том, почему и то и другое мнения — не совсем соответствуют истине.
Около трёх лет мод писался и программировался одним человеком по принципу — делаю, когда будет свободное время. Но, к тому моменту, когда общая сюжетная схема сложилась и дальше оставалась её только наполнять, мод набрал свою немалую фан-базу, как-то незаметно при авторе сложилась небольшая “группа технической поддержки”. Наконец, весной 2018 года был сделан “ход конём” — объявлено предложение всей “группе читателей” выступить, условно говоря, работодателем для автора, скинувшись всем коллективом на перевод разработки на “профессиональные рельсы”. Даже и не сосчитать, сколько проектов на этом и загнулись, потому что одно дело — сидеть на попе ровно и ждать обновы и совсем другое — за будущие обновы платить. Но в нашем случае дела сложились как нельзя лучше: люди откликнулись и донат пошёл! В тот же момент времени под разработку была заложена хорошая такая мина замедленного действия, причём задним числом можно понять — вполне ожидаемая.
Автор ни разу не скрывал, что созданное в жанре “эроге” оригинальное БЛ для него — не более, чем черновик для создания собственной реальности. И чем больше совершенствовался и развивался мир “7 дней лета”, тем дальше автор уходил от, собственно, жанра эроге, в сторону драмы, мистики и извилинодробящей жизненной философии. Понимание эта тенденция находила далеко не у всех читателей. Апофеозом, пожалуй, стал выход “романтического” рута Славяны. Создавая его, автор не только уложился во взятые на себя очень жёсткие сроки, но и написал полностью независимую историю для каждого из трёх Семёнов. По одному только объёму текста один этот рут значительно превосходил среднюю визуальную новеллу в целом. Тем не менее, нашлись критики, заклеймившие один из самых интересных рутов “бездушной графоманией”. И это они ещё не видели вышедшего поздней рута одиночки, в котором места для лирики и эротики уже по умолчанию быть не могло.
Атмосфера вокруг проекта сгущалась нехорошая. Там и сям звучали голоса, что автор, дескать, портит наш (“их”, ну да, они же за него платят; стоит ли уточнять, что большая часть “критиков” ни гроша сами в разработку не вложили) мод и хорошо было бы вообще забрать его у автора и закончить так, как надо “народу”. Конечно, “собака лает, а караван идёт”, но плохо то, что группа технической поддержки стала (поначалу) ненавязчиво это мнение поддерживать. На фоне этого совершенно не вызывает удивления тот факт, что автор мода решил разойтись с ними и завершить работу самостоятельно.
Здесь придётся сделать скучное, но необходимое отступление. Игра “Бесконечное Лето” была выпущена под открытой лицензией Creative Commons, подразумевающей свободу любому желающему копировать и распространять её целиком или по частям. Собственно, это и дает право на жизнь всему зоопарку модификаций, условий два — должен быть указан “оригинал” и… модификация должна быть опубликована под той же самой открытой лицензией.
Это очень удобно, если вы хотите, чтобы ваша работа максимально быстро и широко разошлась по сети, но — не очень удобно, если вам захочется не отдавать свой труд в чьи-то потные и жадные руки.
Так и получилось. “Техническая поддержка”, они же — админы группы мода в контакте, они же номинальные владельцы стимо-версии мода… не захотели отдавать работу автору, объявили публично, что он бросает работу над проектом и попросту «кидает» читателей (особенно тех, кто ему денег давал). Они же опубликовали на странице группы в контакте довольно некрасивую простыню текста, обвиняющую автор во всех смертных грехах.
Автор, впрочем, собрал новую группу поддержки и в скором времени опубликовал в стиме “авторскую версию” мода. Некоторое время сразу две версии “7 дней лета” были доступны в стиме параллельно. Затем подряд произошло несколько неприятных событий, когда почти законченные свежие билды сценария воровались с единственной целью — опубликовать обновление «старой версии» мода одновременно с автором. Попытки повоевать с этим беспределом (иначе не назовёшь) на поле авторского права оказались непродуктивны из-за упомянутой выше открытой лицензии.
История завершилась, когда владелец стимо-версии “Бесконечного Лета, то бишь, известный Ритан, волею своей неожиданно отключил от игры… авторскую версию «7дней». Зачем ему это понадобилось — вопрос на поллитра валерьянки, впрочем, бывшая “техподдержка” и нынешние “держатели” мода (“авторами” они от этого, разумеется, не стали) клянутся и бьют себя пятками в грудь, что они здесь не при чём.
Конечно, можно было пободаться ещё, публиковать новые версии минуя Стим… Автор решил не тратить на это нервы и остановить работу над модификацией. Нельзя сказать, что это решение было лёгким: оно разом отсекало проект и от сложившейся давно фанбазы, и от отлаженной системы финансирования и, что не менее важно, от возможности использовать графическую часть Лета. Фактически, всё мат- и тех-обеспечение проекта откатилось на уровень пятилетней давности.
Однако и совсем уж спонтанным это решение не было. Назревало оно давно, ещё с того момента, как стало очевидно — авторский замысел совершенно не вмещается в рамки жанра “эроге с карточным турниром и пионерками” и конечный результат всё больше получался “ни нашим, ни вашим”: не счесть было негодующих воплей игроков, ожидавших в новых рутах ламповой романтики, а вместо этого бьющихся в финале об жёсткий агнст. Неблагоприятные обстоятельства всего лишь ускорили то, что, вероятно, всё равно было бы сделано.
Авторская мульти-вселенная дает гораздо больше возможностей, чем протирание штанов в пределах отдельно взятого пионерлагеря; собственно, давным-давно задуманный рут “Нуар” эти возможности и демонстрировал: сюжет резко выходил за лагерные рамки, а хорошо известные герои воплощались в совершенно новых образах: так, Ольга Дмитриевна становилась участковым милиционером в маленьком городке, а Славяна… не будем спойлерить!
Самое важное: бросать проработанную вселенную “7 дней лета” автор ни изначально ни позже не собирался. Напротив, им давно запланирован выход серии визуальных новелл в этом сеттинге и первая из них уже вышла — это превращенный в отдельную новеллу рут Нуар.
Сам по себе Нуар служит закрывающей историей всех сюжетов, написанных в рамках вселенной, то есть, хронологически он следует после будущих новелл (в новеллах год действия значится как 1989, в нуаре — 1991). Место действия — тот же самый альтернативный Советский Союз, что и в «7 днях», ключевое отличие — в этой реальности существование параллельных миров и возможность спонтанного или спланированного “перехода” является научно доказанным фактом. Иномирных “попаданцев” спецслужбы берут “на карандаш”, помогают как-то устроиться в новой жизни, и, само собой, по возможности, извлекают из них ценные сведения.
История начинается с того, что в маленький городок в Тверской области прибывает с заданием “порученец” (институт “порученцев” схож с частными детективами и, одновременно, с “ревизионной комиссией” и курируется напрямую главой государства). На месте он обнаруживает, что его заказчик убит или умер довольно жутким образом и от совершенно непонятной причины, но решает, всё же, задание свое выполнить… История занимает несколько дней, насыщенных событиями с участием представителей сопряженных реальностей, магии, мафии и спецслужб.
Завершённая игра оставляет после себя впечатление маленького штриха на большом полотне и, собственно, им и является. Знать сюжет “7 дней лета” для чтения Нуара не обязательно, но, всё же, в нём гораздо полнее раскрываются вещи, в Нуаре только обозначенные, так что познакомиться с ним, всё же, имеет смысл.
(Несколько слов о текущем состоянии мода: нынешние “держатели” мода не имеют собственных идей по его развитию, поэтому, всё, что ими за полгода сделано это небольшие графические дополнения и исправление опечаток. К счастью, не испортили.)
Автором задумана полная конверсия мода “7ДЛ” в отдельную игру, то есть — не требующую установленного «Бесконечного Лета». Часть сюжетных линий будет дописана. Как минимум — «истинный рут» точно.
Следующие запланированные эпизоды, технически — приквелы к Нуару:
История Потери (на самом деле, две истории отдельно взятых девушек — Светланы и Намики)
История Страсти (история Леры и история Стаси)
История Злости (история Янки и история Сан Санны)
И объединяющая их большая глава под названием “Дорожный демон”.
Что ж… Можно вспомнить множество историй, когда многообещающая игровая вселенная прекратила свое развитие из-за того, что у авторов заканчивались идеи, заканчивались финансы, заканчивался энтузиазм. В данном случае это не так: начавшаяся как модификация к “Лету” история давно уже стала самостоятельной и автор собирается развивать её дальше. Конечно, отправившись в одиночное плавание он лишился большей части материальной базы и, технически, в Нуаре есть, к чему придраться. Но лично для меня сюжет в ВН важнее картинки, а с этим у автора как мало у кого всё в порядке и со временем читать его становится только интересней. И как знать, возможно, сейчас мы наблюдаем за становлением будущего русских визуальных новелл. Будущего, за которое не будет стыдно.