на главную
об игре
Quake Champions 22.08.2017

Quake Champions: Жизнь после смерти благодаря фанатским модификациям

Картинка от AlienAlly для привлечения внимания местной аудитории
Картинка от AlienAlly для привлечения внимания местной аудитории

История несостоявшегося взлёта и стремительного падения

Невероятный успех перезапуска серии Doom в 2016 году дал жанру олдскульных FPS (позже получивших прозвище “бумер-шутеры”) второе дыхание и открыл их для новой, молодой аудитории. Публика ожидала, что подобный добросовестный подход ждёт и следующий шутер id Software - Quake. Но веры у издательства Bethesda в одну из самых знаковых игр 90-х не было никакой - владельцы франшизы боялись, что она будет конкурировать с их собственным Doom’ом, который уже взял курс на тёмное фэнтези в следующей части - Eternal.

Quake Champions ждала незавидная участь быть отданной на аутсорс питерскому подразделению Saber Interactive, студии, на тот момент, не выдавшей ни одной приличной игры. В их портфолио была либо посредственность (Timeshift), мусор по лицензиям (R.I.P.D. The Game), или вообще отменённые мультиплеерные проекты (печально известный Halo Online, предшественник Quake Champions, разрабатываемый специально для русского рынка).

Нехорошие новости замаячили ещё до выхода игры - “впервые Quake будет сделан на чужом движке”. Тим Уиллитс, на тот момент главный ответственный за игру, утверждал что это будет гибридная разработка, но по факту это был движок Saber3D, эмулирующий физику и механики передвижения id Tech. Начинка Champions была одновременно и сильно требовательной к железу, и плохо поддерживающей мультиплеерные баталии.

Никс (Nyx) стала самым узнаваемым персонажем игры, а её косплей в исполнении Mightyracoon на ComicCon Russia 2018 года (на фото) - одним из самых ярких событий недолгой жизни QC
Никс (Nyx) стала самым узнаваемым персонажем игры, а её косплей в исполнении Mightyracoon на ComicCon Russia 2018 года (на фото) - одним из самых ярких событий недолгой жизни QC

Saber3D сильно подпортил техническую составляющую игры и сразу отсеял владельцев “картофельных” ПК, которые были вынуждены уйти обратно в Quake Live или другие сетевые шутеры. Не отставали и серверные проблемы, которые можно было наблюдать даже на именитом турнире QuakeCon в 2017 (те самые прямые попадания, наносящие ноль урона). И это всё на фоне того, что проект уходил от корней Quake 3: игра ввела классовую систему уникальных персонажей, добавила кастомизацию за донатную валюту и лишилась любимых многими карт (Aerowalk, The Edge, Lost World), настроек (популярнейшей команды cg_forceenemymodel) и режимов игры (Freeze Tag так и не вернулся).

Стоит ли удивляться, что став во время QuakeCon 2018 условно-бесплатной, игра всё равно моментально растеряла большую часть аудитории ещё до зимы? Новичков там просто размазывали по стенам, олды были недовольны нововведениями, а остальные игроки столкнулись с проблемами, перечисленными выше. Уже в декабре того же года, Bethesda разорвала контракт с Saber Interactive и Quake Champions оказалась в “режиме жизнеобеспечения”. С тех пор, не считая новых арен, игра значимых контентных обновлений больше не получила, а её онлайн со временем упал ниже тысячи игроков. Возможно здесь бы арена-шутер ждал бесславный конец, но…

В Quake Champions даже боты нормально не работают

Но несмотря на всю свою противоречивость, у фанатов Quake (не являющихся ярыми пуристами из Live) всё же прослеживался интерес к игре. В силу неудачно подобранного движка Saber3D, оригинальная Quake Champions никогда не поддерживала моды - ещё один отсутствующий ключевой элемент серии в копилку проекта. Но креативная фанбаза серии не унывала: она взяла удачные наработки QC и начала переносить их на другие игровые движки, которые обеспечивали творческие порывы мододелов необходимыми инструментами.

Часть первая - Quake Champions: Doom Edition

Как ясно из названия, модификация предназначается для оригинальной дилогии Doom, а если точнее, то для её мультиплеерного сорс-порта Zandronum (позднее Q-Zandronum). Про данный мод уже была статья на этом сайте, но я всё равно хочу остановиться на нём поподробнее.

Quake Champions: Doom Edition (далее QCDE), обходит свой первоисточник сразу по ряду особенностей. Число чемпионов в нём в два раза больше - на момент написания версия 3.0 содержит в себе 32 персонажа, против 16 из оригинала. При этом разработчики не ограничивались лишь играми id Software, наравне с Рейнджером и Палачом Рока, на арене могут быть Дюк Нюкем, Гордон Фримен, Крутой Сэм и даже Чувак из Postal 2, каждый со своим набором способностей.

Есть в QCDE и персонажи менее известных игр - данный трейлер представляет главного героя “бумер-шутера” Dusk

Уделывает QCDE своего прародителя и по количеству мультиплеерных карт, число которых в версии 3.0 достигло 50 (и это только в основном пуле!). Среди них есть и классика серии (упомянутые выше Aerowalk, The Edge и Lost World), арены из первой Quake (The Bad Place, Claustrophobopolis, The Dark Zone), ремейки уровней из самой Champions (Blood Covenant, Awoken, Blood Run и множество других), карты из серии Unreal Tournament (Deck 17, Morpheus, Rankin) и даже из мультиплеера Doom 2016 (The Chasm, Excavation, Helix)!

Скриншоты Lost World, The Bad Place, Blood Covenant, Deck 17 и The Chasm

Но это ещё не всё! QCDE полностью поддерживает стандартный режим одиночной игры Doom, который теперь можно пройти с арсеналом Quake Champions. Поддерживаются все наборы карт и уровней, которые не требуют технических ухищрений движка GZDoom. А если стандартные враги-демоны уже надоели, то есть возможность заменить их на монстров из Quake 1 или строггов из Quake 2-4. PVE также может порадовать различными эксклюзивными улучшениями для оружия, которые привносят ещё больше разнообразия в игру.

Старенькое видео, демонстрирующее одиночное прохождение карты "MAP31: Doorway to Quake" из пользовательского набора уровней Requiem

По итогу, фанатская модификация хоть и не является прямой наследницей идей Quake Champions (у движка Doom свои ограничения, из-за которых некоторых персонажей оказалось невозможно перенести - в частности нет любимчика многих Visor’а, вместо него есть духовный наследник с говорящим именем Terminator), но, по сухому фактору катарсиса, QCDE обходит свой первоисточник в два раза, если не больше.

Помимо стандартных пушек из Quake Champions, для QCDE 3.0 есть отдельный аддон с вооружением из UT99/2004

Приобщиться к моду можно по этой ссылке. Рекомендую версию 3.0; не пугайтесь приписки beta, она лишь означает, что мод в активной разработке. Старая же версия 2.7 пригодится тем, кто захочет запустить мод на сорс-порте GZDoom (например с модом Corruption Cards).

Часть вторая - Quake Champions Classic

После переноса Quake Champions на движок дилогии Doom, было логично ожидать, что похожее ждёт и первую часть Quake. Данная модификация задаётся вопросом: “Что, если бы QC сделали сразу после выхода первой игры серии, минуя её сиквелы?

Результатом стала Quake Champions Classic (далее QCC), совмещающая мультиплеерную систему классов с готическим кошмаром оригинальной Quake. Как и в случае с QCDE, имеется полная поддержка одиночной кампании (включающая в себя все официальные аддоны) и кооперативного прохождения. Мод всё ещё находится в разработке и в дальнейшем его автор хочет сделать оригинальный набор уровней, с боссами, вдохновлёнными древними богами из Quake Champions. Пока же можно довольствоваться ремейком арены Crucible, доступной и в режиме орды, который мод тоже поддерживает.

Видео-демонстрация сражения с богом измерения обречённых - Горотом из QC

QCC также не чурается добавлять в игру персонажей из других шутеров. Хоть их число (пока) сильно меньше, чем в QCDE, мод всё же предоставляет возможность надирать задницы и жевать жвачку на уровнях первого Quake за Дюка Нюкема или прыгать на пого-палке за Коммандера Кина. В будущем, в порталы Слипгейт также заглянут Гордон Фримен и V1 из “бумер-шутера” Ultrakill.

“I ain’t afraid of no Quake!”

Модификация предназначена для работы с недавним ремастером Quake, но поддерживаются и различные сорс-порты. Рекомендуется всё же именно переиздание 2021 года - там, например, есть поддержка ботов. Скачать мод можно здесь, подробная инструкция по установке и настройке (на английском) находится здесь.

Часть третья - Blood Run

Логичным заключением трилогии модов по мотивам QC является перенос игры туда, откуда растут её корни. Цель русских разработчиков мода Blood Run (наименованный в честь известной дуэльной арены, а ранее носящий название Q3C) - перенести геймплейную основу Champions на движок Quake 3 Arena, используя по возможности уже имеющиеся ресурсы игры (и её клона OpenArena).

Данный мод уже заценили про-игроки, в том числе и победитель QuakeCon 2017 - белорус clawz

Модификация ещё сырая и про неё сейчас многого не напишешь (пока доступно только шесть чемпионов и две уникальные карты), но при грамотном подходе именно Blood Run способен максимально аутентично воссоздать своего прародителя на новом-старом движке.

Художник, ответственный за портреты персонажей в этом моде, также работал над недавним переизданием старого шутера Chasm: The Rift

Посмотреть на модификацию и её разработку можно здесь. Но учтите, что сайт тоже находится в раннем процессе создания и некоторые его функции пока недоступны.

Заключение

Глядя на богатое наследство Quake Champions в виде различных модификаций, невольно задаёшься вопросом - мог ли быть у игры шанс на успех? Если столько мододелов и обычных игроков увлеклись её концепцией, смогла бы она найти своё место на рынке сетевых шутеров? К сожалению, расправить крылья у игры не было шансов изначально - Bethesda подрезала их ещё на раннем этапе. И хоть саму Quake Champions ждал лишь провал и забвение, её противоречивое, но увлекательное наследие все ещё живёт благодаря другим играм id Software. Спасибо за внимание, gg и wp.

Комментарии: 2
Ваш комментарий

Интересный взгляд на проблемный проект. Отдельное почтение за превью)

5

этьо что за жизнь такая ?
самолично в прошлом году пробовал конверсию квейкчампионс на старый дум,и что в итоге ? Никакого онлайна,на серверах одни боты.
Все эти фанатские поделки живут в качестве студенческого портфолио и абсолютно бесполезны.
Xonotic иUrban Theror и тот живее по сей день

1