на главную
об игре
Sam & Max: The Devil's Playhouse 30.08.2010

Sam & Max: The Devil's Playhouse. Собачьи дни

Консоли, бонжур! Так, примерно, сказали разработчики, запустив третий сезон. Давняя мечта о мультиплатформенности таки сбылась, хотя и потребовалось два года работы и переделки многих существенных моментов. Но если большинство подобных… эксцессов заканчивались печально, то в данном случае перемены пошли на пользу. С точки зрения актуальности и предпочтений современных игроков.

Point-and-click логично подвергся кастрации - посредством клавиатуры Сэму позволено ходить и прыгать, а Максу – вертеть головой. Скупая слеза – но не катастрофа. Интерфейс из компактной классики перевоплотился в знакомую розочку. Опять же - простое банальное меню без C.O.P.S. и прочие трехмерные радости.

Да и сама трехмерность игры преобразилась, сохранив стиль, местами – даже усилив его, но как-то пожертвовав массой мелочей в дизайне локаций. Та же забегаловка Стинки перестала напоминать сумасбродный ломбард пополам с бистро, куда затащили весь забавный хлам не только из предыдущих серий, но, кажется, из вообще всех других квестов. К сожалению, кроме тучи фильтров прикрутив мало кому нужные динамические тени, авторы слегка не разобрались, как, собственно, эти тени оптимизировать. Ведь прекрасно: добавляется малозаметная падающая тень, остальное – прежнее, а частота кадров сокращается в три раза.

И больше, больше кино!

Episode 1: The Penal Zone

После сатанинских офисов, на которых закончился второй сезон, игрока бросают не куда-нибудь, а прямо в космос, за решетку на враждебном космическом корабле. У штурвала межгалактический воинственный примат, летящий навстречу Земле, чтобы ее поработить. Аттика! Аттика! Обезьяний десант дико фальшивит, лепеча «Идите с миром», подкупает наивных людишек и опасно шалит с межпространствами. Вокруг закусочной Стинки разводится абсурдная фантастика со спасением человечества, языческими обрядами в канализации, жонглированием телепортами и цитированием «Космической одиссеи 2001».

Крепкий сюр – хорошее начало. Дуглас Адамс одобрил бы. Макс щедро сыплет остротами и рвется помахать руками, в конечном счете, неоднократно оказываясь в тесном боевом контакте. Высокоинтеллектуальные гориллы пикируют друг на друга и сакраментально поскальзываются на банане, найденном героями в не менее сакраментальной куче мусора. Классика. Зато говорящие Мозги, орущие советы даже в типо-стелсовых моментах, внезапно иссыхают и возрождаются посредством особого генератора, проводов и демонического… бульона.

Episode 2: The Tomb of Sammun-Mak

Уже на третьей минуте – поворот. Скорее, гейм-дизайнерский, чем сценарный. На месте происшествия фрилансеры обнаруживают кинопроектор и несколько бобин с пленкой. Запускают. А на экране – их деды, Сэметт и Максимус. Антураж соответствующий, кое-кто даже усищи отрастил. На этом различия заканчиваются. И пускай внучата во всем эпизоде только комментируют происходящее да меняют бобины, разницы – никакой. С таким же успехом они могли вернуться в прошлое.

Но менять пленку – это ж интереснее. К тому же логические рамки авторы моментально шлют подальше, позволяя переигрывать один и тот же момент, ошибаться и держать поражение в форс-мажорные моменты. Фактически – изменять прошлое.

Есть нечто олдскульное в этом эпизоде. Атмосфера классического квеста, замешанного на магии, египетской мифологии и Агате Кристи. Или причина в поездах – идеальных местах для детективных приключений. Деды, вооруженные простыми на вид гаджетами, весело прячутся от кондуктора, наблюдают за местными шекспирами и уклоняются от древних ловушек. Более того – добровольно облучаются магическими проклятиями для выполнения задачек, иногда – даже дважды. А кроме шуток о вампирах для знатоков, авторы вдруг вспоминают о теме секса, на которую прикалываться в этом сезоне как-то не комильфо.

Смена бобин превращает повествование в своего рода перевертыш. В паззл – неформатный, увлекательный и даже трагикомичный.

Episode 3: They Stole Max’s Brain

Обнаружив Макса без мозгов, Сэм скидывает пиджак и шляпу, мнет рубашку, закатывает рукава, отращивает щетину и начинает рычать, не разжимая челюсти. Город погружается в густой нуар, кругом Тьма, Ночь, Луна и everybody lies. Сэм уходит в собственные мысли, отстраненно рассуждая вслух о прогнившем городе и полной безысходности. Разъезжает на авто среди мрака и череды неоновых вывесок, пролетающих мимо. Он зол, он говорит «я сейчас вернусь!». Говорит: «А что ты скажешь Смиту-энд-Вессону?». Прерывает речь подозреваемого: «Ты лжешь!». «Скажи мне больше!». Снова «Ты лжешь!». «Говори, что ты знаешь! Говори!».

По сути, первые минут пятнадцать игры – это даже не адвенчура, это такой ироничный нуарный мультфильм. Игроку не дозволяется бродить по локации, он лишь выбирает маршрут на карте. Единственным интерактивным моментом является правильный выбор реплики, чтобы уличить стукача на лжи. Фразы и поступки во всех случаях одинаковые, но на космическую гориллу револьвер вряд ли подействует – ее нужно брать философскими размышлениями. Не только ж ради прикола есть реплика «Noir». А с крысой – наоборот, показать пушку.

Однако уже во втором акте игра начинает ломаться, а в третьем - нуар пропадает вовсе. Вместо него – пирамиды на улицах, восставший капризный фараон, измененное сознание и говорящий Мозг Макса за плечами. Наступает легкое разочарование, усугубляемое тоскливостью и какой-то монотонностью происходящего. Головоломок много – в основном, требующих просчета. Выигрывать пари, заглядывая в будущее, превращаться в предметы и погодные осадки… Но не то. Спадает градус. Утихает интерес. Да и Макс не так забавен. Видимо, чувство юмора зависит не только от мозгов.

Episode 4: Beyond the Alley of the Dolls

Старая тема – зомби. Но с отклонением – они еще и клоны Сэма. То есть действуют как первые, выглядят – как вторые. Маршируют стадами, заползают в самые укромные уголки, а особые индивиды конфискуют шляпы, авто и гоняют по апокалипсическим улицам с ветерком и громкой музыкой.

А нормальному Сэму и вернувшемуся в тело Максу приходится передвигаться по подземным туннелям и совать зомбям мороженое, чтоб отстали. Активных точек – масса, приколов с ними – не меньше. Энджой! Простые гэги и целые сцены. Особенно вспоминается та, немая, где оригинальный Сэм встречает клона, они так внимательно смотрят друг на друга, перемигиваются, все дела… Больше обычного и отсылок к классике кино, чего стоит гигантское подземное хранилище – пожалуй, самая масштабная штука, когда-либо находившаяся под известной улицей.

Вообще серия получилась этаким концентратом. Читать мысли? Раз, два, три… и еще. Разум персонажей приходится не просто неоднократно щупать, а еще и хитро заставлять их думать в нужном направлении. Получать ответы? Вот вам на один вопрос, на второй, на прочие. Из-за угла появляется Говард Лавкрафт, который мило объясняет на пальцах. Расправиться со злодеями? Практически все становится на место.

Episode 5: The City That Dares Not Sleep

После мощного взлета в предыдущей серии на заключительной сезон неожиданно идет под откос. Большинство ответов нашлось до нее, большинство ружей уже выстрелило – вроде спать пора… Ан нет, тут еще какой-то последний сеанс. Осталась долгая борьба за душу Макса, спасение города и лишь одно, но бесспорно эпичное Ружье. Великолепный твист, срывающий аплодисменты и… находящийся в середине эпизода. Последующие «повороты» - где-то на уровне возрождения Лундгрена в «Неудержимых».

Серия целиком и полностью вертится вокруг разбушевавшегося Макса, превратившегося в комичный гибрид Годзиллы и Ктулху. Он грозно шагает мимо небоскребов, страшно рыча на Черные Вертолеты и махая руками. Такой мини-апокалипсис. Снова. Единственная его страсть – это корн-доги, что Сэм вовремя подмечает и начинает бегать за ингредиентами для корн-дога уже гигантского. Надо же как-то усмирять буйного друга. Вокруг летают безбашенные головы псевдо-Макса – подобно хэллоуинским тыквам. Хохочут и вставляют пять копеек. Почти не смешно.

Происходящее с самого начала напоминает затянувшуюся предфинальную сценку, причем, весьма неудачную. Тоскливо. Этакая «Пол-литровая мышь», из которой вдруг убрали добрую половину неадекватности и шизоидности. И смена обстановки во втором акте слабо воодушевляет. Да, представить желудок, ноги, руки и мозг в виде комнат, между которыми надо бегать, забавно. Хоть и не оригинально. Но иронии – почти нет. Что есть, все эти танцы Монстро и редкие шуточки – их не хватает, они кажутся чем-то вымученным.

Такое вот резкое изменение настроения, неожиданное для окончания сезона, неожиданное, наконец, для самого сериала. Не помогает даже масса камео персонажей из сезонов прошлых. Например, совершенно прекрасное появление Сатаны, вещающего в камеру о страшных напастях, обрушившихся на город. Они подбадривают, помогают добраться до титров. О, титры – это самое прекрасное, что есть в этом эпизоде. Без шуток. Трагично. Неформат. Никто не ожидал горького послевкусия. Браво.

Но в глазах фанатов – определенно провал, несбывшиеся мечты. А, как известно, делать что-то, противоречащее ожиданиям игроков, - смерти подобно. Спросите IO Interactive – они знают. Тут следует вовремя решить для себя, где заканчиваются мечты и начинается действительность.

Черта

Осторожное преображение под современные вкусы ничуть адвенчуру не испортило. «Розочка», конечно, уже в печенках, но ведь нынешнее поколение это не волнует. Гаджеты добавили больше драйва, а Макс окончательно превратился в некую инфернальную фигуру, с чьей безумной судьбой сравнятся разве что герои «Футурамы». Все остальное, к чему так привыкли и что так любимо, - оно нетронуто. Сверкает, искрится, изредка слабеет, но продолжает жечь. Как сами Сэм и Макс – они переживут что угодно.


Рейтинги:

Геймплей: 8.0
Графика: 7.5
Звук и музыка: 10
Интерфейс и управление: 8.0
Оценка автора: 8.5

Общий рейтинг: 8.4


Комментарии: 13
Ваш комментарий

Статья ужасная! Вы нереальное количество спойлеров сказали. Если не играть в третий сезон и посмотреть вашу рецензию, то можно токо пятую серию включить, чтобы итоговую концовку узнать и все! Остальное вы все рассказали, а ведь в квесте сюжет - практически самое главное. Пожалуйста, не раскрывайте сюжеты игр в своих рецензиях!

1

+10 обзору, +10 Сэму и +10.5 Максу.

1

О, класс! Люблю их :) Особенно в них звук - он просто шикарный.

0

Чуток бы графику подкрутить им, модели персонажец хотя б... А так думаю попробывать стоит...

0

ахххахха классный обзор маладцы +10

0

5й эпизод опустили совершенно необоснованно - замечательная пародия. А еще там 2 концовки. MAX LIVES! Telltale наконец-то нащупали колею. Ждем 4го сезона :3

0

Парни напомнили мне двух моих любимых героев ПК

0

ммм - не то что бы не прав ты, таваришь - но вот чтоб весь сюжет ощупать - пятого эпизода и рецензии маловато(мягко - премягко говоря) +думаю для сэма+макса3 сюжетец хорош скорее деталями и идеями, нежели событиями(даст ищ имъхо) Пожалуйста, не раскрывайте сюжеты игр в своих рецензиях! сам не знаю почему, но улыбнулся и вспомнил детство - норм рецензор пригнорирует такой пост потому, что пишет он, а не пишкт им.

0

rgergef23 ИДИ В Ж**У СО СВОЕЙ РЕКЛАМОЙ!!!!!

0

Скучновато, на мой взгляд. Хотя, возможно, это из-за того, что играю только в игры жанра action.

-1