на главную
об игре

Взломщики сердец: рецензия на Persona 5

Работа над Persona 5 началась почти десять лет назад и ни разу не останавливалась, хотя до 2011 года и шла вполсилы из-за поддержки Persona 4, создания спин-оффов к ней и творческого отдыха под названием Catherine. И, кажется, мы оказались в той версии вселенной, где все это пошло не во вред, а на пользу. Новая Persona получилась гигантской, очень богатой, а в деталях как будто совершенной, став эталоном сразу для нескольких жанров.

Она верна старому концепту и отчасти повторяет предыдущие игры Кацуро и компании, от сюжета и локаций до обычных врагов (например, в виде зеленого члена). Снова главный герой — переведенный в новую школу пацан, максимально усредненный и даже в очочках, чтобы простые хикки спокойно ассоциировали его с собой. Только теперь пацан в опале. Однажды он бросился на защиту незнакомой девушки и попал в полицию. Как итог, родители спихнули его своему далекому другу в Токио, владеющему маленьким уютным кафе. Там он и селится — прямо над кафешкой. А заодно становится главным объектом сплетен в новой школе. На мой взгляд, пацан только выиграл.

Сюжетно Persona 5 долгое время напоминает переосмысленного то ли «Гарри Поттера», то ли «Покемона» — те же типажи главных героев (плюс говорящий кот-маскот, потому что это японская игра), те же цели, конфликты и образ жизни. Только спустя десятки часов концепт вырастает в японских мстителей, а локальные злодеи сменяются заговором.

Суть мета-реальности осталась прежней: темные желания материализуются в монстров, а в запущенных случаях — в огромные дворцы. Только теперь мы попадаем туда не сквозь телевизоры, а через приложение в смартфоне, и вместо карт Таро, олицетворяющих покемонов-персон — карнавальные маски. Причем персоны не только крафтятся у старого знакомого Игоря (путем довольно жуткой процедуры — гильотины), но и снова получаются в бою — с недобитыми монстрами можно торговаться на деньги, предметы и силу, но некоторые взамен на жизнь предлагают самих себя (и потом все равно умирают на той самой гильотине — вот такая ирония).

Atlus ничего радикально не поменяла, решив просто довести все до совершенства. Persona по-прежнему представляет собой наполовину dungeon crawler c пошаговыми боями, наполовину — сложносочиненную визуальную новеллу. А вместе обе половины объединяет социальная ролевая система. И все так же игровая свобода ограничена календарем и строгими квотами на то, чем можно заняться в свободное время.

Снова большую часть дня супергерои проводят в школе, отвечая на дурацкие вопросы учителей вместо того, чтобы круглыми сутками спасать мир. А после школы разрываешься, куда пойти: поработать в магазине/кафе, сходить в кино/ресторан/бургерную, поучаствовать в медицинских экспериментах, помочь кому-нибудь из друзей/знакомых, пойти на свидание, прибраться в комнате, сделать пару отмычек или еще что-нибудь. Это я перечислил только то, что занимает игровое время, которое строго ограничено. А ведь есть еще мелочи, за которые, к счастью, не карают потраченным временем — это, в основном, разный шопинг, от покупки старого телевизора и боевого шмота до игры в лотерею (покупаешь билет — приходишь через неделю его проверить).

Тайм-менеджмент рано или поздно превращает тебя в расчетливую скотину, которая, допустим, говорит другу «нет» просто потому, что «на данный момент наши отношения некуда улучшать». И если сильно втянуться в игру, то можно не заметить, как однажды она втянется в тебя.

Как и раньше все действия, любые знаки внимания и даже правильные ответы на уроке прокачивают определенные качества. Трата времени зря может привести к обидным ситуациям. Например, вдруг не хватит скилла на романтическую линию или на крутую реплику в диалоге. При этом соцнавыки открывают дополнительные навыки и бонусы. В основном это касается напарников и друзей.

В боях снова есть разные виды атак: атаки персоной, личное оружие и ограниченные в патронах пистолеты. Сложного ничего нет. Достаточно делать редкие перерывы на школьную рутину и как можно чаще покупать медикаменты/еду (и особенно то, что возвращает «убитых» обратно в бой). Тогда не должно быть проблем даже с боссами. Persona 5 старается быть очень разнообразной, но сложной — никогда. Комнаты сохранений — почти на каждом шагу, а возможность вернуться дают почти всегда. Игра сурова в плане прокачки и последствий, но так и должно быть, иначе неинтересно. Вообще Atlus удалось добиться невероятного: среди японских RPG почти не найти игр, у которых до такой степени стильный и, главное, удобный, понятный интерфейс. То же можно сказать о музыке. Здесь она идеальна — может играть на повторе часами и не раздражать. Когда прохождение занимает 100 часов, это очень важно.

Но, как и многие японские игры, она постоянно развивается, что может быть непривычно. Нет такого, чтобы первые полчаса — обучение, а потом все опции оказались открыты. Ощущение туториала пропадает только на четвертом часу, сайдквесты открываются на двенадцатом, а симулятор свиданий — спустя десятки, и так далее. Точно так же с непривычки сложно принять постоянные и затяжные перемены геймплея. Сначала три часа в одном жанре, где мало свободы и 80% времени читаешь диалоги, нажимая всего одну кнопку, а потом три часа в другом жанре, где много движухи — прыжки по крышам, кот-машина, тайные комнаты и напряженные драки. Иногда экшен можно прервать и вернуться к урокам, но если на босса поставили счетчик, то часто делать паузы опасно — повседневность имеет свойство затягивать в водоворот собственных событий. Так и скачешь: очень много аниме, потом очень много экшена, снова очень много аниме, снова очень много экшена. Бывает, это утомляет.

В драки со временем проникает рутина, потому что на каждый тип локации придумана всего одна арена. Когда проводишь тридцать сражений подряд на одной и той же карте, от нее начинает тошнить. Это одна из двух вещей, которые меня действительно расстроили. Вторая — скучный главный герой. Все вокруг него — прикольные, броские личности, как это всегда бывает у Шигенори Соеджимы, но ты сам — нет. Понятно, что сделано это намеренно, но у главного героя даже реплики в диалогах — полная скука. Часто смотришь на три варианта ответа и ничего не хочешь выбирать.

Но в общей картине оба пункта нивелируются до уровня придирок. Persona 5 все равно бесподобна. Незаметно и не сразу, но ты проваливаешься в ее комфортную и непредсказуемую реальность и не хочешь ее покидать никогда.


Persona 5

Рецензируемая версия игры: PlayStation 4

Плюсы:

  • Персонажи;
  • Ролевая система;
  • Боевая система;
  • Музыка;
  • Стиль;
  • Очень продолжительно;
  • Очень увлекательно;

Минусы:

  • Однообразие арен;
  • Нестабильное повествование;
  • Скучный главный герой;

Оценка: 9.0

Вердикт: японцы продолжают спасать индустрию.

86
52
Комментарии:  52
Ваш комментарий

Двуличные пк бомжи уже кукарекают про японщину и аниме.А нормальные люди будут играть.

Lighting178 Да многие бы не отказались от этой игры на пк, че уж греха таить.

Инквизитор нубов А Гоша Берлинский по твоему анимешник или сонибой?

FemshepN7 судя по оценке, двойное сочетание в одном флаконе

Инквизитор нубов Японщина это не плюс и не минус, это чисто на любителя. Как и например американщина(есть люди, которые хейтят всю эту супергероику например).

О-о-о, уже начинаются платформосрачи. Я скажу как ПКарь до мозга костей, игра годная и интересная, была бы на пк поиграл бы с удовольствием. Инквизитор нубов В масс дефекте: гейдромеде неплохой графон и красивый дизайн, только толку от этого ноль. В Tales of Berseria, например, постановка сюжета и проработка персонажей в разы лучше, и эти две составляющие вызывают интерес к прохождению, несмотря на специфический геймплей и визуальный стиль. Я с большим удовольствием поиграю в такую "японщину", чем в гнилые западные конфетки в красивой обертке.

Однообразие арен; Нестабильное повествование; Скучный главный герой;

столько минусов и 9, по моему статья ангажирована)

И ЭТО мне приводили в пример, что типа годнота вышла а на ПК игор нет? Да чем в такое играть, то лучше уж не играть ни во что вообще. У японцев всегда были проблемы с головой, достаточно какой-нибудь хентай загуглить. А те, кроме японцев, которые тоже прутся от подобного, недалеко ушли от них самих. Я даже не понимаю как за такое деньги платят. Полный дебилизм Лучше дальше пойду в фолыч садить картошку с морковкой. Это и то интересней будет, чем играть в сие поделие

Консольный хейтер Слишком жирно, попробуй потоньше.

Перед тобой Джараксус Слишком тонко, попробуй пожирнее

Жаль что изза очередного жирного минуса консолей в нее не поиграть, как и в ремейк якудзы (а ведь одни из самых высокооцененных игр на плойку). А все изза того что нужны сабы и без петиций тут можно разве что соснуть.

надо обратить внимание спасибо

- слишком затянутые диалоги - местами мало геймплея

Очень жаль, что эксклюзив.

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ