на главную
об игре

Оптимизация игры "Смута"

«Смута» — амбициозный отечественный проект, который, несмотря на спорный релиз, предлагает игрокам уникальную возможность погрузиться в атмосферу России начала XVII века. Однако многие столкнулись с главной технической проблемой игры — нестабильной производительностью. Разработанная на движке Unreal Engine 5, «Смута» использует современные, но очень требовательные технологии, такие как Nanite (виртуализированная геометрия) и Lumen (динамическое глобальное освещение), что делает её настоящим испытанием даже для мощных ПК.

К сожалению, стандартное меню настроек не позволяет полностью раскрыть потенциал движка для тонкой оптимизации. Как бы вы ни старались, добиться стабильной частоты кадров, особенно на системах среднего и начального уровня, практически невозможно без более глубокого вмешательства.

Хорошая новость в том, что Unreal Engine 5 предоставляет огромное поле для ручной настройки через конфигурационные файлы (.ini). Варьируя параметры, можно как полностью отключить ресурсоёмкие эффекты, превратив игру в проект уровня эпохи PlayStation 2 ради максимального FPS, так и найти тонкий баланс между качественной картинкой и плавной производительностью.

В этом гайде я поделюсь своим опытом и готовыми решениями, которые позволят вам один раз настроить игру и наслаждаться ею без постоянных «танцев с бубном» в меню графики. Мы разберемся, за что отвечает каждая важная настройка, и создадим конфигурацию, которая обеспечит стабильный FPS и достойное качество изображения на вашем железе.

Прежде чем мы перейдем к редактированию файлов, важно выставить правильную основу в самом игровом меню. Эти параметры являются отправной точкой для дальнейшей оптимизации и нацелены на достижение баланса между качеством и производительностью.

Откройте Настройки -> Графика и установите следующие значения:

Основное и Сглаживание:

  • Лимит кадров: Выкл. (Мы будем ограничивать FPS более надежным методом).
  • Вертикальная синхронизация (VSync): Вкл. (Это поможет избежать разрывов изображения, но позже мы можем заменить это на более эффективный способ).
  • Масштаб разрешения: 76%. Это значение для апскейлера (FSR/DLSS), которое соответствует режиму "Баланс". Отличный компромисс между четкостью и производительностью.
  • Метод сглаживания: FSR (или DLSS, если у вас видеокарта NVIDIA RTX).
  • Генерация кадров (Frame Generation): Вкл. (Только для видеокарт RTX 40-й серии или AMD с поддержкой FSR 3. Для остальных — Выкл.).
  • Nvidia Reflex: Выкл. (На низком FPS эта технология может вызывать нестабильность).
  • Резкость изображения: 15-20 (Настраивайте по вкусу, чтобы компенсировать легкое "мыло" от апскейлинга).

Качество графики (ручная настройка):

  • Дистанция прорисовки: Средняя (Снижает нагрузку на CPU в открытых локациях).
  • Текстуры: Высокие (Если у вас 6 ГБ видеопамяти и больше. Для 4 ГБ лучше ставить "Средние").
  • Тени: Средние (Сильно влияют на FPS, "Средние" — оптимальный выбор).
  • Растительность: Низкая (Один из самых "прожорливых" параметров в лесах и полях. Смело ставим "Низкую" для стабильности).
  • Эффекты: Средние.
  • Постобработка, Сглаживание, Затенение: Высокие (Эти параметры не так сильно влияют на FPS, но значительно улучшают картинку).

Расширенные настройки (Отключаем "убийц" FPS):

  • Глобальное освещение: Среднее.
  • Отражения: Среднее.
  • Метод освещения: SSGI (Более быстрый аналог Lumen).
  • Метод отражений: SSR (Экранные отражения, гораздо производительнее Lumen).
  • Размытие движений: Выкл. (Улучшает четкость картинки и дает пару лишних кадров).
  • Блики: Выкл.
  • Объемный туман: Вкл. (Добавляет атмосферы, но если FPS критически низок, можно отключить).

Эти настройки отключают самые требовательные технологии (Lumen) и снижают качество наиболее ресурсоёмких эффектов (растительность, тени), сохраняя при этом приятный визуал. Теперь, когда база заложена, мы готовы перейти к более тонкой настройке через конфигурационные файлы.

Продвинутая настройка: редактируем Engine.ini

Внутриигровые настройки — это лишь верхушка айсберга. Чтобы добиться настоящей стабильности и избавиться от множества проблем, нам нужно отредактировать главный конфигурационный файл движка — Engine.ini. Именно здесь мы принудительно отключим самые «прожорливые» технологии и проведем тонкую оптимизацию.

Шаг 1: Найдите файл Engine.ini

Файл находится в папке с сохранениями игры. Самый простой способ его найти:

  1. Нажмите клавиши Win + R.
  2. Вставьте в появившееся окно следующий путь и нажмите Enter:
    %LOCALAPPDATA%\Smuta\Saved\Config\WindowsNoEditor\
  3. В открывшейся папке вы найдете файл Engine.ini. Откройте его с помощью обычного «Блокнота».

Шаг 2: Сделайте резервную копию!

Это важно! Перед внесением изменений скопируйте оригинальный файл Engine.ini в любое другое место. Если что-то пойдет не так, вы всегда сможете вернуть его обратно.

Шаг 3: Замените содержимое файла

Откройте Engine.ini, и вставьте в самом низу следующий текст.
Это проверенная конфигурация, нацеленная на стабильные 30 FPS с хорошим балансом графики.

[/Script/Engine.RendererSettings]
r.SkinCache.CompileShaders=False
r.GPUSkin.Support16BitBoneIndex=False
r.GPUSkin.UnlimitedBoneInfluences=False
r.AntiAliasingMethod=2
r.SkinCache.Mode=0
r.OcclusionCullParallelPrimFetch=True
r.UseParallelGetDynamicMeshElementsTasks=1
r.HZBOcclusion=2
r.LandscapeLOD0DistributionScale=4
r.LandscapeLODDistributionScale=2
r.FreeSkeletalMeshBuffers=1
r.VolumetricCloud.ViewRaySampleMaxCount=256
r.VolumetricCloud.ShadowMap.RaySampleMaxCount=96
r.VolumetricCloud.SampleMinCount=2
r.VolumetricCloud.EmptySpaceSkipping=1
r.CapsuleShadows=0
r.VolumetricCloud.SkyAO.MaxResolution=256
r.Shadow.CSM.MaxCascades=3
r.Shadow.MaxNumFarShadowCascades=0
r.Shadow.FarShadowDistanceOverride=0
r.InstanceCulling.OcclusionCull=1
r.Nanite=0
r.MotionBlurQuality=0
r.Lumen.DiffuseIndirect.Allow=0
r.Lumen.Reflections.Allow=0
r.SceneColorFringeQuality=0
r.ContactShadows=0
r.AmbientOcclusionLevels=2
r.SSR.Quality=2
r.SSR.Temporal=0
r.SSR.HalfResSceneColor=1
r.SSR.MaxRoughness=0.6
r.RefractionQuality=2
r.ReflectionEnvironment=1
r.ReflectionCaptureResolution=256
foliage.DensityScale=0.60
foliage.LODDistanceScale=1.0
bSmoothFrameRate=False
r.TextureStreaming=1
r.Streaming.MaxTempMemoryAllowed=100
r.ShadowQuality=2
r.TessellationAdaptivePixelsPerTriangle=24.0
r.TessellationDefaultMinDistance=300.0
r.TessellationDefaultMaxDistance=1500.0
r.Streaming.Boost=1
r.Streaming.MipBias=0.0
r.UIScaleMode=1
r.UIScale=1.0
r.UISmoothAnimation=1
r.UIScaleToAspectRatio=0
r.VSync=1
rhi.SyncInterval=2

Шаг 4: Установите атрибут «Только для чтения»
Чтобы игра не перезаписала наши настройки при следующем запуске, сделайте следующее:

  1. Щелкните правой кнопкой мыши по файлу Engine.ini.
  2. Выберите «Свойства».
  3. Внизу поставьте галочку напротив атрибута «Только для чтения».
  4. Нажмите «Применить» и «ОК».

Что делают эти настройки? Краткий разбор

Этот конфиг не просто снижает качество — он грамотно перераспределяет ресурсы:

  • Отключение главных «убийц» FPS: Команды r.Nanite=0 и r.Lumen.*=0 полностью отключают самые требовательные технологии Unreal Engine 5. Это основа всей нашей оптимизации.
  • Баланс качества и производительности: Мы не отключаем все подряд. r.ShadowQuality=2 (низкие-средние тени), r.AmbientOcclusionLevels=2 (затенение в углах) и r.SSR.Quality=2 (отражения) оставляют картинку объемной и живой. Плотность растительности (foliage.DensityScale=0.60) снижена, так как это один из самых затратных параметров.
  • Исправление артефактов: Настройки r.SSR.* подобраны так, чтобы убрать «зеленые искорки» на воде, но сохранить сами отражения.
  • Оптимизация CPU: Команды r.Tessellation.* снижают детализацию удаленных объектов, разгружая процессор, что помогает стабилизировать FPS в городах и массовых сценах.
  • Блокировка на стабильные 30 FPS: Связка r.VSync=1 и rhi.SyncInterval=2 — это самый надежный способ зафиксировать частоту кадров ровно на половине частоты обновления вашего монитора. Важно: для корректной работы убедитесь, что в настройках Windows ваш монитор работает на частоте 60 Гц. В таком случае игра будет выдавать идеально ровные 30 кадров в секунду. Если у вас монитор 120 Гц, FPS заблокируется на 60.

Финальный штрих: исправляем "мыльные" текстуры с помощью Scalability.ini

Даже с хорошими настройками в Engine.ini вы можете столкнуться с главной бедой игр на Unreal Engine — размытыми, медленно прогружающимися текстурами. Это происходит, когда движок некорректно определяет доступный объем видеопамяти, особенно на ноутбуках.

Мы решим эту проблему, создав еще один конфигурационный файл — Scalability.ini, который принудительно задаст нужный объем памяти для текстур.

Шаг 1: Создайте файл Scalability.ini

  1. Перейдите в ту же папку, где лежит Engine.ini:
    %LOCALAPPDATA%\Smuta\Saved\Config\WindowsNoEditor\
  2. Щелкните правой кнопкой мыши по пустому месту, выберите Создать -> Текстовый документ.
  3. Переименуйте новый файл в Scalability.ini. Убедитесь, что расширение файла именно .ini, а не .txt. (Если расширения не отображаются, в Проводнике зайдите в "Вид" и поставьте галочку "Расширения имен файлов").

Шаг 2: Заполните файл правильными настройками

Откройте созданный Scalability.ini в «Блокноте» и вставьте в него следующий текст. Этот конфиг является золотым стандартом для видеокарт с 4 ГБ видеопамяти, так как он заставляет игру игнорировать неверные системные лимиты.

[TextureQuality@0]
r.Streaming.LimitPoolSizeToVRAM=0
r.Streaming.PoolSize=2800

[TextureQuality@1]
r.Streaming.LimitPoolSizeToVRAM=0
r.Streaming.PoolSize=3200

[TextureQuality@2]
r.Streaming.LimitPoolSizeToVRAM=0
r.Streaming.PoolSize=3600

[TextureQuality@3]
r.Streaming.LimitPoolSizeToVRAM=0
r.Streaming.PoolSize=4000

Шаг 3: Установите атрибут «Только для чтения»

Как и в случае с Engine.ini, щелкните правой кнопкой мыши по файлу Scalability.ini, зайдите в «Свойства» и поставьте галочку «Только для чтения».

Как это работает и почему это важно?

  • r.Streaming.LimitPoolSizeToVRAM=0: Эта команда — ключ к успеху. Она говорит движку: "Игнорируй тот объем VRAM, который тебе сообщает система. Я задам его вручную". Это обходит проблему, когда Windows "резервирует" часть памяти и не отдает ее игре.
  • r.Streaming.PoolSize=XXXX: Здесь мы вручную указываем, сколько мегабайт видеопамяти выделить под текстуры для каждого уровня качества (Низкое, Среднее, Высокое, Эпическое). Значение 4000 для "Эпических" текстур на 4 ГБ видеокарте является рискованным, но в случае «Смуты» — оправданным компромиссом для максимальной четкости.

Для видеокарт с другим объемом VRAM:

  • 6 ГБ VRAM: Вы можете смело увеличить значение PoolSize для эпического качества до 5000-5500.
  • 8 ГБ VRAM и больше: Можно увеличить до 7000-7500.

После применения этих настроек текстуры в игре станут заметно четче и будут прогружаться гораздо быстрее, при этом стабильность FPS, достигнутая ранее, не пострадает.

Вот и всё!

Если вы дошли до этого момента, то ваш экземпляр «Смуты» уже должен работать как часы. Больше никаких фризов, мыльных текстур и дёргающихся NPC — только вы, ваш верный конь и просторы России XVII века.

Этот гайд — результат множества тестов и экспериментов, и я рад поделиться им с вами. Надеюсь, он помог вам сэкономить время и нервы. Если у вас остались вопросы или вы нашли ещё более крутые способы оптимизации — обязательно делитесь ими в комментариях! Сообщество игроков только скажет вам спасибо.

А теперь — вперёд, спасать Русь! Увидимся в игре!

7
1
Комментарии:  1
Ваш комментарий

Смута легко оптимизируется через файл uninstall.exe