на главную
об игре
Смута 04.04.2024

Тут русский дух и "Смутой" пахнет: чем громкий провал аудиторию привлекал

Про «Смуту» рассказывать серьёзно очень сложно. Она удивительна и дарит массу впечатлений. Жаль, не тех, на какие рассчитывали разработчики Cyberia Nova (бывшая Cyberia Limited). Ругают в проекте всё, кроме атмосферного визуала и в целом красивой картинки, но тут важную роль сыграл движок Unreal Engine 5 от американской компании Epic Games. Анимации, боёвка, озвучка многих персонажей, геймплей — откровенно сырые и требуют масштабных доработок. Вышло на свет божий сиё чудо 4 апреля и в первый день на твиче собрало больше 70 тысяч заинтересованных зрителей. Разбираемся, почему сломанная на старте игра умудрилась привлечь внимание. Вдруг смысл её существования не только в потоке осуждений и мемов?

Возможно, он в побуждении игроков прочесть литературный первоисточник. Сюжет вдохновлён романом Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Страна разорена, народ голодает, а в Кремле засели поляки. Под руководством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина собирается народное Ополчение, чтобы восстановить справедливость. В их отряд вступает главный герой, от лица которого предлагается взглянуть на происходившие в Смутное время события. Игроку для этого придётся ходить из точки А к точке Б, слушать длинные речи квестодателей — и повторять бесхитростную цепочку в ближайшие десятки часов. Иногда в пунктах назначения есть враги, тогда Юрочка достаёт саблю и усердно делает вид, что рубит неугодных. Большая часть ударов проходит сквозь противника, потому любое оружие ощущается примерно как соломенный веник, которым пытаются подмести глубокую лужу.

О «Смуте» активно заговорили в 2022-м, после новости, что «Институт развития интернета» (ИРИ) выделит на разработку 260 млн., а позже выяснилось, что был и второй контракт — на 230 млн. рублей. Генеральный директор Cyberia Nova Алексей Копцев рассказывал:

«Мы вдохновлялись игрой Ghost of Tsushima, у нас схожий мотив — борьба небольшого числа патриотов, которые смогли победить польскую армию».

В том же мае в сеть попала инвестиционная презентация Cyberia Limited, датированная 2020-м. Ключевыми референсами там указаны серия Assassin's Creed и «Ведьмак 3: Дикая охота». Все упомянутые как возможный источник вдохновения игры — это проработанные приключения в открытых мирах, а их команды годами набивали шишки в не менее масштабных проектах. Например, Sucker Punch Productions (Ghost of Tsushima) известна по сериям Sly Cooper и Infamous. О разработчиках «Смуты» (если верить официальному сайту) известно лишь то, что некоторые члены команды работали над серией «Дальнобойщики» и «Аллоды: Проклятые земли», которые популярны были в начале 2000-х.

Где геймплей?

Завышенные амбиции внушали опасения, а безоговорочно верить неизвестным людям не получалось. Усугубилась ситуация в июле 2022-го, когда Cyberia Limited закрыла свой сайт и аккаунты в соцсетях. Ни предупреждений, ни новостей — что случилось? Люди, следившие за игрой, финта без объяснений не поняли и предполагать начали худшее: деньги от государства потеряны в небытии. Оказалось, что студия всего-то затеяла ребрендинг на менее западное Cyberia Nova (от лат. Nova — «звезда»). Перепуганная аудитория временно выдохнула, но подозрения уже начали укрепляться.

Чем ближе был выход игры, тем более гнетущей становилась окружающая её неясность. Не было ничего кроме красивых артов и кнопки предзаказа в VK Play. Людям предлагали добровольно пожертвовать на веру обещаниям разработчиков — по итогу многие-то так «Смуту» и купили. Сейчас, после выхода, увидев конечный результат, едва ли прибавится желающих потратить деньги. Вопрос «Где геймплей?» так компании надоел, что в группе во «ВКонтакте» начали банить тех, кто его задавал. Бояре, уставшие от обещаний, становились лишь активнее и откровенно смеялись над попытками Cyberia Nova сохранять в сомнительных обстоятельствах уверенное лицо.

Не получалось ни перед аудиторией, ни перед представителями прессы: дуэт белорусских блогеров с IXBT.games способствовал росту популярности игры, но не тому, которого компании бы хотелось. Виталий Казунов и Михаил Шкредов в видео «СМУТА. Отменяем предзаказы» (больше 400 тысяч просмотров) высказали логичные для выходящего через полгода проекта опасения — но никто не спешил их развеять. В попытках разработчиков объяснить, почему нет демонстрации геймплея мелькнула фраза, у которой после релиза раскрылся тайный смысл: «”Полностью завершенного получаса игры” просто не существует». На этом любой обзор «Смуты» можно и закончить.

Трепетное ожидание

Демонстрация игрового процесса аж на целый час вышла 16 февраля, причём не просто от разработчиков, а от известного стримера Алины Рин. При всей любви к ней аудитории, мнения полярно разделились. Некоторых позитивно настроенных наблюдателей «Смута» возвращала во времена, когда любая игра, просто заработавшая на компьютере с гроб размером — уже хорошая. А тут ещё графика реалистичная, солнышко сияет, ух, как геймдев наш далеко продвинулся! В угоду желанию не выходя из современной городской квартиры, увидеть родные сельские просторы, леса и поля люди могли закрыть глаза на проблемную техническую реализацию.

С 26 февраля проект перенесли на 4 апреля, чтобы исправить многочисленные баги, доработать боевую систему и доделать… что успеют. Очередным обещаниям Cyberia Nova, если и не верили полностью, то хотя бы давали шанс. Предзаказавшие «Смуту» хотели, чтобы она удалась и надеялись, что после начнётся возрождение игрового направления в России. Но увы — радует только инди-сектор. Например, вдохновленная пермским фольклором «Чёрная книга» от Morteshka сделана за в разы меньший бюджет: собранные на Kickstarter 160 тыс. долларов (около 13 млн. руб.). Это законченная, работающая даже на слабых системах игра, которая любима аудиторией, и за «Лихом Одноглазым» от них же следят с предвкушением такого же проработанного путешествия.

В случае со «Смутой», кажется, с не меньшим интересом наблюдали за чередой обещаний и ссор, а любопытство части аудитории подогревалось не благодаря позитивным сторонам будущей игры. То IXBT. games и их видео, то баны Cyberia Nova собственной аудитории во «ВКонтакте», а за месяц до выхода внезапно возникла третья сторона, и имя блогера Дарьи Островской замелькало также часто. Девушка слишком активно оправдывала «Смуту», в которой на тот момент озвучила одну из героинь — Настю. Выпустила даже интервью с Алексеем Копцевым, где по дуэту белорусов проехалась особо недружелюбно. А потом выяснилось, что её голос в игре заменили другой актрисой — Кристиной Шерман (Екатерина Нечаева из Atomic Heart). Поди пойми, кто против кого воюет, но со стороны смотрелось, как полноценный сериал. Скандалы! Интриги! Расследования!

Под соусом «а-ля рус»

Релиза ждали и верные фанаты, и хейтеры, но с разными целями. Первые — чтобы просто поиграть и получить удовольствие, вторые — чтобы убедиться в собственной правоте и погрустить, что чуда не случилось. По итогу все получили массу контента разного качества: мнения, мемы и смешные реакции встречаются в каждой социальной сети. Как к полноценному проекту, к «Смуте» относится очень незаметная часть покупателей: нравится — отлично, значит какая-то часть задуманного у Cyberia Nova всё-таки удалась.

Злую шутку сыграли не только переругивания блогеров с YouTube. Игру с шумом и пафосом презентовали в Нижнем Новгороде, а губернатор области Глеб Никитин озвучил не менее вдохновляющую речь:

«Мы присутствуем при эпохальном событии. <...> Мне казалось, что у нас много масштабных, современных игр, но это оказалось заблуждением. <...> Это будет самый современный продукт в этой отрасли, я имел возможность познакомиться с виртуальным миром игры и впечатляет насколько в ней кинематографическая и фотографическая точность».

Как теперь-то в «Смуту» не уверовать?

Каковы были бы шансы «Смуты», выйди она без массовой огласки, а как просто обычный инди-проект «для своих»? Возможно, в ней не было бы реалистичной графики и красивого в статике визуала, это и вовсе могла получиться визуальная новелла или ходячие пиксели, сделанные в RPG-мейкере. Или вышло бы всё то же самое — к сожалению, уже не узнать. С этим продуктом, который называть «игрой» не хочется, с самого начала всё работало наоборот.

Любой, кто хоть раз запускал того же злополучного «Ведьмака 3», увидит разницу и выберет то, что банально работает на его железе. «Смута» же даже как обучающая программа для школ не нужна, по крайней мере, пока в них массово не начнут поставлять топовые ПК. Cyberia Nova наделали много шума, но ничего нового и достойного такой рекламы в российскую игровую индустрию не привнесли.

Комментарии: 24
Ваш комментарий

В целом интересный обзор.

Правда, не понял мысль в финале - почему это "Ведьмак 3" злополучный? В каком смысле?

В смысле, что разработчики "Смуты" сами себе навредили, заранее вякнув, что смогут сделать в чем-то лучшую игру?... Ха-ха, да, теперь это действительно смешно. Каким же ид...м нужно быть, чтобы настолько не понимать, из чего состоят игры и как они работают.

9

Пиарщики в команде " Смута" И поднасрали игре. Им следовало говорить, что то типо: мы делаем это первый раз, игра будет категории B. Не судите строго. Нарабатываем фактический опыт, а не теоретический, как это всё легко и просто.

5

Они ещё и критиковали боевую систему в Ведьмаке и намекали, мол, мы лучше может сделать. Сделали, блин...

0
Анимации, боёвка, озвучка многих персонажей, геймплей — откровенно сырые и требуют масштабных доработок.

Они требуют не доработок, ибо дорабатывать можно только то, что имеет хоть какую-то основу. Все перечисленное в Смуте требует создания с нуля.

9

"Это наш ответ Ведьмаку".

Toyota Land Cruiser появилась в 1951 году и претерпела более 160 модернизаций и рестайлингов.

УАЗ "Буханка" появился в1959 году. Но, он сразу зашибись получился.

Интересно, у меня одного сложилось впечатление, что меня развели на "бабки" мошенники? И почему это до сих пор находится в продаже?

4

Если не ошибаюсь : мошенничество начинается от 4000 р. А так, это просто " Донат людям". 😁

-1

Разрабам не стоило раздавать громких обещаний и пиариться за счёт Ведьмака.

У них есть шанс допилить игру. Если не профукают, их ещё будут уважать в будущем.

2

Опуская очевидные вопросы — Что допиливать в этом игрозаменительном продукте, А хотят или вообще могут ли "разработчики" это допиливать. Хороший вопрос на что допиливать? По условиям ИРИ "При стоимости проекта от 60 млн, количество скачиваний не менее 2 250 000", то есть, нет скачиваний — возвращайте деньги. Я не думаю что Смута даже при всём её огромном хайпе собрала столько скачиваний.

1

Пофиксить баги, добавить квесты. ДЛС не забыть. Было бы желание.

0

Добавлять квест это лишнее. Вот исправлять существующие в самый раз.

1

Исправлять можно то что плохо работает. В этой игре не работает ни чего кроме красивых декораций и костюмов персонажей в ней нету ни чего , начиная от геймплея заканчивая бестолковым сюжетом,бездарными квеста и,отсутвием адекватной озвучки, даже саундтрек и тот это одна монотонная мелодия на всю игру. Эту игру надо полностью по новой с нуля переделывать чтобы вышло что-то вменяемое

2

В первом комментарии я это и выразил.

0

В играх, людей не столько интересует история, сколько возможность изменить её. Первая ошибка-- наезженные рельсы -- у игроков нет выбора. Вторая ошибка -- привязка к земле, когда вокруг куча оврагов, оград которое по идее должны легко преодолевается, или могут быть разрушены парой ударов, достаточно тяжелого оружия. Особо бесит, когда конь не может перескочить ограду которая ему по колено. Третья ошибка -- взаимодействие. Боярин даже не может приказать холопам столпившимся у двери за которой находиться задание, отойти в строну: приходится перезагружать игру. Боевка. Тут, и смех, и грех. Враги весьма ловко уклоняются, довольно метко стреляют, а гг даже отпрыгнуть толком не может. Блок ставиться с большим опозданием, да и не всегда действенен. По неволе приходится, просто, очень быстро нажимать кнопки. И это ведь не пиксельная РПГ где шаг ступил, мобы полезли. Оптимизация -- ну тут одно слово -- делали не для России, где большая часть населения, всё еще сидит на старом железе. А здесь нужна как минимум 7 или даже 9, иначе уже в Ярославле, даже рыпаться не стоит.

1

Это же слова "икзибита" Белорусского. 😁

0

Кто-то еще венецианский стиль использует. Надо же. Но в целом мир большой, народу много, но всё равно кинь ссылку на своего икзебитора.

0

Мало занизили оценку, это не четыре с половиной, это кол с минусом! Без права пересдачи!

UPD: поддержка никакая! Баги не правят даже фиксами, это чё вообще?!

Разраб: Покупатель! Я не чувствую продаж на 500млн...

Покупатель: У тебя их нет....

1

Для начала надо знать что на разработку этой игры спустили пол миллиарда рублей налогоплательщиков... А уже потом судить. К примеру я противопоставлю что какой то левый чувак на ютубе смог сделать ту же Смуту, на том же UE5 за бесплатно, за пару дней, механика, анимации и диалоги такие же упоротые. Куда дели остальные 499999999 рублей до сих пор не ясно.

Как по мне на лицо нецелесообразная растрата госсредств и полная некомпетентность со стороны студии.

0

А могли просто в раннем доступе выпустить и постепенно сделать нормальную игру

-1

Я купил и поиграл. Это не игра, это обман сраный!

0

вроде поверхностно что то похожее на игру.
но не увидел теней у травы на видосиках
а смотреть всю игру лень.

-1
Большая часть ударов проходит сквозь противника, потому любое оружие ощущается примерно как соломенный веник, которым пытаются подмести глубокую лужу.

👎👎👎

- как в ведьмаке, скайриме, серии соулс, элден ринг и остальных. Все понятно короч.

Автор нас держит за дураков - ровные пацаны уходим отсюда.

👎👎👎 Автор не шарит в играх.

-4

Ну такое... будто бы ТС писал обзор на свой обзор. Пойдёт игра. Самая обычная, каких много. Все говорят что им пох на Смуту, а в то же время накидываются как шавки дабы попиариться за чужой счет.

-7