Почему сталкерский модострой свернул не туда?

В этом посте я хотел бы обсудить, как изменились тенденции в мире модификаций для S.T.A.L.K.E.R. за последнее десятилетие. Что двигало авторами раньше и какие цели они преследуют сегодня?

«Золотая эра»: исследование и тайна

Давайте вернемся в прошлое, примерно в 2013 год. В то время моддинг был на своем пике. Казалось, каждый энтузиаст стремился выпустить собственный проект, и не просто выпустить, а создать нечто, что займет лидирующие строчки на профильных сайтах вроде AP-PRO.

Моды того периода ощущались как нечто уникальное. Конечно, были и похожие друг на друга проекты, и не все из них становились хитами. Однако в основе большинства из них лежала классическая концепция «того самого “Сталкера”»:

  • Исследование Зоны: упор делался на изучение новых, неизведанных территорий.
  • Разгадка тайн: сюжеты строились вокруг загадок Зоны, аномалий и таинственных явлений.

Ярким примером служит модификация «Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф.». В ней Зона только начинала формироваться, многие ее тайны еще не были раскрыты. Каждая новая локация ощущалась как нечто самобытное и мистическое, а опасность поджидала на каждом шагу. Атмосфера была ключевым элементом.

Современный тренд: милитаризация и хардкор

Сегодня ландшафт моддинга изменился. Сеть заполонили сборки и моды, вдохновленные проектом S.T.A.L.K.E.R. Anomaly, самым известным из которых является GAMMA. Сразу сделаю оговорку: я не считаю эти моды плохими. Они просто другие.

Их ключевые особенности:

  • Абсолютная милитаризация: градус «военщины» возведен в максимум. Почти у каждого сталкера в руках оружие, достойное бойца элитного спецподразделения.
  • Влияние Escape from Tarkov: механики выживания, оружейная кастомизация и общая сложность явно заимствованы из этого популярного шутера.

Современные моды, кажется, создаются не столько для погружения в загадки, сколько для динамичных и хардкорных перестрелок в духе Call of Duty. Акцент сместился с исследования и атмосферы на выживание, тактику и экшен.


Все модификации для S.T.A.L.K.E.R. по-своему интересны и уникальны. Они не «плохие» или «хорошие» — они разные, как я уже отмечал выше. Просто пути моддинга разошлись. Один путь ведет к таинственной и неизведанной Зоне, полной загадок. Другой — на поле боя, где выживание зависит от реакции и качества экипировки. Какой из этих путей правильный — каждый решает для себя сам.

А на этом у меня всё. Удачной охоты, сталкер!

10
4
Комментарии: 4
Ваш комментарий
Абсолютная милитаризация: градус «военщины» возведен в максимум.
Почти у каждого сталкера в руках оружие, достойное бойца элитного спецподразделения.

Это дань уважения оригиналу. Ты посчитай, сколько одних только монолитовцев в крутой экипировке ты завалил в оригинальной трилогии... сталкер всегда таким был. Сегодняшние моды просто лучше соответствуют оригиналу, чем старые моды, вот и всё.

Акцент сместился с исследования и атмосферы на выживание, тактику и экшен.

Акцент никуда не смещался. Как всегда моды выходят разные. Ты сам выбираешь, какой ставить.

Один путь ведет к таинственной и неизведанной Зоне, полной загадок. Другой — на поле боя, где выживание зависит от реакции и качества экипировки.

Как можно такое разделять? Ты точно о зоне говоришь? Как ты собрался разгадывать таинственные загадки зоны без качественной экипировки и умения выживать за счёт реакции? Или в твоей версии таинственной зоны монстров, группировок, аномалий и радиации не существует? Ты не понимаешь, что такое действительно неизведанная зона.

Все верно сказанно. В последнее время очень тяжело найти ламповые или просто фановые проекты, вроде Истории Прибоя, Зоны Поражения, SGM и т.п. Только что глянул ТОП модов за последний год и там рил всего пара проектов без уклона в хардкор и пострелушки в стиле EFT.

Для авторов васянок, которые начинаются с пещеры, в которой хрен просышь куда идти, отдельный котел в аду // Чёрный Пласч