
Порой игры становятся культовыми и действительно значимыми, в том числе благодаря саундтреку. Работу композиторов не стоит недооценивать: их труд может сделать конфетку из средней игры, а может сделать прохождение скучным и изматывающим. Собрали 7 потрясающих игр, мелодии из которых вы наверняка помните и сейчас.
Deus Ex: Human Revolution
От главной темы Human Revolution — Icarus — идут мурашки. Приглушенные голоса и хоровое пение аккомпанируют эпичному саунду, который постепенно набирает обороты и громкость, пока не спадает, оставляя за собой лишь след ведущей мелодии.
Саундтрек к Deus Ex: Human Revolution написал канадский композитор Майкл Макканн, ранее известный по Splinter Cell: Double Agent. Макканн изначально планировал сделать более традиционный саунд в стиле киберпанка, но постепенно видоизменил его для органичности. На композитора сильно повлиял визуальный стиль эпохи Возрождения, который незримой нитью проходит через всю Human Revolution. Среди вдохновителей также музыка Вангелиса, групп Tangerine Dream и Massive Attack.
Макканн написал музыку, которая сосредоточена вокруг дуалистических тем игры: прошлое/будущее, богатство/бедность, технологии/природа, и все охвачены общей трансгуманистической темой. Треки саундтрека контрастируют друг с другом, подчеркивая непохожесть локаций. Например, в богатых районах Хэнша музыка вызывает ассоциации со светом и богатством, в то время как в бедных районах Детройта она темная, отражая окружающий упадок и беззаконие.
Doom (2016)
Саундтрек к Doom — интересная смесь сразу нескольких жанров метал-музыки, включая трэш, индастриал и грув. Здесь много гитар, барабанов и синтезатора. Динамичные и напористые треки идеально подходят игровому процессу Doom, где нужно безостановочно бегать и стрелять в монстров. Главная фича — саундтрек позволяет почувствовать себя крутым, и под треки вроде «BFG Division» и «Hellwalker» хочется навалять демонам, получив минимум урона.
Все почести стоит отдать австралийцу Мику Гордону, который также известен по работе над дилогией Wolfenstein, а в последние годы больше сотрудничает с музыкальными группами калибра Bring Me the Horizon и Architects.
Разработчики попросили композитора не использовать в саундтреке гитары и метал-партитуры, поскольку считали жанр «банальным». Гордон больше полугода работал только с синтезаторами, после чего все же переубедил id Software в использовании гитар. Результат превзошел все ожидания: саундтрек Doom выиграл кучу премий, включая The Game Awards.
Half-Life 2
Игры Valve всегда имели выигрышный саундтрек, который погружал в их вселенные и добавляли им аутентичности. В Half-Life 2 короткие зарисовки по минуте-полторы здорово отличают один уровень от другого, как и сопровождают запоминающиеся сцены вроде прощания с Отцом Григорием в городе-призраке Рейвенхольме. «Requiem for Ravenholm» встречает тревожным оглушающим клаксоном, который перетекает в тягучий эмбиент с затухающими звуками церковного колокола.
За музыку в серии Half-Life до 2007 года отвечал американский композитор Келли Бэйли. Его индустриальное музыкальное сопровождение прекрасно подходит Half-Life 2. Саундтрек создает тревожное звучание, которое подчеркивает неприветливый мир тоталитарного будущего, в котором внезапно оказывается Гордон Фримен.
Энергичные треки наподобие «LG Orbifold» и «CP Violation» позволяют ощутить прилив адреналина и важность эпизода. В свою очередь, атмосферные композиции как «Lab Practicum» создают ощущение таинственности и присутствия в научном месте — тогда Фримен как раз попадает в лабораторию Кляйнера. За технологичность и «холодность» вселенной Альянса отвечают тревожные синтезаторные звуки, индустриальные мотивы и электронные биты.
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl
Музыку к «Сталкеру» в наших краях обожают — и есть за что. В купе с визуальным сопровождением она с головой погружает в Зону — таинственное и опасное место, которое так запомнилось геймерам со всего мира. Треки в жанре дарк-эмбиент и нойз позволяют то почувствовать тревогу, то погрустить, то погрузиться в меланхолию.
Саундтрек написал российский композитор под псевдонимом MoozE. Он хотел создать мрачную атмосферу заброшенности, присущей Чернобыльской зоне отчуждения. Композитор вдохновлялся Maeror Tri, Lustmord, Stratvm Terror, а также саундтреком первых игр серии Fallout — его влияние отчетливо слышно в композициях «Dead Cities» и «Radwind».
MoozE поделился историей создания одного из лучших своих треков: «Radwind Pt. 2». За основу он взял двухсекундный фрагмент звучания арабской скрипки и ресемплировал его. Полученные звуки смешивались причудливым образом до тех пор, пока композитору не понравилась прогрессия трека. В довесок он добавил басовый пэд и парочку индустриальных звуков.
Примечательно, что на тему из главного меню, Wasteland 2, повлиял саундтрек фильма «Малхолланд Драйв». Сперва MoozE хотел использовать минималистичный эмбиент, но разработчики из GSC Game World попросили создать полноценную музыкальную тему. Тогда MoozE остановился на струнном оркестре — вышла одна из самых запоминающихся мелодий в игровой индустрии.
The Elder Scrolls V: Skyrim
У американского композитора серии The Elder Scrolls Джереми Соула была задача создать для «Скайрима» саундтрек-путешествие, который сопровождал игрока на его долгом пути в несколько сотен часов. Он отлично справился: в эпические моменты звучат опусы вроде окрыляющей «Dragonborn», а умиротворяющие эпизоды поддерживаются красивейшими зарисовками формата «Secunda».
Звучание «Скайрима» нельзя обозначить всего одним словом. Музыка постоянно меняется, следуя за Довакином. На тропе звучит одна композиция, в таверне — другая, а когда герой отбивается от скелетов в подземелье включается третья. Всего Соул записал для Skyrim 53 трека общей продолжительности более 3,5 часов.
Тодд Говард хотел, чтобы музыка была не только мелодичной, как в Morrowind и Oblivion, но и более агрессивной. Студия создала драконий язык и даже рунический алфавит из 34 символов. Соул использовал его для записи трека «Dragonborn»: хор из 30 голосов спел на несуществующем языке, а композитор создал эффект в 90 голосов. Так композиция получилась не только эпичной, но и словно пришедшей из другого, фэнтезийного мира.
The Last of Us
Заглавная тема игры The Last of Us создает ощущение большого путешествия, полного опасности и приключений. Трек выделяется среди множества игровой музыки благодаря использованию необычного инструмента — чаранго, одной из разновидностей гитар, которую придумали индейцы.
Саундтрек написал аргентинский композитор Густаво Сантаолалья, обладатель двух «Оскаров» за музыку к «Горбатой горе» и «Вавилону». Он давно хотел поработать над видеоиграми, но отказывался от проектов, которые не уделяли нужного внимания персонажам и истории. В случае с «Одни из нас» Сантаолалья после знакомства с сюжетом игры сказал: «Я хочу быть частью этого. Чего бы это ни стоило, я хочу писать для этой игры».
Композитор бросил себе вызов и использовал несколько уникальных инструментов, на которых никогда не сочинял. В свою очередь, их звучание «придавало нужный элемент опасности и невинности». Сантаолалья своей музыкой стремился вызвать у игрока эмоции, а не ужас, характерный для игр жанра. Во многом именно поэтому саундтрек столь минималистичный и настолько вплетен в контекст истории.
The Witcher 3: Wild Hunt
Музыка к «Ведьмаку 3» отличается своим разнообразием, упором на славянские мотивы и лиричность. Ее приятно послушать и в отрыве от игры, причем даже не в качестве фоновой музыки.
Такого качества добились композитор студии CD Projekt RED Марчин Пшибылович и независимый творец Миколай Строиньский. Саундтреком они хотели выразить связь со славянским фольклором, эпический характер повествования и зрелость сюжета. Значимые персонажи и игровые события получили собственную музыкальную тему: от Эредина и Эмгыра до Цири и Ведьм с Кривоуховых топей.
Композиторам нравилось творчество группы Percival, и они пригласили их вместе поработать. Сперва затея казалась неудачной, ведь в польской фольклорной группе играли сплошь самоучки, которые не владели нужной терминологией. Но в итоге Пшибылович организовал джем-сейшен: там-то музыканты включились в работу и помогли создать узнаваемые славянские мотивы, которые так выделяют саундтрек Wild Hunt среди прочих.
* * *
А какие игры вы включили бы в подборку? Будем рады, если поделитесь в комментариях!
мля, статейки с такими заголовками всегда вызывали смех- для кого бомбические, а для кого мусор, ибо "вкусовщина"...
p.s. в ведьмаке, вообще, голова от их треков болела... не мог сначала понять почему, отключил музыку- голова перестала болеть...
Масс эффект забыли) // Бехемирон Морулус
Бехемирон, ага, МЕ3 даже какую-то награду дали за этот трек // Денис Астафьев
"Clair Obscur: Expedition 33" забыли☝🏼
Ezio's Family и остальное от Йеспера Кюда вертит всякие подливионы
Я из этой подборки выключил бы все игры, ибо их саундтреки просто нормальные. До бомбического ой как далеко. Скайрим сразу заменил бы на Обливион для начала... Ну а на весь Ведьмак 3 есть всего ОДНА запоминающаяся композиция, но даже ей далеко до какой-нибудь там условной песни Лелианы из Dragon Age. Мягко говоря, ваша подпорка отстой. Точка.
Dying Light где ска
Месть боксёра. Московский криминалитет!!!
как же всеми любимый мв 2005?
С топом согласен, особенно по части Сталкера (именно Теней Чернобыля, хотя в Чистом Небе присоединился другой композитор - Алексей Омельчук, он сделал просто отличные темы для Болот, Лиманска и Госпиталя).
По поводу Deus Ex соглашусь, но я бы предпочёл от этого же композитора Michael McCann, он же Behavior, саундтрек именно Splinter Cell: Double Agent, какой же разносторонне мелодичный саундтрек там получился! И вариация темы в зависимости от степени напряжения, и разнообразие жанров в соответствии с точкой мира, будь то холодная Исландия или жгучая Мексика. Также смешение акустических, электронных и оркестровых инструментов - просто вишенка! Зато все перехваливают саундтрек из Теории Хаоса - да он самобытен, но отличных тем там раз-два и обчёлся, а в Двойном Агенте почти нет слабых мест в отношении саундтрека. Одна тема главного меню чего стоит! А тема New York Infiltration Part 1, от которой хочется побыть в баре, залить горе пивом или чем-нибудь покрепче с каким-нибудь старым, проверенным товарищем.
В Ведьмаке 3 тоже саундтрек хорош, но со временем приедается. В The Last of Us тоже очень приличный саундтрек, но я бы даже сказал что во 2-й части он лучше. Но если рассматривать их обе, то получается довольно достойный саундтрек, местами до дрожи.
Из игр я бы ещё добавил: The Wolf Among Us (да, там тоже многое похоже друг на друга, но работают на общую атмосферу), Machinarium - это вообще шедевр под авторством Floex, он же Tomas Dvorak, очень необычная и красивая музыка, прямо блеск!
Watch_Dogs 1 достоин отдельного слова, Brian Reitzell создал очень холодную атмосферу, которая подходит и герою, и городу в котором происходит место действия. Люблю его переслушивать, и переигрывать именно 1-ю часть, есть в ней что-то особенно притягательное, при чём именно осенью, в самую холодную, но не снежную пору.
В Just Cause тоже крайне приятный саундтрек, тоже беру в расчёт именно 1-ю часть, очень много испанских мотивов, что логично, учитывая происхождение героя, местами расслабляющий и красивый, хороший саундтрек, работающий на погружение.
Нельзя, конечно, не упомянуть серию Assassin's Creed, а особенно первые части. Йеспер Кюд заложил основу серии, в 1-й части действительно веришь в Средневековье благодаря его музыке + конечно это влияние художников и саунд-дизайнеров, что отлично поработали. Во 2-й Кюд сменил вектор, но снова попал в десятку с Эпохой Ренессанса, в Revelations слышатся арабские мотивы, что также логично. В общем, Кюд поработал на славу, затем передал эстафету Лорну Балфу, ученику Ханса Циммера, который достойно справился с 3-й частью, которая получилась мрачнее и холоднее, местами есть и очень тёплые композиции, есть и много вырезанного из официального саундтрека, но при этом очень достойного, жаль, что они не вошли. В 4-й части снова сменился композитор и снова удача! Брайан Тайлер тоже отлично вписался, кое-где правда темы похожи, но тем не менее, саундтрек в духе Пиратов Карибского Моря удался. Дальше правда уже всё пошло с переменным успехом, и мне попадались лишь пара тройка удачных тем с других частей. Не играл и не слушал Вальгаллу, там вернулся Кюд, надо бы послушать.
Ещё в Call of Duty: Modern Warfare, MW2 и Black Ops 2 очень классные саундтреки. MW1 погружает в детство, и некоторые темы прямо в памяти навсегда, очень здорово звучат. MW2 невероятно пафосно и эпично, ведь над ним поработал уже упомянутый Ханс Циммер! А вот в Black Ops 2 саундтрек получился и разностороннее и интереснее, главную тему написал Трент Резнор, получилось достойно, но больше мне понравилась внутриигровая музыка под авторством Джека Уолла. Она поделена на две эпохи, и что будущее, что прошлое отлично гармонируют, если в прошлом всякая акустика (и старое оружие в игре), то в будущем естественно всё технологичное, в том числе и звуковые эффекты, но там также найдётся места и эпику, и саспенсу, и даже хоррору! Также Jack Wall приложил руку к Splinter Cell: Pandora Tomorrow (очень хороший саундтрек) и Mass Effect (с последними правда пока не ознакомлен).
Ещё главная тема в Second Sight хороша, видно под влиянием Хитмана с Кюдом вышла. А ещё неплохие саундтреки в Katana Zero, Max Payne 3 (пусть тоже несколько однообразно, но на игру это работает, а некоторые темы группы Health работают безотказно, и ты готов пускать скупую мужскую слезу). А ещё в Transistor очень клёвый саунд, в игру саму не играл, но музыку всю послушал.
Кайф, спасибо за развернутое мнение
Hotline Miami ?
робокоп 3 на денди
Сила
Sillent hill
В готике 3 была шикарная музыка.
деус, ластуха и ведьмак - согласен
остальное шлак какой-то.
Ценители точно найдутся
Музыка это реально дело вкуса.
Мне вот саундтреки Farcry 3, NFS Underground и Atomic Heart еше понравились помимо многого что перечислено остальными
А как же Герои 4? // Илья Русаков
Splinter Cell Chaos Theory я бы добавил сюда.
Crysis, DAO и mass effect то где? То же мне топ
Скайрим перенял множество композиций из Обливион, так что... // Максим Терешков
Всего 7 игр? Ну совсем скромно
А как же Mass effect, Dragon age, Bayonetta, Nier Automata, Surviving Mars, Remember me, Desteny 2, Warframe(они там наделали музыки в последнее время).
мне в eve online очень зашла
Deus Ex: Human Revolution КЛАССНАЯ
Точно!
Самый бомбический трек, имхо - это в первом Dishonored.
Возможно