Вот свершилось! Заполучил я долгожданный диск с Мафией 2. Не ожидал что так скоро выпустят - вот меня начали терзать подозрения о недоделанности игры. Подозрения оправдались...
Помню когда играл в первую Мафию - первый час просто восхищался деталям и проработанности игры, по сравнению с GTA Vice city. Графическое исполнение тоже было на высоте. Когда же я запустил Мафию 2 - посмотрел пункты меню: история, автоэнциклопедия, дополнительные материалы, настройки, выход. Не густо. А где свободная игра? Может будет после прохождения истории? Начинаю историю, режим сложно.
Начало игры - тренировочная миссия на войне. Графика неплохая, не тормозит, персонажи и окружение детально проработаны - нареканий нет. И тут же первая стрельба 4 выстрела - меняю магазин он падает на землю и мгновенно(!) исчезает, и в обойму ровненько из кармана добавилось 4 патрона. Я удивлен - в старой Мафии обоймами особо не посоришь оставшиеся патроны улетали с обоймой и она продолжительное время составляла элемент пейзажа )). Дальше нас ведут по скриптовым рельсам, которые некоторые рецензенты выдают за разнообразные события детализующие окружающий мир. Вот залезаем в здание по скрипту кидаем гранату в укрепление, дальше оружейный склад - хватаем все оружие (1 винтовка, 2 автомата, 1 пистолет) засовываем в чудесный "карман" дальше в нас стреляют сквозь дверь - офигенский скриптовый эффект - дальше в игре даже фанерные двери держат бесконечное количество выстрелов, поджигание и взрывание без единого повреждения двери и того кто за ней :'(. Потом сценарий доходит до танка, который и танком назвать сложно - это некая фанерная конструкция сколоченная на скорую руку, которая совсем не сочетается с детально проработанным окружением (разработчики видимо решили, что если этот танк больше нигде не будет использоваться, то можно обойтись кирпичом). Это нечто в упор стреляет в нас. Дальше заставка.
Следующая глава радует глаз продолжительной неуправляемой поездкой по городу в целях демонстрации внешних данных игры. Вот только пропустить ее нельзя (я по разным причинам начинал играть с этой главы раз 6, и на 3 просмотр - меня это начало бесить). Благо, что добрые разработчики разрешили пропускать бОльшую часть скриптовых роликов. Управление снова с нами - мы вылезли около переулка рядом и хотим пойти погулять в город - не обольщайтесь нас останавливает невидимая стена, Вито говорит, что ему надо к маме и мы по привычным скриптовым рельсам идем вдоль домов в переулках, где на данный момент кипит скриптовая жизнь - все чем то заняты, бегают зверушки, с домов падает мусор, бьются стекла и так по циклу. Обидно до слез становится, что в процессе гуляний по городу ничего такого вы никогда не увидете. Разработчики на предполагаемом пути игрока во время выполнения миссий разместили занятные сценки с диалогами и движением, один раз в погоне нас подрежет грузовик, раз увидим кошку и вроде все. В остальном город представляет собой точно такую же унылую картину как в первой Мафии, ну или как в GTA 4. Несколько тупых ботов на улицах, которые при виде оружия совершенно безразлично стоят или идут. Дальше - круче. Подходим к прохожему, достаем ствол - реакция ноль, целимся прям в лицо - реакция ноль (в GTA 4 хоть как то реагировали), начинаем стрелять мимо или под ноги - реакция ноль. И что это такое? Как прикажете понимать? Исключением являются вооруженные гражданские и бандиты, которых по мере прохождения игры становится больше на улицах. Когда они видят ствол, то достают пистолет и говорят что-то типа "Убери пушку!", а при начале стрельбы очень резко начинают стрелять в ГГ, так что вероятность смерти высока.
Теперь о системе повреждений. Радует, что попадание в голову убивает сразу и ГГ и остальных персонажей. Систему здоровья упразднили по новой моде(читерские игры). После короткой очереди в грудь ГГ здоровье падает резко почти до нуля, что совсем не сказывается на его способности вести вполне активную деятельность. Если вовремя найти укрытие, то в течении 5-7 секунд здоровье востанавливается почти полностью, за исключением небольшого остатка. В общем ГГ способен выдержать очень много попаданий, пока здоровье не убавится настолько, чтоб помереть с одного выстрела. Про ботов ничего подобного сказать нельзя. При попадании в тело они теряют ориентацию, хоть и не на долго. Короткая очередь валит очень быстро, а очередь из Томмигана по скоплению из 3-5 ботов очень смачно их шпигует свинцом. Боты здоровье не восстанавливают и в длительной перестрелке погибают от накопившихся незначительных ранений. Дружественных персонажей повредить нельзя никаким образом (да это ж Contra!) и за всю игру их ни разу не убили в перестрелке, кроме сценарных ранений. Хотя может их и могут убить, но проверить не удалось, потому что враги заканчивались раньше.
О боевой системе. Трудно сказать, кто первым стал использовать в играх бой с использованием укрытий, но эта система появилась задолго до GTA 4 (касательно некоторых рецензентов). Да система не нова, но я бы не сказал что в первой Мафии она была хуже. Поменяли "шило на мыло". ГГ разучился приседать и совершать перекаты, зато научился использовать укрытия, причем не очень то виртуозно. Перед выстрелом он все равно высовывается всем туловищем под вражеские пули. Единственный плюс, что это стало чуть зрелищней и выполняться одной кнопкой (ПКМ) вместо нескольких клавиш движения и приседания. А огромный минус, в виде нехилого алгоритма определения укрытий и системы анимации и уймы времени на это, меня не касается :). Боты тоже могут использовать укрытия, но почему то они это делают весьма нехотя, не считая тех сцен, когда Великий Скрипт заставляет их киношно перепрыгивать препятствия, и всячески кривляться из-за укрытий (при повторных перестрелках это постоянство действий хорошо заметно). И это должно создавать разнообразие в игре? Генератор случайных чисел придуман давно, почему бы им не воспользоваться?!
Об оружии. Посчитаю на пальцах какие единицы оружия есть в игре: 1-Кольт 1911 (куда без него),2-Кольт детектив спешл (хоть его оставили:)),3-Смит и Вессон 45 кал.(сблизи валит с первого выстрела в любую(!) часть тела, очень точный), 4-Маузер 1902/1908 (встречается в начале и в конце игры, ничем не примечателен),5- Кольт с увеличенным магазином (в конце игры),6- ПП МР-40, 7- ПП М3 масленка (лично я раньше не встречал в играх, но ГГ перезаряжает его ловко дергая за рычаг затвора, которого там нет, а затвор на М3 взводят пальцем через окно выброса гильз). 8-ПП Томпсон M1, 9-ПП Томпсон M1A1, 10- внтовка М1 Гаранд, 11- Дробовик, 12-гранаты, 13- коктейль Молотова.
Вроде неплохой список, вот только почему-то убрали холодное оружие. Где биты, трубы, ножи, кастеты? В скриптовых сценах есть нож и биты, только недоступны игроку :(. Стрельба совершенно аркадная, только жми на ЛКМ и не думай ни о чем. Убрали отдачу - дань приставкам. Повторюсь про перезарядку - ГГ делает это с молнееносной быстротой, даже будучи изрешеченный очередью. Кроме того весь перечисленный арсенал с патронами можно носить одновременно в кармане легкой рубашки так, что никто не заметит :-0!!! Даже в первой Мафии было хоть какое-то ограничение, а я наивно думал что 2-я часть будет с бОльшим реализмом. И самое поганое - убрали стрельбу из машины. Куда катится мир???
О транспорте. Про поезда ничего не скажу - есть станции, есть поезда, в трейлере тоже показывали, но в игре прокатиться не удалось, т.к. не увидел ни одного идущего поезда. В игре все перемещения на транспорте осуществляются исключительно за рулем. Быстрого перемещения, вроде такси, нет. Поэтому иногда приходится тащиться через весь город, а если провалил миссию - будь добр повтори маршрут.
Сами автомобили сделаны весьма качественно, от эффектов (грязь, царапины, деформации) до физики. Управление для клавиатуры сложновато, поэтому нужно привыкать. Машина с мощным движком постоянно норовит войти в занос, а плавность поворота определяется частотой стучания по клавише лево или право. В машинах добавили возможность открыть капот (когда машина разбита в хлам - помогает завестись) и багажник. Но убрали возможность сесть на любое место и стрельбу из окон. НАХРЕНА? Нахрена так было делать? Нахрена мне открывать багажник если туда нечего класть, а в тех 2 миссиях с трупами в багажнике его просто нельзя открыть (наверное разрабы не хотели травмировать психику игроков). Короче Писец с большой буквы!
О транспортной системе. Тут, видать, сказывается алгоритм тупости ботов, наподобие тех, что ходят по тротуарам. Движение не поймешь какое - каждый норовит въехать в каждого. И если без участия ГГ аварий не так много, то при появлении оного на дороге образуется пробка. Светофор переключается очень медленно. Ехать по правилам не получается абсолютно, боты дорогу не уступают и даже при нашем преимуществе на перекрестке все норовят въехать в бок, чтоб создать пробку. Из дорожных знаков заметил только один - ограничение скорости 40 миль/ч. Разрабы оставили принудительное ограничение скорости, включая которое машина медленно набирает скорость, ведет себя вяло и не едет быстрее разрешенной скорости.
Реакция прохожих на езду ГГ более чем странная. Если ехать медленно сквозь толпы прохожих то на сигнал не реагирует абсолютно никто. Они явно глухие и слепые. Поэтому чтобы проехать сквозь двор никого не задавив надо ехать, аккуратно наезжая на ботов, которые будут удивленно отлетать под колеса (иногда в сторону) и грубо материться. Если ехать быстро (>40 миль/ч) вдоль тротуара, то находящиеся на нем боты начинают паниковать, роняя из рук все что держали и кидаясь в стороны, иногда под колеса. Еще они любят медленно переходить дорогу когда перед нами загорелся зеленый и в зад нам норовит врезаться бешенный бот на машине. Я был в шоке от такой ситуации: Стою на перекрестке, загорается зеленый свет, я трогаюсь. И тут бот выходит на переход. Я торможу, сигналю (понятно бесполезно). Тут я его слегка задел, он падает на капот, потом встает, опять падает и так 3 раза. Потом отошел влево, я трогаюсь а он меня из машины вытащил и лезет в драку. Мне это надоело, достаю ствол, а он резко достает свой и 2 выстрела в упор - эпизод заново (((
В игре можно ехать и сигналить - тупые боты, садясь за руль обретают острый слух, и опасливо реагируют на сигнал ГГ, отъезжая в сторону (иногда подставляясь под наш авто, несущейся на высокой скорости). На копов это не распространяется.
Как я заметил выше - правил дорожного движения нет никаких. Если в старой Мафии были такие нарушения, как превышение скорости, проезд на красный, авария, езда с оружием, хождение с оружием, то в Мафии 2 убрали проезд на красный, а езды с оружием тут просто нет (добавили реакцию копов на угон авто). Поэтому на красный свет можно ехать не опасаясь копов.
О копах. Боты-копы в игре не уступают по тупости остальным ботам. В общем угрозу для ГГ представляют весьма посредственную. В погоне от них просто оторваться, а если есть хоть какой-нибудь ствол то перестрелять появившихся в округе копов и заниматься своими делами. Конечно после серьезного преступления ГГ будет в розыске, пока не переоденется или не позвонит за 500$ по телефону. При ограблении магазина копы появляются из неоткуда, так же как и при убийстве. И если вовремя отойти на несколько метров то никаких подозрений в адрес ГГ не возникнет.
Об атмосфере. Не считая графических красот в городе делать нечего. Обещанное "заходить в любой дом" реализовано на уровне бесполезных магазинов, нескольких барах и несколько жилых домов. При этом как было бы приятно пострелять из окна здания. Но и тут облом - в зданиях нельзя достать ствол. Кстати стволом тоже можно пользоваться только там где позволяет Его Величество Сценарий. На ход событий игры никак нельзя повлиять. Вся игра проходит в рамках сценария и о свободной игре можно даже не мечтать. В предпоследней главе игры нам ставят задачу набрать денег и отпускают в город. Это единственный момент когда появляется фриплей со всем доступным оружием. Вот только мгновенно надоедает и хочется как можно быстрее набрать денег, чтоб закончить злосчастную главу.
Как у разрабов поднялась рука делать исчезающие в момент падения элементы окружения, остовы машин, не долетая до земли исчезающие обоймы и мгновенно исчезающие трупы. Это приставочные ограничения. Разве нельзя было для РС версии исправить хотя бы это?????
Куча недоделок, приставочных ограничений и жажда быстрых денег преобразовали Мафию в аркадное трехмерное говно. Лично мои ожидания были подчистую разрушены этим недоделанным полуфабрикатом.
В целом впечатление от игры более чем упадочное, даже не спасает хорошая прорисовка и средненький сюжет (единственное порадовало это убийство Тома Анжело из первой части. И только из-за напоминания о старой доброй Мафии). Разрабы подсунули фанатам Мафии красивый, румяный пирожок с говном и гвоздями.
Приз дня: шанс выигрыша увеличен!
Смартфон HUAWEI Pura 70 Pro White
Не дочитал до конца, но то что прочитал того хватило. Рецензия уже начинала не нравиться, какая то она мрачная получилась... Ну оно и понятно - реквием ведь :((. А ты не забыл про сюжет? Сюжет гениален как в первой части, от игры невозможно оторваться. А разговоры про реалистичность и жизненность игрового мира я считаю глупыми... Хочешь жизненности - выйди на улицу, а не ищи её в компе.
Жаль что трамваи и троллейбусы вырезали(, в первой части было довольно таки прикольно на них кататься