на главную
об игре

Реквием по Мафии

 Вот свершилось! Заполучил я долгожданный диск с Мафией 2. Не ожидал что так скоро выпустят - вот меня начали терзать подозрения о недоделанности игры. Подозрения оправдались...
 Помню когда играл в первую Мафию - первый час просто восхищался деталям и проработанности игры, по сравнению с GTA Vice city. Графическое исполнение тоже было на высоте. Когда же я запустил Мафию 2 - посмотрел пункты меню: история, автоэнциклопедия, дополнительные материалы, настройки, выход. Не густо. А где свободная игра? Может будет после прохождения истории? Начинаю историю, режим сложно.
 Начало игры - тренировочная миссия на войне. Графика неплохая, не тормозит, персонажи и окружение детально проработаны - нареканий нет. И тут же первая стрельба 4 выстрела - меняю магазин он падает на землю и мгновенно(!) исчезает, и в обойму ровненько из кармана добавилось 4 патрона. Я удивлен - в старой Мафии обоймами особо не посоришь оставшиеся патроны улетали с обоймой и она продолжительное время составляла элемент пейзажа )). Дальше нас ведут по скриптовым рельсам, которые некоторые рецензенты выдают за разнообразные события детализующие окружающий мир. Вот залезаем в здание по скрипту кидаем гранату в укрепление, дальше оружейный склад - хватаем все оружие (1 винтовка, 2 автомата, 1 пистолет) засовываем в чудесный "карман" дальше в нас стреляют сквозь дверь - офигенский скриптовый эффект - дальше в игре даже фанерные двери держат бесконечное количество выстрелов, поджигание и взрывание без единого повреждения двери и того кто за ней :'(. Потом сценарий доходит до танка, который и танком назвать сложно - это некая фанерная конструкция сколоченная на скорую руку, которая совсем не сочетается с детально проработанным окружением (разработчики видимо решили, что если этот танк больше нигде не будет использоваться, то можно обойтись кирпичом). Это нечто в упор стреляет в нас. Дальше заставка.
 Следующая глава радует глаз продолжительной неуправляемой поездкой по городу в целях демонстрации внешних данных игры. Вот только пропустить ее нельзя (я по разным причинам начинал играть с этой главы раз 6, и на 3 просмотр - меня это начало бесить). Благо, что добрые разработчики разрешили пропускать бОльшую часть скриптовых роликов. Управление снова с нами - мы вылезли около переулка рядом и хотим пойти погулять в город - не обольщайтесь нас останавливает невидимая стена, Вито говорит, что ему надо к маме и мы по привычным скриптовым рельсам идем вдоль домов в переулках, где на данный момент кипит скриптовая жизнь - все чем то заняты, бегают зверушки, с домов падает мусор, бьются стекла и так по циклу. Обидно до слез становится, что в процессе гуляний по городу ничего такого вы никогда не увидете. Разработчики на предполагаемом пути игрока во время выполнения миссий разместили занятные сценки с диалогами и движением, один раз в погоне нас подрежет грузовик, раз увидим кошку и вроде все. В остальном город представляет собой точно такую же унылую картину как в первой Мафии, ну или как в GTA 4. Несколько тупых ботов на улицах, которые при виде оружия совершенно безразлично стоят или идут.  Дальше - круче. Подходим к прохожему, достаем ствол - реакция ноль, целимся прям в лицо - реакция ноль (в GTA 4 хоть как то реагировали), начинаем стрелять мимо или под ноги - реакция ноль. И что это такое? Как прикажете понимать? Исключением являются вооруженные гражданские и бандиты, которых по мере прохождения игры становится больше на улицах. Когда они видят ствол, то достают пистолет и говорят что-то типа "Убери пушку!", а при начале стрельбы очень резко начинают стрелять в ГГ, так что вероятность смерти высока.
 Теперь о системе повреждений. Радует, что попадание в голову убивает сразу и ГГ и остальных персонажей. Систему здоровья упразднили по новой моде(читерские игры). После короткой очереди в грудь ГГ здоровье падает резко почти до нуля, что совсем не сказывается на его способности вести вполне активную деятельность. Если вовремя найти укрытие, то в течении 5-7 секунд здоровье востанавливается почти полностью, за исключением небольшого остатка. В общем ГГ способен выдержать очень много попаданий, пока здоровье не убавится настолько, чтоб помереть с одного выстрела. Про ботов ничего подобного сказать нельзя. При попадании в тело они теряют ориентацию, хоть и не на долго. Короткая очередь валит очень быстро, а очередь из Томмигана по скоплению из 3-5 ботов очень смачно их шпигует свинцом. Боты здоровье не восстанавливают и в длительной перестрелке погибают от накопившихся незначительных ранений. Дружественных персонажей повредить нельзя никаким образом (да это ж Contra!) и за всю игру их ни разу не убили в перестрелке, кроме сценарных ранений. Хотя может их и могут убить, но проверить не удалось, потому что враги заканчивались раньше.
 О боевой системе. Трудно сказать, кто первым стал использовать в играх бой с использованием укрытий, но эта система появилась задолго до GTA 4 (касательно некоторых рецензентов). Да система не нова, но я бы не сказал что в первой Мафии она была хуже. Поменяли "шило на мыло". ГГ разучился приседать и совершать перекаты, зато научился использовать укрытия, причем не очень то виртуозно. Перед выстрелом он все равно высовывается всем туловищем под вражеские пули. Единственный плюс, что это стало чуть зрелищней и выполняться одной кнопкой (ПКМ) вместо нескольких клавиш движения и приседания. А огромный минус, в виде нехилого алгоритма определения укрытий и системы анимации и уймы времени на это, меня не касается :). Боты тоже могут использовать укрытия, но почему то они это делают весьма нехотя, не считая тех сцен, когда Великий Скрипт заставляет их киношно перепрыгивать препятствия, и всячески кривляться из-за укрытий (при повторных перестрелках это постоянство действий хорошо заметно). И это должно создавать разнообразие в игре? Генератор случайных чисел придуман давно, почему бы им не воспользоваться?!
 Об оружии. Посчитаю на пальцах какие единицы оружия есть в игре: 1-Кольт 1911 (куда без него),2-Кольт детектив спешл (хоть его оставили:)),3-Смит и Вессон 45 кал.(сблизи валит с первого выстрела в любую(!) часть тела, очень точный), 4-Маузер 1902/1908 (встречается в начале и в конце игры, ничем не примечателен),5- Кольт с увеличенным магазином (в конце игры),6- ПП МР-40, 7- ПП М3 масленка (лично я раньше не встречал в играх, но ГГ перезаряжает его ловко дергая за рычаг затвора, которого там нет, а затвор на М3 взводят пальцем через окно выброса гильз). 8-ПП Томпсон M1, 9-ПП Томпсон M1A1, 10- внтовка М1 Гаранд, 11- Дробовик, 12-гранаты, 13- коктейль Молотова.
 Вроде неплохой список, вот только почему-то убрали холодное оружие. Где биты, трубы, ножи, кастеты? В скриптовых сценах есть нож и биты, только недоступны игроку :(. Стрельба совершенно аркадная, только жми на ЛКМ и не думай ни о чем. Убрали отдачу - дань приставкам. Повторюсь про перезарядку - ГГ делает это с молнееносной быстротой, даже будучи изрешеченный очередью. Кроме того весь перечисленный арсенал с патронами можно носить одновременно в кармане легкой рубашки так, что никто не заметит :-0!!! Даже в первой Мафии было хоть какое-то ограничение, а я наивно думал что 2-я часть будет с бОльшим реализмом. И самое поганое - убрали стрельбу из машины. Куда катится мир???
 О транспорте. Про поезда ничего не скажу - есть станции, есть поезда, в трейлере тоже показывали, но в игре прокатиться не удалось, т.к. не увидел ни одного идущего поезда. В игре все перемещения на транспорте осуществляются исключительно за рулем. Быстрого перемещения, вроде такси, нет. Поэтому иногда приходится тащиться через весь город, а если провалил миссию - будь добр повтори маршрут.
 Сами автомобили сделаны весьма качественно, от эффектов (грязь, царапины, деформации) до физики. Управление для клавиатуры сложновато, поэтому нужно привыкать. Машина с мощным движком постоянно норовит войти в занос, а плавность поворота определяется частотой стучания по клавише лево или право. В машинах добавили возможность открыть капот (когда машина разбита в хлам - помогает завестись) и багажник. Но убрали возможность сесть на любое место и стрельбу из окон. НАХРЕНА? Нахрена так было делать? Нахрена мне открывать багажник если туда нечего класть, а в тех 2 миссиях с трупами в багажнике его просто нельзя открыть (наверное разрабы не хотели травмировать психику игроков). Короче Писец с большой буквы!
 О транспортной системе. Тут, видать, сказывается алгоритм тупости ботов, наподобие тех, что ходят по тротуарам. Движение не поймешь какое - каждый норовит въехать в каждого. И если без участия ГГ аварий не так много, то при появлении оного на дороге образуется пробка. Светофор переключается очень медленно. Ехать по правилам не получается абсолютно, боты дорогу не уступают и даже при нашем преимуществе на перекрестке все норовят въехать в бок, чтоб создать пробку. Из дорожных знаков заметил только один - ограничение скорости 40 миль/ч. Разрабы оставили принудительное ограничение скорости, включая которое машина медленно набирает скорость, ведет себя вяло и не едет быстрее разрешенной скорости.
Реакция прохожих на езду ГГ более чем странная. Если ехать медленно сквозь толпы прохожих то на сигнал не реагирует абсолютно никто. Они явно глухие и слепые. Поэтому чтобы проехать сквозь двор никого не задавив надо ехать, аккуратно наезжая на ботов, которые будут удивленно отлетать под колеса (иногда в сторону) и грубо материться. Если ехать быстро (>40 миль/ч) вдоль тротуара, то находящиеся на нем боты начинают паниковать, роняя из рук все что держали и кидаясь в стороны, иногда под колеса. Еще они любят медленно переходить дорогу когда перед нами загорелся зеленый и в зад нам норовит врезаться бешенный бот на машине. Я был в шоке от такой ситуации: Стою на перекрестке, загорается зеленый свет, я трогаюсь. И тут бот выходит на переход. Я торможу, сигналю (понятно бесполезно). Тут я его слегка задел, он падает на капот, потом встает, опять падает и так 3 раза. Потом отошел влево, я трогаюсь а он меня из машины вытащил и лезет в драку. Мне это надоело, достаю ствол, а он резко достает свой и 2 выстрела в упор - эпизод заново (((
 В игре можно ехать и сигналить - тупые боты, садясь за руль обретают острый слух, и опасливо реагируют на сигнал ГГ, отъезжая в сторону (иногда подставляясь под наш авто, несущейся на высокой скорости). На копов это не распространяется.
 Как я заметил выше - правил дорожного движения нет никаких. Если в старой Мафии были такие нарушения, как превышение скорости, проезд на красный, авария, езда с оружием, хождение с оружием, то в Мафии 2 убрали проезд на красный, а езды с оружием тут просто нет (добавили реакцию копов на угон авто). Поэтому на красный свет можно ехать не опасаясь копов.
 О копах. Боты-копы в игре не уступают по тупости остальным ботам. В общем угрозу для ГГ представляют весьма посредственную. В погоне от них просто оторваться, а если есть хоть какой-нибудь ствол то перестрелять появившихся в округе копов и заниматься своими делами. Конечно после серьезного преступления ГГ будет в розыске, пока не переоденется или не позвонит за 500$ по телефону. При ограблении магазина копы появляются из неоткуда, так же как и при убийстве. И если вовремя отойти на несколько метров то никаких подозрений в адрес ГГ не возникнет.
 Об атмосфере. Не считая графических красот в городе делать нечего. Обещанное "заходить в любой дом" реализовано на уровне бесполезных магазинов, нескольких барах и несколько жилых домов. При этом как было бы приятно пострелять из окна здания. Но и тут облом - в зданиях нельзя достать ствол. Кстати стволом тоже можно пользоваться только там где позволяет Его Величество Сценарий. На ход событий игры никак нельзя повлиять. Вся игра проходит в рамках сценария и о свободной игре можно даже не мечтать. В предпоследней главе игры нам ставят задачу набрать денег и отпускают в город. Это единственный момент когда появляется фриплей со всем доступным оружием. Вот только мгновенно надоедает и хочется как можно быстрее набрать денег, чтоб закончить злосчастную главу.
 Как у разрабов поднялась рука делать исчезающие в момент падения элементы окружения, остовы машин, не долетая до земли исчезающие обоймы и мгновенно исчезающие трупы. Это приставочные ограничения. Разве нельзя было для РС версии исправить хотя бы это?????
 Куча недоделок, приставочных ограничений и жажда быстрых денег преобразовали Мафию в аркадное трехмерное говно. Лично мои ожидания были подчистую разрушены этим недоделанным полуфабрикатом.
 В целом впечатление от игры более чем упадочное, даже не спасает хорошая прорисовка и средненький сюжет (единственное порадовало это убийство Тома Анжело из первой части. И только из-за напоминания о старой доброй Мафии). Разрабы подсунули фанатам Мафии красивый, румяный пирожок с говном и гвоздями.

3
2
Комментарии:  2
Ваш комментарий

Не дочитал до конца, но то что прочитал того хватило. Рецензия уже начинала не нравиться, какая то она мрачная получилась... Ну оно и понятно - реквием ведь :((. А ты не забыл про сюжет? Сюжет гениален как в первой части, от игры невозможно оторваться. А разговоры про реалистичность и жизненность игрового мира я считаю глупыми... Хочешь жизненности - выйди на улицу, а не ищи её в компе.

Жаль что трамваи и троллейбусы вырезали(, в первой части было довольно таки прикольно на них кататься