Overwatch вышла почти неделю назад: многие издания и порталы уже написали рецензии, называющие игру "королем мультиплеерных шутеров" , идеальным образчиком соревновательного мультиплеера, шедевром и другими крайне лестными эпитетами. По этому поводу в сети наблюдаются реакции разной степени крайности - от практически поклонения игре до злейшей как Жнец ненависти. В этом блоге я хотел бы описать мои мысли о том почему игру принимают так восторженно, откуда берутся рецензии на десять из десяти и самое главное - почему они не так уж далеки от истины. А заодно высказать личные мысли по поводу мира, которому всегда могут пригодиться герои.
Чемоданы - наше все
Самое популяная гипотеза о происхождении всех без исключения (ну почти) игровых рецензий - проплаченные журналисты. Серьезно, под практически любой рецензией на более-менее большую и продвигаемую игру обязательно есть комментарии про чемоданы, вне зависимости от ее разработчика и жанра. Люди, к сожалению, не могут обьяснить завышенные оценки ничем, кроме денег. Я не говорю, что вероятность этого исключена (компании вроде Blizzard могут позволить себе отсыпать паре популярных изданий), но теорию о поголовной доставке чемоданов разделить не могу. Читая рецензию, не важно на игру, фильм или еще что-то, не следует забывать, что она в абсолютном большинстве случаев является субьективным мнением автора, а не максимально наглядным разбором всех достоинств и недостатков продукта. В случае с Overwatch, большинство рецензий как раз такие, субьктивные, личные впечатления авторов-игроков. Рецензия американского подразделения IGN (www.ign.com/articles/2016/05/28/overwatch-review) - ярчайший пример. Её автор играет в игру с первой закрытой беты и вел почти все стримы IGN по ней. Очевидно, что игра ему очень понравилась, и что оценка будет высокой. Другой вариант - подробный и максимально информативный обзор. Например, рецензия на Overwatch от Polygon (www.polygon.com/2016/5/27/11797672/overwatch-review). Автор в целом отмечает те же достоинства, что и все - яркий и красивый визуальный стиль, множество крутых персонажей, динамику и т.п. Однако он также пишет про недостатки - некоторые несбалансированные карты, недостаток контента и "профессиональное" поведение случайных игроков. Вывод рецензии в том, что Overwatch является отличным мультиплеерным шутером с оценкой в 8 баллов, которому тем не менее требуется поддержка в виде нового контента, в противном случае игра может многим надоесть. Лично я считаю это рецензию лучшей из всех прочтенных мной рецензий на игру. Но, при всех своих достоинствах, такие тексты уступают субьективным в популярности. Их зачастую (не всегда) скучнее читать, потому что вместо достаточно интересного текста ты читаешь обычной разбор "там не сделали, то не докрутили". Человек, читающий рецензию на игру, хочет все-таки развлечь себя хорошо написанным материалом, а не погружаться в дебри механик и особенностей геймплея. Я не говорю про всех поголовно, я примерно одинаково люблю оба варианта, а кто-то наоборот предпочитает четкую и ясную информацию об игре. Так получается, что более "художественные" рецензии становятся более популярными, чаще читаются, и издания отдают предпочтения им. А такие материалы пишут все-таки люди, которым игра понравлась (может даже очень), и оценки в таких статьях крайне высокие, вплоть до десяток.
Вот и получается, что весь мир кричит о том, что Overwatch - лучший шутер на планете. Это подкрепляется также чертовски правильным маркетингом, подогревающим интерес к игре до температуры Солнца. И причина таких диких восторгов в почти всех статьях именно субьективность мнения авторов, а не пачки денег от разработчиков (хотя как я и говорил, полностью этот вариант не исключается). Еще одной причиной популярности версий про чемоданы является то, что мы живем в России, а у нас теории заговоров вообще любимая тема (в коментариях под статьями западных изданий претензии есть, но "чемоданных" одна на тысячу).
Какой такой Overwatch?
Теперь давайте на секунду представим, что еще остались люди, которые ничего не знают об игре (хыхыхы). Я попробую разобрать, что такое Overwatch, с чем его едят и почему же он так хорош (а он чертовски хорош). Также давайте притворимся, что кому-то интересно моё мнение, потому что я также выскажу личные впечатления от игры.
Overwatch - командный мультиплеерный шутер от Blizzard, которые до этого шутеров в жизни не делали. Игра представляет собой матчи в нескольких режимах шесть на шесть, для победы в которых упор идет на командное взаимодействие. В игре 21 герой (пока что), каждый из котрых обладает крайне проработанным (для мультиплеерного шутера) бэкграундом, ярким стилем и в некоторых случаях огромным размером бедер. Эти герои бодрым галопом несутся к своей задаче, после чего сталкиваются в безумно динамичном, красивом, полном спецэффектов ураганном и напряженном бою. Ну или разбегаются по карте и дохнут по одному - тут как повезёт. Теперь подробнее о режимах. Их в игре три: захват и удержание точек, сопровождение тележки (привет, TF 2) и захват точек на время. Каждый режим привязан к определенным картам, поиграть в "царя горы" на Шоссе 66 не получится. Игроки пытаются выполнить задачу, при этом не умерев (хотя бы постараться) и желательно убив команду притивника. Собственно все.
Тут мы подходим к вопросу: если в игре три режима, двенадцать (кажется) карт и 21 герой, то как не заскучать? Здесь все решает то, насколько вы любите мультиплеерные шутеры и насколько вы любите работать в команде. Если вы любите первое, то Overwatch может предложить чертовски приятный и динамичный геймплей. Если второе - то в игре буквально все зависит от координации союзников между собой. Одиночки в Overwatch долго не живут - если не считать нескольких персонажей, которые более-менее способны приносить пользу, действуя в одиночку, все остальные без поддержки команды почти бесполезны. Если вы любите TF 2, то игра вполне может вам понравиться. В Overwatch есть несколько героев, достаточно точно повторяющих некоторые классы TF2, и вам должно быть комфортно за них играть. А уж если игра вам понравится, то вы вполне возможно проведете в ней достаточно времени, чтобы оправдать потраченные на неё деньги.
Время журналистики
Наконец я могу написать о том, ради чего это блог и затевал! В данном разделе речь пойдет о моих личных впечатлениях об игре, а также о её достоинствах и недостатках. Все, что вы прочитайте ниже - чисто субьективная оценка, и не стоит принимать ее близко к сердцу. Я следил за Overwatch c самого анонса, мне удалось немного поиграть в закрытую бету, затем я провел больше тридцати часов в открытой и предзаказал после этого игру. По прошествии более 70 часов в игре, включая релизную версию, я определенно могу сказать - я влегкую проиграю еще 70, и еще пару сотен, а потом еще. Я почти наизусть заучил все карты, я примерно знаю кого и чего мне ожидать за следующим поворотом, но мне это совершенно не мешает. Сейчас обьясню почему.
Во первых: эта игра потрясающе красива. Стилизованный движок выдает сочную и яркую как тропический фрукт картинку, которая напоминает оживший мультфильм Pixar, количество деталей на картах зашкаливает и все это идет в 60fps. Графика в игре может и не самая передовая, но оооооочень красивая. А еще Overwatch отлично оптимизирован: за все время игры меня ни разу не выкидовало, проблем с пингом я также не наблюдал. Кстати, это был пожалуй самый гладкий запуск новой игры в истории Blizzard, даже патчей на гигабайты не понадобилось и сервера игры не попадали как листья по осени.
Во вторых: персонажи. Все поголовно хвалят Overwatch за персонажей. И они абсолютно правы - эти ребята вполне годятся для сингловой игры, не то что для мультиплеера. Они чертовски харизматичны, красивы, ярки, прописаны до мелочей и очень разнообразны. Точку вполне может защищать отряд из говорящей гориллы, киберниндзя, парящего робота-монаха, мрачного парня в черном балахоне с парой дробовиков, стремительно носящейся туда-сюда девушки с вкуснейшим британским акцентом и нервного парня с гранатометом. Список можно продолжать. Седой, мрачный, буквально излучающий крутость Солдат, после схватки обреченно замечающий, что он все еще что-то может. Огромный и внушающий уважение Рейнхардт, размахивающий молотком аки брут из Halo, идущий прямо на врага, закрывая собой союзников. Опасная и хладнокровная Вдова со своей винтовкой-трансформером и минами с токсином. Крупный и громоздкий Roadhog (я просто не хочу писать как его перевели), кидающий крюки словно он на миду, попеременно раздавая из огромной двустволки и пыхая из канистры с газом. Бой-баба Заря с огромной лучевой пушкой, говорящая с сильнейшим рязанским акцентом и кидающая во врагов черные дыры. Любитель природы робот Бастион, несущий ненависть всем играющим. Сверхзвуковой технобард Лусио, бегающий по стенам. Ослепительно белая медичка, несущаяся к вам буквально на крыльях ангела. Излучающая добро и милоту Мэй, замораживающая вас, после чего пускающая вам сосульку промеж глаз и вприпрыжку бегущая дальше. Пафосный лучник Хандзо, с дикими воплями пускающий драконов во врагов. Дисциплинированная и уверенная Фарра, обрушивающая с неба сотни ракет. Мастер на все руки Торбьорн. Футуристический архитектор Симметра. Профессиональный игрок в Starcraft Дива, носящаяся в боевой мехе. По-хорошему шаблонный ковбой Маккри. И так далее. Каждый из них запоминается, за каждого хочется поиграть, каждый врезается в память хоть чем-нибудь. И за них безумно приятно играть. Просто свалитесь на точку за Жнеца, одной ультой разломав пять человек, вы поймете о чем я. Или поднимите всю команду разом за Ангела, после чего вы таки дожмете тележку. Еще можно проскочить сквозь полкарты, кинуть мину, после чего мгновенно переместиться назад и посмотреть, как на ней подорвется половина вражеской команды. И далее в таком духе. Важно отметить, что герои не привязаны к классам намертво, и даже в рамках их специализации роли будут различаться. Вариантов и тактик масса, и все они приносят удовлетворение.
В третьих: геймплей у игры отполирован до блеска. После двух закрытах бет Blizzard все-таки удалось создать почти эталонный баланс, в котором одна крайность уравновешивает другую. Жнец, разрывающий всех в упор, катасрофически неэффективен уже на средней дистанции. Мэй, страшная в бою один на один, практически ничего не может сделать с двумя игроками. Бастион, льющий грады свинца из кустов, мгновенно умрет от отражения Генджи. Вдова на крыше не обрадуется Жнецу. Торбьорн с его турелями не обрадуется Фарре. Каждому герою есть как минимум одно крайне эффективное противодействие, что вынуждает постоянно пересобирать команду и координировать действия. А уж когда дело доходит до больших свалок на дополнительном времени, Overwatch и правда может показаться лучшим шутером на планете. Когда вы врывайтесь всей командой на точку под барьером Лусио, на вас одновременно лятят драконы Хандзо и катится колесо, когда Лусио кидается на него, спасая остальных а свалившийся сверху Жнец с воплями DIEDIEDIE разряжает дробовики во вражеских штурмовиков на точке, когда только что убивший вражеского Ангела Генджи, предотвратив воскрешение вражеской команды, выхватывает из-за спины огромную катану и режет в салат бегущих со спауна врагов, а вам еще и получается надавать молотком бесящей вас весь матч Мэй - это бесценно. Так же как и бесценно выиграть матч на последней секунде, просто потому что вы оказались быстрее и лучше.
В четвертых: маниакальное внимание к деталям. Дыры в стенах на Гибралтаре точно там, где они появились в короткометражке. На некоторых спаун локациях можно найти кучу фотографий, дополняющих прошлое героев. В игровые автоматы на Ханамуре запихано дикое количесво пасхалок. Жнец и Солдат, находясь в одной команде, будут злобно грызьтся, вспомнив старые обиды. Персонажи кричат вам "сзади", если вам усиленно стреляют в спину. Гранатомет нервного парня весь ходит ходуном, гранаты в нем подскакивают при прыжках. Винтовка Солдата грохочет и чавкает как в породистом милитари шутере, Дробовики Жнеца слегка мерцают и чуть ли не полностью открываются при каждом выстреле. И прочие мелочи, которые по-хорошему мультиплеерному шутеру и не нужны, но которые греют душу.
Лично мне уже перечисленных причин более чем достаточно, чтобы играть в Overwatch долго и с удовольствием. Согласен ли я с десятками, которые сыпятся игре со всех сторон? Нет, не согласен.
Overwatch безусловно хорош, но я сомневаюсь, что он станет киберспортивной дисциплиной. И я не думаю, что это лучший сетевой шутер на данный момент. Один из лучших за долгое время - безусловно, но не лучший. У игры есть несколько проблемных карт, на которых атакующих ждет буквально ад (каждый раз, играя на второй точке Анубиса, нахожу себя Рейнхардтом, насилующим команду "собраться", просто чтобы хотя бы попытаться продавить). На них реально выиграть, но это требует слаженности. Которая не всегда есть. Вы регулярно будете видеть, играя с пабликами, как люди бодро бегут в атаку по одному и по одному умирают. Вы увидете по две Вдовы в атаке. Вы увидите команды без поддержки. Вы увидите как ваши штурмовики с радостными воплями побегут за фрагами, в то время как тележка останется грустно стоять на дороге, а ваши соратники на защите дружно умрут на спауне атакующих, отдав точку буквально даром. Вы увидете много глупых и неприятных вещей. Недостаток контента есть, он решаем, но все же (хотя с такой динамикой его с трудом замечаешь). Недостатки у игры есть, но они не так критичны. Опять же, все упирается в то, понравилась ли вам игра, и хотите ли вы тратить на неё неплохие деньги. Плюс, это игра от Blizzard, а они поддерживают свои продукты годами, причем не придется беспокоиться, что контент придется докупать. Если игра вам не понравилась... вы можете просто пройти мимо.
В заключение, я считаю Overwatch выдающимся мультиплеерным шутером, с выверенным и интересным геймплеем, хорошей оптимизацией и влюбляющим в себя миром. Это не идеальное, совершенное произведение, а просто очень качественная, чертовски динамичная и красивая игра с потенциалом развития в течении приличного времени. Это не 10 из 10, но 8-9 баллов точно (для меня 9, я обожаю визуальный стиль и героев). Каждый решает для себя сам, но Overwatch действительно заслуживает внимания и похвал.
близзардовские фанбои остановитесь, игра на 6-6,5 максимум
Оценки 9 и 10 за данную игру являются просто неадекватными. Ее называют "идеальной" и "великолепной" все, кому не лень. По сути же, близзард продает "голый" мультиплеер, где несколько режимов, без какой-либо сюжетной линии на базе примитивного мультяшного шутера, в котором нет ничего совершенно нового. Игра является набором чужих идей и решений геймдизайна, там чуть-чуть и там и оп - конский ценник готов, зато задниц хоть отбавляй, все ими забито, сразу видно на какую аудиторию они метили.
wakaflamez - я из игр Близзард лишь в третий Вар Крафт играл, тобишь совсем не фанат. Сыграл пару каток в эту игру и скажу, что десятки заслужены. Потому-что игра простая, весёлая и быстрая (самое то, когда надоели все эти тяжелые, сложные игры, да и просто чтобы быстро сбить стресс после тяжелого дня). А главное, в игре нет ничего лишнего или чего-либо чего не достает + у каждого персонажа есть своя интересная история. Уверен, с приходом сюжетной кампании все эти оценки оправдают себя с лихвой. The Witcher 96 - а в некоторых магазах ценник 3200.
P.S.: я думаю, главная проблема всех этих неожиданно высоких оценок в сравнении с другими играми. Обычно пишут "такой-то игре поставили 8 из 10, а этой 11 из 10, но ведь первая лучше, что за несправедливость". Игры оценивают же не среди всех представителей жанра, а саму игру в целом (игроки часто об этом забывают). И вот в этой игре идеальный баланс во всем, посему и 10, а не 8 как оценил автор.
Baphomeet Ну как всегда, на каждую высокооцененную игру найдется хотя бы один "нитакой как все" и будет осуждать всё, что видит. Ты хоть читал, что в блоге написано? Автор наоборот рассуждает, почему у игры высокие оценки. Осуждений тут НОЛЬ. Пора научиться обращать внимание на текст, а не на заголовок.
Marty52 - такое ощущение, что ты скопировал сразу и написал через час. Ибо я удалил после написания.
Даже читать не буду. Игра объединяет в себе то что многие популярные сетевые шутеры не имеют. Простота, весёлость, разнообразность. В неё интересно играть как одному, так и в компанию.
Игра в принципе ничего так, вечерок скоротать можно, но не за 2к
Согласен от части. Персы и их лор (2-3 минутные мультики) довольно интересны, но сама игра и боевка не понравилась. Как то скучно после пары часов игры.
Ну лично от меня вполне себе заслуженная десятка. Просто потому что для себя в жанре я лучше ничего не нашел. И, наконец, вместо тонн полигончиков завезли дизайн, что сильно радует.
Сразу минус 9 баллов можно ставить только за то, что игры нет в стиме и онлайна через него, что странно для копии TF2.
russian chicken Это не копия TF2 Идеи из него присутствуют, но играется абсолютно по другому.
На вкус и цвет все фломастеры разные)) Спасибо за мысли.
Игра что бы скаратать вечерок,НО о боже это 10 из 10(нет)
Столько хайпа вокруг мультяшного, абсолютно ничем не выдающегося шутера. Ситуация напоминает Division, только дивижн хотя бы на бумаге и в теории был интересен. Здесь же игра никаких вопрос не вызывает, задолго до релиза было понятно что это Team Fortress с элементами МОБА(скилы, урон и тд). В принципе так же как и с Division игра выезжает за счёт купленных рецензий и фанатиков студий, в данном случае фанатиков Blizzard которые уверенны в их исключительности мол "БЛИЗЗАРД ГОВНА НЕ ДАЛЕАТЕТ!Т!!!".
Это не мультиплеерный шутер, это МОБА. Для особо интеллектуальных сейчас объясню, что МОБА это не их обожаемая дотка: MOBA - Multiplayer Online Battle Arena, т.е. многопользовательская онлайновая боевая арена. Многопользовательская онлайновая? Да. Боевая? Да. Арена? Да Доказано! Идите в задницу дебилы, утверждающие, что OW не MOBA. Игра классная и своих денег она точно СТОИТ, проблема только в том, что не все готовы заплатить столько, особенно малолетние представители человечества. H0llow В принципе так же как и с Division игра выезжает за счёт купленных рецензий и фанатиков студий Ахахаах, просто дико угараю с тебя, хотя на вкус и цвет как говорится. Любителям динамичных шутеров без сомнения понравится, ну а любители играть на арте будут показывать своё "превосходство" в интернете.
Frontier buccaneer А что я не так сказал? http://www.metacritic.com/game/pc/overwatch/critic-reviews
Ты всё верно дальше сказал, на вкус и цвет, по мне так это уровень F2p, и денег она своих бешенных не стоит, по крайней мере в России. Была бы эта игра от неизвестной студии никакого хайпа и восторженных рецензий и в помине не было бы, но т.к это Blizzard имеем что имеем.
H0llow Но ведь в других странах она стоит еще больше. В России игры продаются по цене стран 3-го мира, а мы еще и жалуемся. У Близзард игры никогда дешево не стоили, но все они сделаны просто на высшем уровне. Но с другой стороны я пожалуй соглашусь, что она могла бы стоить чуть меньше, т.к. сам хочу её купить, но финансы пока не позволяют. А что я не так сказал? Ну игра хороша, затягивает надолго, отполирована чуть ли не до блеска, динамичная, с интересными персонажами, даже лор имеется неплохой. Если смотреть по своему жанру, т.е. МОБА, то вполне можно поставить 9-10.
Без своей команды в игре делать нечего.
TheBIgStan На бете спокойно играл с рандом игроками, играл бы дальше, если бы не цена. Единственное, что не понравилось в игре. Вообще тянет на f2p или 500-1к рублей, не больше.
Liarа Ну у близзов цены всегда были высоковатыми
Liarа Игра и так стоит 2к = 30$ во всем известном бомже-регионе. Во всем мире она стоит 40$ и 60$ на консолях. И что значит: "тянет на 7-15$"? Тебе предлагают отшлифованный до блеска мультиплеерный шутер, а не инди-адвенчуру или очередной alfa\beta early-access. Сервера работают отлично (даже ночь запуска была без единого лага, что удивительно даже для близзард), неткод один из лучших в жанре, ФПС выдает 60 даже на корытах, норм машины спокойно тащат все 140. Весь контент открыт, никакого p2w, любой будущий контент меньше експаншена будет бесплатным. Хули тебе еще должны за жалкие 30 баксов? А f2p это вообще отдельная песня. Моментальный рассадник читеров и нищебродов всех мастей гарантирован. Ценник на мультиплеерной игре поднимает адекватность комьюнити на качественно новый уровень. Неоднократно доказанный факт.