на главную
об игре
Restaurant Empire 24.04.2003

Restaurant Empire

Рецепт Хорошей игры

Как приготовить хорошую игру? Смешайте в равных пропорциях современный движок и оригинальную концепцию, приправьте сюжетом по вкусу и жарьте до появления хрустящей корочки. Скормите голодающей публике несколько скриншотов и сочных обещаний, добавьте хорошие музыку и звук и обильно посыпьте сверху рекламой, сервируйте стол и подавайте в горячем виде. Вуаля! Bon Appetit!

Вкусные истории

Как-то в марте я написал превью по игре, где вам предстояло с нуля стать настоящим Императором рецептов, Королём тарелок и Герцогом посуды. Ну что ж, игра вышла и пришло время подвести итоги.
Итак, вы – молодой шеф-повар Арманд, только что окончивший Академию Французской кухни. Ваш дядя – владелец небольшого ресторанчика в Париже. Увы, в данный момент семейный бизнес находится не в лучшем состоянии: никто не посещает маленькую забегаловку, предпочитая её ресторанным монстрам конкурирующих фирм. Но добрый дядя разрешает своему племяннику немного поработать в ресторане и… о, чудо! Доходы начинают расти. Ресторан переходит во владение Арманда, которому предстоит построить собственную Ресторанную Империю.

Копаем глубже

Ну, это всё – сюжетные дела. Ну а во что же нам, в конце концов, предстоит играть? Терпение, сейчас мы всё выясним!
Итак, как уже неоднократно было сказано, в Restaurant Empire нам предстоит заняться ресторанным бизнесом. А какое у нас основное правило бизнеса? Верно! «Клиент должен думать, что он всегда прав». Это значит, что на протяжении всей игры вам придётся заниматься всяческим потаканием нуждам капризных клиентов. А в их капризности у вас сомнения не возникнет. Такое чувство, что в ваш ресторан ходят только отборнейшие критики: всем что-то не нравится. Один жалуется на то, что официант невежлив, другому принесли холодный суп (ел бы, что дают!), а третий вообще отказывается есть, так как в меню нет его обожаем макарон «по-флотски». В общем, ваши клиенты ведут себя, словно заправские симы, из сами знаете какой игры («Империи» вообще много от The Sims, это ещё всплывёт). И оставить их недовольными – значит лишиться денег, что зачастую ведёт к проигрышу миссии. Так они ещё и своим знакомым расскажут, что в итоге приведёт к снижению посещаемости и, как следствию, потере денег. А это, в свою очередь, ведёт к… Ну, вы меня поняли.
Но, что ни говори, главное в каждом ресторане – еда. А её просто так не приготовишь – нужны рецепты! В игре есть всего три типа рецептов: французский, итальянский и (кто бы мог подумать!) американский, каждый со своим уникальным выбором блюд. Какие-то вам дадут в самом начале игры, а какие-то придётся добывать (не)честным трудом. Каким? Ну, например, вам могут выдать рецепт за победу в поварском состязании, или вам его может продать случайный посетитель (!) ресторана. Также вам могут всучить продукты, улучшить старые рецепты, предложить нового поставщика… и всё это, как говорится, не отходя от столика и не отрываясь от бутылки вина. Такой вот нынче сервис!
Кстати, о вине. Очень логично, что перед тем, как помещать в меню спиртные напитки, вы должны купить лицензию, которая, между прочим, стоит $20000. И лишь только потом можно помещать вино и пиво в меню.
Со временем вы становитесь богаче и можете купить ещё один ресторан (или не один) в другом городе. Кроме Парижа вам открыты Рим и Лос-Анджелес. В каждом ресторане может работать только один шеф-повар. Накапливайте капитал и приближайтесь к заветной цели – господству над миром... еды и уничтожению злобных конкурентов.

Сам себе менеджер

Авторы явно перестарались со степенью вмешательства игрока в контроль над рестораном: вы имеете контроль буквально над всеми отраслями бизнеса. Вы можете изменять цены (замечательная политика при плохом качестве продуктов – снизить цены), регулировать качество ингредиентов, самолично устанавливать радиус освещения у каждой лампочки в отдельности, поставить на каждый стол по вазе с цветами… Более того, вам разрешается выбрать дизайн меню, подбирая для него фон и шрифт в отдельности для каждого (!) из двух видов надписей, выбирать текстуры на стенах и цвет пола в туалете! И, заметьте, всё это сделано лишь для того, чтобы ублажить декораторские фантазии игрока (и снова – The Sims), так как дизайн меню, сами понимаете, не влияет ровным счётом ни на что: посетителям плевать, что на меню французского ресторана изображён бравый ковбой - им нужна только еда.
Но и это ещё не всё! Когда ресторан приобретёт престиж, а вы набьёте свой кошелёк хрустящими бумажками, вы можете сделать своеобразный «апгрейд» ресторана: ну, дорожку красную постелить, фонарики новые поставить, статуи в натуральную величину… Всё это недёшево, но поднимает престиж ресторана. Однако, это, по сути, ещё один способ дать игроку возможность сделать свой ресторан красивее и любоваться им до посинения. Для полного счастья не хватает только регулирования температур в кондиционерах и подогрева унитазов. А так – всё на месте!
Разумеется, персонал вы тоже нанимаете своей недрогнувшей рукою! Всего в игре существует пять видов работников сферы услуг: повар, регистратор, официант, метрдотель и мойщик посуды. Все они различаются по характеристикам и требуемой оплате. Сначала на вас буду работать потомственные отморозки, которые не умеют держать в руках блокнот и разносят еду со скоростью заправских черепашек-ниндзя. Но проведите пару-другую сокращений, увеличьте расходы на тренировку персонала и через каких-то несколько месяцев в вашем распоряжении будут настоящие профи своего дела. Само собой, работникам надо со временем увеличивать зарплату – не то обидятся и уволятся, что не есть хорошо.
Ну а на чём же, собственно, предстоит готовить поварам? Для этого разработчиками предусмотрена техника. Но тут изобилия, которым может похвастаться менеджмент ресторана, явно не наблюдается: я заметил лишь по два вида каждого предмета: обычный и улучшенный. Так что затариться самой лучшей техникой вы можете чуть ли не в самом начале игры. Печально, что разработчики оставили так мало перспектив для развития. Зато в Restaurant Empire есть около двух десятков столов. Достойная альтернатива, ничего не скажешь.

Кто я?

Ну а как же обещанные «ролевые элементы»?
Элементы действительно есть, что само по себе является поводом для радости. Но в нашем случае слово «элементы» - ключевое. Итак, в любой момент мы можем кликнуть по иконке с чемоданом и перейти в так называемый “adventure mode”. Откроется окошко со списком локаций, куда можно пойти. Если на данном этапе игра не считает нужным вас куда-либо пускать – извините уж, валите обратно на кухню. Ну а если сюжет игры приготовил вам очередной «неожиданный поворот», вы можете одним кликом переместиться прямо к месту событий: это может быть дом вашего любимого дяди, какой-нибудь склад, арена состязаний поваров, или ещё что-нибудь. На месте вас ожидает диалог с возможностью выбора одного из вариантов ответа, который, как вы догадываетесь, ни на что не влияет. Иногда в процессе разговора вы можете получить новый рецепт, или, что чаще, новое задание. Что характерно, ни один диалог не был озвучен: извольте вглядываться в текст. Зато очень старательно подобран голос в обучающем режиме. Видимо, разработчики считают, что так нам удобнее.
Отдельно стоит сказать о характеристиках. Если у служащих ресторана она всего одна, то каждый шеф-повар насчитывает их чудовищное количество: целых три штуки!! Это – степень владения каждым из типов блюд. Каждая такая характеристика разделяется на пять подхарактеристик: умение готовить завтраки, закуски, супы и основные блюда и десерты. Таким образом, характеристик у поваров достаточно.
Поварское состязание – отдельная тема. Это нужно для повышения престижа повара. Как в нём участвовать? С виду всё просто: выбираете рецепт, жмёте кнопочку «go»… Но если пустить всё на самотёк, даже третье место покажется вам манной небесной: ваш альтер-эго слишком медлителен и нерасторопен. Как исправить этот недостаток? Очень просто: играйте в миниигры! Развлечения для дебилов (задачи сводятся к «кликни мышкой в нужный» момент, умению считать до шести и знанию английского алфавита) весьма неплохо подстёгивают Арманда (видимо, ему просто становится не по себе от того, как вы судорожно кликаете по цифрам, пытаясь расставить их по порядку). Со временем вы сможете привлекать к участию в состязании до трёх поваров. Победа в состязании приносит вам ценные призы: иногда это новый рецепт, иногда – деньги (чаще – и то и другое). Кроме того, повышается престиж вашего ресторана, а блюдо, участвовавшее в конкурсе, получает почётную медаль героически съеденного (посмертно).

А это что? Интерфейс? Ну, извините!

Пришла пора ругать разработчиков за недостатки более серьёзные: графику, звук и интерфейс. Начнём с последнего.
Сколько ни придумывай стратегий реального времени, каждый норовит выпендриться! То полностью откажутся от использования меню, то не дадут выделять подчинённых рамочкой, то вообще нечто невообразимое придумают... Ну а Enlight Software решила, что интерфейс необязательно должен быть оригинальным – достаточно просто сделать его неудобным и списать это на "особенность игры".
Мой страшный сон – курсор. Он сделан в виде руки Микки Мауса и занимает на экране столь много места, что закрывает некоторые кнопки (немудрено – разработчики сделали tickbox'ы размером 10х10 пикселей, так что попасть по ним сложно по определению). Если вам удастся не промахнуться ни разу в течение 10 минут – вы просто ас!
Вторая раздражающая до безобразия вещь – нежелание разработчиков использовать цифровые меню – всюду вы будете сталкиваться с различными графическими наворотами. А как определять, насколько опытнее стал официант, если его уровень мастерства отображается при помощи жёлтой полоски? Почему разработчики не сделали переключения между цифровым и графическим интерфейсом? Все эти тайны останутся для нас чем-то сверхъестественным, как Бермудский Треугольник. Нам остаётся только гадать.

Ты не накрашенная страшная...

Что я могу сказать о графике? Впечатление двоякое: с одной стороны мы видим богатейшую анимацию, весьма подробную прорисовку деталей, а с другой стороны... Разработчики, как я понял, в жизни не слышали про "честные" тени, которые в игре представлены в виде тёмных кружочков под персонажами (и не смеяться – это ретро!). Модели людей выглядят, как ухудшенные варианты из WarCraft3: угловатые, как будто обрабатывали их топором. Но в WarCraft'e лица самых последних крестьян выглядели лучше, чем здешние мафиозные боссы: полигонов явно пожалели. Про динамическое освещение я даже и говорить не буду. Звук вполне соответствует графике. Звон тарелок и гомон посетителей звучит убедительно, но если прислушаться к разговору отдельных личностей, то вы заметите, что он похож на... правильно, на The Sims! Та же "тарабарщина", даже интонации схожи. А вот музыка неплохая. Тихие, ненапрягающие мотивы. Даже придраться не к чему...

И накрашенная страшная…

Помните, я приводил в начале статьи рецепт хорошей игры? Так вот: Restaurant Empire полностью следует этому рецепту, но игра явно недоварена. Всё сыро, мокро и вообще, неприятно. Издатели явно торопили разработчиков доделать игру побыстрее, а это, как известно, редко заканчивается чем-либо хорошим. Как знать, может быть ещё пара месяцев тестирования, и перед нами предстал бы шедевр... Но – не случилось, и сегодня мы имеем изрядно недоработанную игру. Этой игре не пропоют дифирамбы, фанаты не заполонят форум восторженными восклицаниями ,имена разработчиков не будут вписаны в скрижали истории... Но эта игра способна подарить вам несколько приятных вечеров. Хорошая игра.


Геймплей: 7/10
Графика: 7/10
Звук/музыка: 7.5/10
Управление/интерфейс: 3/10
Новизна: 4/10
Оправданность ожиданий: 7/10
Общий рейтинг: 6.5/10

Комментарии: 6
Ваш комментарий

Гёша ты лучщий писатель статей на playgrondе.

0

Да, ну, не стоит меня так превозносить.... Я просто бомж!!

0

Клево пишешь-дистроф!

0

Однажды лебедь (Бомж), рак (наш уважаемый Вейдер) да щука (Хач)... Решили устроить спам на сервере :) Ребята, давайте обсуждайте статью, а не то, кто пишет лучше, а кто хуже!
P.S. чё вы бомжуете так "вырезано цензурой" часто? ;)

0

2Тимон.
Почему это я - рак?!
На такие разборки не обращай внимания. Просто есть у нас человек, до которого не доходит, что иногда можно и помыться, чтоб воздух не портить. Вот и получил прозвище подходящее.

0

to Darth Vader >>Почему это я - рак?!

Ты разьве ещё не понля, что этой была шутка ;)))

>>На такие разборки не обращай внимания. Просто есть у нас человек, до которого не доходит, что иногда можно и помыться, чтоб воздух не портить. Вот и получил прозвище подходящее.

Ну это ваши разборки и поэтому советую подарить ему кусок мыла и шампунь!!! :)

0