«Смута» — один из долгожданных релизов от отечественных разработчиков. Представители Cyberia Nova всеми правдами и неправдами пытались «поднять шумиху» и привлечь геймеров к своему проекту. Но стоило ли это делать в такой агрессивной манере? Расскажем в нашем обзоре.
Юра всех спасёт
Действие «Смуты» опирается на исторический роман Михаила Николаевича Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», который повествует о периоде Смутного времени, одном из самых больших кризисов в Русском государстве. Главный герой книги и игры — боярин Юрий Дмитриевич Милославский. В своём путешествии он встретит немало исторический личностей, например, князя Пожарского и купца Минина, и примет участие в формировании ополчения. Герой посетит и несколько реально существующих городов, Нижний Новгород, Ярославль, Москву, а также прогуляется по их окрестностями.
Если геймеры ожидали увидеть мощный сценарий с качественными сюжетными поворотами и уникальными событиями, то спешим их заверить — здесь нет ничего такого. На протяжении всего многочасового изучения игры Юрий будет общаться с различными героями, выполнять их поручения и продвигаться вперёд «от точки к точке». Попутно удастся подраться и заняться стелсом, но об этом мы расскажем немного позже.
С самого начала наблюдатель будет надеяться хотя бы на какое-то развитие событий, с яркими эпизодами, наполненными чувственными событиями. Но и в этом аспекте игроков ждёт разочарование — «Смута» вышла совсем уж безэмоциональной. Она никак не откликается в душе геймера. И проблема не только в крайне затянутом введении и таком же медленном развитии событий, а в пустом по наполнению сценарии.
Юрий выполняет различные просьбы других героев, ходит из одной деревни в другую, от одного боярина к другому, и бесконечно общается с этими персонажами. Концептуально «Смута» кажется вполне логичным представлением Смутного времени, когда разрозненные бояре пытались договориться между собой для объединения сил в борьбе с интервентами, однако для игрового продукта нужно было бы предоставить более насыщенный событиями сюжет, который захватывал бы дух и позволил геймерам окунуться в историческую эпоху на одном дыхании.
Не вышло и подать первостепенных героев с разных сторон. Попросту не получается почувствовать их реальными людьми. Персонажи вышли совсем уж унылыми и неинтересными, да ещё и озвучка никак не помогает расширить их потенциал. Сюжет вышел однобоким, не предлагающим ничего внятного игроку. Он никак не развивается и к пятому часу скорее всего позволит мирно заснуть лицом на клавиатуре.
В игре полностью отсутствуют и какие-либо увлекательные задания, кроме некоторых редких побочных активностей. Из таких можно выделить адаптацию сказки «Аленький цветочек» с переносом на реальную жизнь. Наверное только эта миссия хоть как-то нас порадовала. В остальном же всё сводилось к банальным диалогам с просьбами о помощи.
В диалогах присутствует система морали, чаще всего из двух выборов: поругаться с собеседником или ответить мирным способом. Разработчики также обещали двенадцать концовок, но проверить каждую не представлялось возможным, да и нужно ли это делать с таким подходом к реализации сценария? Нам хватило даже одной.
Нудный геймплей
Игровой процесс также не удивит заядлых геймеров, ведь он строится на принципе «Принеси, подай, иди на… не мешай!». Более точного описания и не сыскать. А теперь немного подробнее. Юрий получает задание, идёт в соседнюю деревню, которая может находиться даже в минуте ходьбы, беседует с целью и снова следует к другому маркеру для продолжения разговора с героями. Иногда в эту модель путешествия «от точки до точки» врывается куски драк с разбойниками и интервентами, а также редкие миссии со стелсом. Ещё реже битвы с боссами, но из-за доступных умений и они складываются в банальное нажатие пары кнопок.
Игрок может использовать лёгкую и тяжёлую атаки, уклоняться в сторону, пинать врагов, блокировать и парировать удары, использовать дальнобойную атаку. Имеется несколько «эликсиров» для увеличения ловкости, восполнения здоровья и активации усилений оружия.
К сожалению, геймплей работает не так, как мы привыкли. Герой очень неповоротливый, даже на бегу тяжело изменить направление движения. Он почти не способен энергично уклоняться от ударов. Чаще всего игровой процесс упирается в быстром нажатии сильного удара, чтобы зарубить неловкого оппонента. Например, к пятому часу стало понятно, что проще всего использовать тяжёлый удар саблей и изредка стрелять в «снайперов», чтобы быстрее расправиться с противниками и отделаться меньшими потерями. Да и искусственный интеллект противников ничем не удивит. Безмозглые болванчики нападают на Юрия и пытаются взять его кучкой.
В схватках Милославский может использовать оружие ближнего боя, чаще всего саблю и какой-то экземпляр тяжелого вооружения, например, копьё или бердыш, а также дальнобойные пистолет или мушкет. Набор оружия зависит от текущего костюма героя: ратник, стрелец, шиш и наёмник. Присутствует и пятая вариация, доступная за предзаказ. В зависимости от облика Юрия меняется и его принцип боя, например, ратник выдался наиболее сбалансированной вариацией, стрелец ловко уничтожает врагов за короткий промежуток времени, шиш быстро дерётся с оппонентами, а наёмник выдерживает больше урона.
Разработчики активно хвалились боевой системой. Звучали заявления о «не скучности», «реализме» и использовании захвата движения. В итоге единственное, что на наш взгляд, удалось реалистично воспроизвести, так это избиение крапивы палкой. Вся реалистичность заключается в неуклюжести. Система фехтования не выдерживает критики в сравнении, скажем, с Kingdom Come: Deliverance, где также сделан упор на реализм. Удары рваные, анимациям явно не хватает промежуточных кадров.
Самое главное, что убивает вообще весь смысл боевых столкновений — отсутствие ощущения от ударов. Складывается впечатление, что всё оружие в игре и все противники имеют одинаковый вес, из-за чего любой удар по кому угодно ощущается и видится одинаковым. Такое допустимо в слэшерах, где подобное скрывают за общей зрелищностью баталий, но сражения в «Смуте» камерные, поэтому хочется не только видеть попытки моделей изобразить из себя реконструкторов, но и верить в происходящий бой. В конце концов у игрока ничего нет. Боевые сцены выглядят блеклыми и настоящая сложность в них — сложность восприятия.
Тоже самое касается и стелса. Юрий способен легко уничтожать врагов из-за спины, но из-за его неповоротливости и не самой быстрой скорости передвижения в локациях с большим количеством врагов не всегда удастся заняться скрытыми убийствами. Да и интеллект врагов позволяет им двигаться только по очень простым маршрутам, поэтому ничем не впечатлит фанатов серии Tom Clancy’s Splinter Cell.
Доступна и система прокачки с помощью установки различных камней в соответствующие гнёзда. Некоторые предлагают уникальные особенности, например, постоянный бег лошади, но в большинстве случаев открывают прирост к характеристикам: броне, урону, здоровью и другим атрибутам. Такие предметы можно добыть при обыске сундуков или за выполнения некоторых квестов. Ничего особенного, но факт наличия подтверждаем.
Из всего игрового процесса выделим крайне удачную и понятную рисовку карты, по которой всегда легко определить местоположение персонажа и последующий путь.
Яркая эпоха
А вот по части атмосферы здесь получилось всё намного лучше — разработчики умело передали эпоху. Аутентичные окружение, костюмы, речь и звуковое сопровождение встретят игроков повсюду: с первых минут и до самого финала. Этому не столь удивляешься, сколько радуешься исполнению. Куда не пойди, всюду старорусские избы и разодетые персонажи. NPC в городах предостаточно, иногда можно отвлечься на танцы с девицами или подслушать считалку. Забавные реплики и разговоры имеются, но к двадцатому часу услышать что-то новое вряд ли удастся.
«Медведь, медведь, научи меня пердеть. А если не научишь, то по уху получишь»
Очень неплохо передана погода, особенно снежная буря, а также удачно сформированы и хорошо выставлены источники освещения. Дизайн локаций в конечном итоге получился приятным глазу, но не везде он кажется уникальным. Леса и пещеры выглядят качественно, но немного однообразно, не впечатляют так сильно, как городская местность.
Графика тоже на современном уровне. Unreal Engine 5 позволил добиться несовершенной, но сочной картинки, которая порадует детализацией объектов. Но отсюда вытекает очень важная проблема — оптимизация не доведена до ума.
Внутриигровой процесс оценки ставит на RTX 3060 средние настройки для более менее плавного процесса с 60 FPS без включённой опции DLSS. Просадки будут, от них в «Смуте» никуда не деться, но самые эпичные настройки вытянут только современные видеокарты. Младшим моделям здесь делать нечего — игроков ждёт одно лишь разочарование. На RTX 4090 игра работает стабильно, на любых настройках, кроме 4K-разрешения. Тут, увы, нужно ждать следующее поколение видеокарт.
Анимации ударов, перемещение врагов и персонажа в битвах выглядят немного коряво и неестественно. Оппоненты будут не очень реалистично падать при смертельных ранениях. Движение губ в диалогах и вовсе может отключиться в каких-то кат-сценах. Да и в целом всё это выглядит совсем уж плохо. Такая техническая реализация очень сильно мешает погружению. Да и загрузки здесь разбросаны на каждом шагу. Вспоминаем Starfield и ловим то же настроение при входе и выходе из строений и перемещении из одной локации в другую. К слову, вернуться в покинутую секундой ранее избу не получится, пока сюжетный маркер не приведёт Юрия (если приведёт) к этому же персонажу.
А ещё в «Смуте» можно «сломать» себе прохождение, если отыгрывать слишком доброго персонажа — придётся загружать более раннее сохранение и заново пробегать большой кусок сюжета. В одном фрагменте и вовсе после драки с медведем было сделано сохранение, которое после загрузки отправило противника под текстуры и не позволило запустить диалог с союзником. Возможно это исправят в обновлениях, но ситуация складывается забавная.
После знакомства со «Смутой», как бы не хотелось поддержать отечественный игропром, нельзя советовать её в качестве игры. Таким проектам, как Loop Hero, Atomic Heart, Black Book, «Бесконечное лето» и другим и так не требовалось наше внимание — игры вышли добротными и сразу же сыскали интерес у игроков. Творение Cyberia Nova может увлечь лишь в качестве концепта исторической эпохи с приятной атмосферой, но не более того. Играть в это не получится.
Разработчикам стоило бы уделить больше времени написанию сценария и оттачиванию геймплейных фишек, и всеми силами «бить по рукам» неопытным маркетологам, отключить, к примеру, им доступ в сеть и позволить обычным работягам, дизайнерам, сценаристами, программистам и другим адекватным сотрудникам студии заняться своим делом.
И да, мы пониманием, что разработка и маркетинг почти не связаны друг с другом, но не уделять вниманию агрессивным заявлениям о тех же схватках, мы не можем. Напомним слова представителей студии:
«Боёвка в Ведьмаке чудовищная, такой точно не будет!».
Делайте выводы сами…
Небольшая ремарка. Вполне возможно ребятам не хватило времени на улучшение игрового процесса и проверку готовой сборки, а впоследствии и переработки механик, из-за жёстких рамок внутри договора о финансировании, однако тогда и тактику стоило выбрать совсем иную. Работа проведена масштабная, но недостаточная для привлечения интереса у массовой аудитории, особенно после знакомства с более качественными продуктами небольших инди-студий. Пожелаем успехов Cyberia Nova в будущем и надеемся, что их следующая игра окажется намного лучше. А пока что не тотальный, но очень заметный провал.
Плюсы:
- Аутентичная атмосфера;
- Неплохая детализация окружения и предметов.
Минусы:
- Посредственный сюжет;
- Минимальный исторический экскурс;
- Скучные диалоги с посредственной озвучкой;
- Скудный и нудный игровой процесс;
- Удручающие анимации;
- Посредственное техническое состояние игры.
Итоговый балл: 4.5 из 10
Вердикт: «Смута» предоставит возможность окунуться в эпоху с неплохой атмосферой, однако играть в это будет очень скучно. Не такой «популярности» хотели разработчики, не такой…



Мы достигнем дна бокала
И бутылки достигнем дна
Мы достигнем дна бочки
Мы достигнем дна рва
И в вулкан погрузимся
На самое дно
И в морские пучины
На дно мы пойдем
Мы достигнем дна бездны
И космоса дна
Мы достигнем дна жизни
И дна бытия
И все это лишь для того
Что бы узнать
Где же оно
То самое, последние
Истины дно.
Хоспаде! Это-ж просто "шекспирство" какое-то...
Игра гойда 2024
хахахаха даже гойдавики не ожидали такое уг
Из комментов в сети:
- Вышла игра убийца Смуты!
- Зачем, Смута же самоубийца.
... И одного килобайта этого "шедевра" не достойна моих дисков на компе!!! )))
Ну тут все по факту, плюс за честный обзор. Благо не все продались, хотя по чесноку даже не видел похвалу кроме как от некоторых стримеров.
Эх, ixbt походу приуныли, им бы ток в плюс был если бы ее все облизали кроме них и игроков
У автора этого материала почти ВСЕ статьи "обсёрные" - ну наверное такой человек (стакан скорее наполовину пуст чем полон), это надо понимать, прежде чем читать его материал и считать его мнение верным. При этом это не значит что человек не честен, но значит ли это, что он верен?
Статья действительно не плохая, читается хорошо, но в ней сильные стороны ослаблены, а слабые усилены... Как результат - статья хайповая, которую активно обсуждают. А если у автора ВСЕ статьи такие хайповые (ну согласитесь не очень интересно обсуждать истины: белое - это белое, чёрное - это чёрное, и так всё понятно, что языком чесать), то возникает вопрос, а не делает ли автор "усиления/ослабления" намеренно?
В данном случае автор мог достичь нужного ему результата наоборот, приукрасив, но он этого не сделал. Это говорит о том, что он либо дурак, который не понимает, что преумаляя единственную русскую игру сделанную за чёрт-знает сколько лет он не улучшит ситуацию в русском игропроме (не путать с Российским), либо он просто предатель который в условиях войны играет на руку врагам. Думаю конечно, что первое. Правильная позиция - это поддержка отечественного производителя и не правильная делать действия разрушающие. На той стороне - это ОТЛИЧНО понимают, поэтому и вранья с три короба. Я не призываю врать, ни в коем случае, но призываю поддерживать СВОИХ, им трудно, учитесь этому у украинцев.
Покупка этого дна - не поддержит наш игропром. А только ухудшит ситуацию. Разработчики и инвесторы могут решить, что »пипл хавает». И такие «игры» будут продолжать получать гос поддержку. И такие разработчики будут выпускать такой-же кал. Зачем стараться, если деньги и так дают, зп капает, а купят или нет - разработчикам неважно
Поиграл чуток. Не такого мы ждали, товарищи...
Во всем, кроме атмосферы - полная шляпа. Геймплей напомнил вязкий и гумняный Кингдом Ком Деливерансе, который я забросил на 1/3 прохождения. Сюжет - слабенький, квесты - скучнейшие, даже в юбисовтовской Одиссее и Вальгалле поинтересней боковые квесты. Графика - сойдет, но я тут не придирчивый и комп у меня не термояд.
Вообще, я бы про Смуту делал не дешевый и кривой клон Скайрима, а что-то вроде Тотал Вара. Города русские у поляков отбивать, всяких разбойников гонять, стрелецкими полками управлять, ресурсы распределять, собирать ополчение и тд. Мне кажется было бы веселее. Хотя стратежки не очень популярны сегодня, и она вероятно не окупилась бы, но хотя бы игрушка осталась годная.
зря бросил киндом кам. ща на фоне последних лет смотрится афигенно. начало нудное да и долгое. эт как старфилд... ток раскроется))
киндом крута, начало ооочень нудное правда..
механику боя на тренировках изучил.. и по походу прокачки.. игра хороша! НО))) я ее 3 раза играл) и все 3 раза по каким то причинам (винду снес или еще что.)забывал ее и переставал играть) Хотя я так со всеми играми, фаркраи асасины ни че не прошел.. Старфилд прошел) ну как прошел.. дошел до первого круга)
Буду третьим комментатором, который напишет про нудное начало киндом кам. Я тоже несколько раз пытался в это играть и несколько раз забрасывал. но по итогу всё-таки прошёл! Игра правда неплохая. Но финал не очень радостный в плане того, что он открытый. Такое же чувство, когда смотришь фильм по ТВ, и на самом интересном месте начинается реклама.
Особенно мне нравилась прокачка! Чувствуется реалистично. В игре есть книги, а книги для того времени были уделом учёных. Так как наш герой сын простого кузнеца, то, взяв в руки книгу, видишь непонятный набор букв, вместо слов. Но, посетив несколько уроков словесности, начинаешь разбираться в чтении. Есть такие такие мелочи, которые делают игру живой.
Так можно отписаться почти про любую игру. На 4070 под сотку без фризов лагов и просадок все на ультра.По моему это первая игра где русские это нормальные люди со своими страстями и переживаниями а не такие как например в недавней чешской ублюдочной игре Last Train Home.
Это не игра, вот в чем проблема.
Игра представляет русских как нормальных людей и в то же время позорит русский игропром
Не уверен что всего за два качества, которые бесспорно есть в Смуте...
... можно ставить игре 4/10. Нет, давайте будем честны - 1/10, может 1,5/10
согласен больше 2 фиг поставишь. флешбеки в начало нулевых в проходные игры
Да, Смута по геймплею больше походит на визуальную новеллу, но даже в визуальных новеллах веселее чем в Смуте. Я не знаю какого уровня у людей патриотизм в ж?*пе заиграл, раз они защищают это откровенное го*нище. И я не про того кто написал обзор, просто есть такие люди от которых реально бомбит и хочется высказаться.
согласен абсолютно. как можно быть такими слепыми хз) я надеялся на смуту как на атомик харт, что взорвут. но нет молчание и демка свели ожидание в минус.
Знатно обосрались (разрабы). Но они к этому уверенно шли с самого начала. Цель достигнута))
Так больше налогоплательщики обосрались. Слили вагон бабла очередным мошенникам от культурки.
мы что по вашему, добровольно сами им деньги переводили? Это сделало государство, которое очень умело разбазаривает наши налоги на всякое деремо. и ни копейки на что то нужное.Что нужное они предлагают спонсировать самим гражданам.
Шел 2024 год.. Многие россияне до сих пор считают что деньги которые они платят как налоги принадлежат им.
Игра хорошая, не отличная, но хорошая. Для первой игры студии получилось хорошо. Так что странно видеть всё это закидывание го*ном в комментариях. Такое ощущение, что эти люди не видели по настоящему плохих игр. Больше похоже, что многие просто зажрались от не малого количества западных РПГ с высокой планкой качества и ни как не могут принять отечественную игру, которая планкой качества уступает западным.
Тебе в обзоре все расписали. Были бы разрабы скромнее и претензий было бы меньше. А так получили то, что заслужили.
А разработчики судя по всему вообще игр не видели.
Да Грид фол, лучше. А это хрень еще та. Там хотя бы есть какой никакой сюжет с героями, выбором. И даже боевка о Господи, прости что такое говорю но лучше.
После ошеломительного "успеха" Смуты я потерял всякую надежду и веру в российский геймдев.
а как же Atomic Heart?
Pioneer на подходе
Loop Hero, Atomic Heart, Black Book, Pathfinder, Ash of Gods, на худой конец Slavania
Я далеко не фанат российского геймдева, но не пытались ли вы смотреть в сторону хороших проектов, а не то, что пиарят? Может и "веру" терять не пришлось бы
В «Муте» нашли квест «Спасение стрельцов», по которому нужно освободить запертых в сарае стражников-ВНИМАНИЕ: в катсцене главный герой убирает с дверей бревно, которое блокирует дверь, и... просто открывает дверь внутрь дома.
Получается, сверхразумы на «заложниках» могли потянуть дверь на себя и просто уйти из плена.
Убийца «Ведьмака» побеждает передозом кринжа. Хочу ещё добавить
: Разработчики Мути вы .АНДОНЫ ГОДА!!!