Проблемы российского ОПК
Комментарии:
8
сначала
по количеству реакций
Ваш комментарий
Лучше бы обсудили проблемы АПК.
Мясом завалим.
Dr. Manhattan
Например, при покупке Iveco LMV Россия также получит технологии производства двигателей, подвесок и комплектования
Возможно, в это и есть главный смысл сделки. Т.с. узаконенный промышленный шпионаж. А сами машины могут вообще потом в третьи страны загнать или в глубокотыльные подразделения где-то в районе Среднего Урала.
Но тема поднятия цен отечественными монополистами очень важна. Самое главное, тут не переборщить, т.к. нельзя и в значительной части зависеть от иностранцев, но плохо когда свои начинают драть 7 шкур непонятно за что. Возможно, следует усилить контроль ценообразования и следить, что бы гг. промышленники не получали сверхприбылей за небольшие модернизации.
Возможно, в это и есть главный смысл сделки.
Возможно и такое, что генералам приятнее ездить в командировки в Италию, чем в захолустный Арзамас, как предполагалось в одной из приведенных выше статей. Когда главком сухопутных войск собирается за 118 млн. р. купить 3 "Леопарда", то после таких заявлений от военных и чиновников ничего хорошего уже не ждешь.
Но тема поднятия цен отечественными монополистами очень важна.
Я думаю, предприятия всегда найдут, на что потратить лишние деньги. Во-первых, 25% из них находятся на грани банкротства, и многие стратегические предприятия, включая "МиГ" и "Уралвагонзавод" имеют многомиллиардные долги. Во-вторых, износ оборудования достиг такого уровня, что затраты на устранение дефектов составляют в среднем половину стоимости самого изделия, и с каждым годом ситуация ухудшается. Из-за этого растет стоимость производства и эксплуатации, а качество продукции снижается. Кстати говоря, основные импортеры нашей военной техники уже почувствовали это на себе, что отрицательно сказалось на экспорте вооружений, который до недавнего времени составлял большую часть доходов предприятий. В-третьих, большинство предприятий не готово к производству высокотехнологичных систем оружия, и при этом доля расходов России на оборонные НИОКР составляет всего 0,6% ВВП (в Европе и США - 2-3%, в Японии и Израиле 4%, в Китае 1,7%, в Индии 2%). В-четвертых, средняя зарплата в ОПК на 20% ниже, чем в среднем по промышленности РФ. По сравнению с сырьевыми отраслями - в 4-5 раз меньше. Предприятиям просто нечем првлечь молодых специалистов, и такими темпами оружие скоро некому будет делать. Так что промышленникам только и остается, что постоянно повышать цены. Я понимаю, что в России пока отсутствует прозрачная система ценообразования на военную технику (это, кстати, вина Минобороны, а не ОПК), но допускать, чтобы предприятия из-за этого полгода сидели без заказов и влезали в кредиты - это просто верх цинизма.
Dr. Manhattan
Когда главком сухопутных войск собирается за 118 млн. р. купить 3 "Леопарда"
Тут вопрос сложный. Если в них есть нечто важное и интересное для промышленности- то можно и дороже купить. В 30-е купили же у американцев за немалую сумму 2 танка опытных, а потом из них целую серию легких танков БТ сделали. Кроме того, выплывает опять же вопрос ценонакручивания отечественных монополистов, авось задумаются. С другой стороны американцы то же в нач. 90-х покупали советскую технику из 3-х рук и на прямую, за очень немалые деньги. Причина была проста- отрабатывать на полигонах противодействие своих средств по ней. Ну и есть еще момент обкатки импортной техники в наших условиях. Танки на вооружении НАТО, крайне полезно будет знать как они на наши условия реагировать станут, как их в поле ремонтировать и остальные подобные моменты. Так что с военной техникой не так все просто. Вот если начинают покупать самолеты или иномарки представительские: вот тут вопросов нет-наглеют.
Я думаю, предприятия всегда найдут, на что потратить лишние деньги.
В том и проблема, что часто тратят не предприятия, а чисто конкретные руководители(собственники ) оных. И тратят на такие "крайне нужные" вещи как престижные иномарки, личные аэропланы, суперремонты, представительские дома отдыха и т.д. И это еще не так плохо. Зачастую тупо разворовывают. Вон в моем городе есть знаменитый завод "Южмаш" который не менее знаменитую "Сатану" делал. Часть цехов в полном запустении. Ремонты не делались очень давно. Зарплаты большинства сотрудников много лучшего оставляют желать. Многие цеха коммерсам сдали и на режимной территории х.з. уже кто и что делает. НО! На фирме есть своя миниавиа компания для полетов руководства и групп сотрудников по стране и ближнему зарубежью. Разумеется, чартером это сделать было бы невозможно...
Dr. Manhattan поднял в предыдущем посте такую важную и острую тему, причём вообще для любой экономики. А ты, Анкх, как всегда прокомментировал лишь "РАЗВАРОВЫВАЮТ!1" в лучших традициях кухни. Это и так очевидно.
Dr. Manhattan
Необходимо налаживать связи ОПК с другими отраслями экономики. Если правительство и решило вкладывать большие средства из бюджета в "развитие армии", то лучше было бы сделать упор именно на восстановление основных средств предприятий, необходимо подключать к этому гражданское машиностроение и строительство, тем самым не просто сбрасывать деньги в "чёрную дыру" военки, а хотя бы ещё и стимулировать деятельность других секторов экономики. Важно то, что нужна соответствующая система и структура, по которой будут циркулировать эти процессы. Просто инвестировать, тем более портфельным методом, ни в коем случае нельзя - гарантированы откаты и распил. Есть славный опыт в США и Германии 30-х годов, которые выпускали специальные промышленные векселя и ими инвестировали предприятия. Особенность в том, что эти векселя имели ценность лишь в рамках межотраслевых связей внутри промышленности, т.е. на них можно было приобрести только материалы, оборудование и т.д., поэтому всё было на виду и контролировалось прямо из государства. Это и обеспечивает прозрачность отчетности и калькуляции себестоимости любой промышленной продукции в рамках гос. заказов, и так проще отследить все логистические цепи в определенной отрасли.
Ankh 8
Если в них есть нечто важное и интересное для промышленности- то можно и дороже купить.
118 млн. руб. - это ровно половина стоимости 1 "Леопарда" ($6-8 млн.). То есть если Постников за эти деньги купит три немецких танка, то это будет сделка века. Когда главнокомандующий сухопутных войск говорит, что Т-90 - всего лишь глубокая модернизация Т-72, и стоит он в 3 раза дороже "Леопарда" - это такой бред, от которого уши вянут. Т-90 является в такой же степени модернизацией Т-72, в какой "Leopard 2A7" является модернизацией "Леопарда 1" разработки 60х годов.
Хвойный Лес
Необходимо налаживать связи ОПК с другими отраслями экономики.
А что сейчас мешает этим связям? Оборонка вполне может покупать оборудование и материалы у гражданских предприятий, даже у иностранных. Просто если их будут устанавливать в какое-нибудь режимное помещение, то перед этим будет проводиться специальная проверка. Другое дело, что иностранцы продают нам далеко не все, потому что, например, высокоточные станки, измерительные приборы и мощные чипы имеют стратегическое значение для любой промышленности, и конкурентов, естественно, плодить никто не хочет. Гражданские предприятия от этого тоже страдают, но оборонные особенно, потому что иногда оборудование могут продавать только с условием, что мы его не будем использовать для производства оружия. Может, после того как мы вступим в ВТО, все эти запреты снимут, но я об этом ничего не знаю.
Мешает нестабильная ситуация на рынке, много предприятий разваливается, цены высокие, выгодней получать всё через импорт. Поэтому от таких вложений эффекта в реальный сектор отечественной экономики - 0.
За последний год в СМИ стали часто появляться тревожные новости, касающиеся оборонно-промышленного комплекса. Я решил собрать все самые громкие события и заявления ответственных лиц и сделать краткий обзор этой темы.
Итак, ни для кого не секрет, что российское оружие по многим параметрам отстает от зарубежных аналогов, как западных, так и восточных. Например, по словам главкома Сухопутных Войск Александра Постникова, российский ОБТ Т-90 является всего лишь глубокой модернизацией Т-72 (правда, есть мнение, что новейший американский истребитель F-22 является всего лишь глубокой модернизацией кукурузника, но не будем заострять на этом внимание), при том, что стоимость одного такого танка 118 млн. руб. за штуку. "Нам проще было бы купить за эти деньги три "Леопарда", - отметил главком. Напомню, что стоимость одного «Леопарда» составляет от $6 до $8 млн., так что, проведя простейшие арифметические расчеты, легко убедиться в том, что тов. главком абсолютно прав. Несмотря на все это, оборонные предприятия, разжиревшие на госзаказах и совершенно утратившие чувство реальности, умудряются заламывать невероятно высокие цены на свою продукцию. В июле этого года Анатолий Сердюков заявил, что не будет заключать контракты на поставку вооружений, пока не дождется снижения цен. В связи с задержкой заключения контрактов (которые по идее должны заключаться максимум в начале весны), для предприятий стало практически невозможно выполнить госзаказ до окончания 2011 года. В результате этого, в октябре часть контрактов была перенесена на 2012 год, а в ноябре появились сообщения, что министерство обороны России взыскало с предприятий ОПК 8,7 миллиарда рублей за срыв сроков поставки вооружений под лозунгом «Не сделал вовремя - плати деньги и отдавай их народу». Причиной такого положения дел, по мнению заместителя министра обороны Александра Сухорукова, является «несовершенная система ценообразования и нехватка квалифицированных ценовиков». Впрочем, нехватка ценовиков не помешала Сердюкову определить, что заявленная предприятиями стоимость вооружений несколько завышена, ведь для такого гениального менеджера оценить стоимость баллистической ракеты с ядерной боеголовкой – как два пальца обоссать.
Помимо перечисленных проблем, при размещении госзаказов военным (и не только военным) сильно мешает 94-ФЗ, который не позволяет применять какие-либо иные критерии при выборе победителя конкурса, кроме цены.
на закупочный аукцион выходит какая-то "смелая" компания и назначает цену существенно меньшую. Естественно, отбирает эту работу, но в конце концов не выдает продукт. Сама горит, конечно, но при этом военное ведомство несет убыток и не получает заказа - директор компании «ТЕХНИКОМ» (производитель бронежилетов) Александр Андреев в интервью «Ленте.ру».
В связи с ограниченными возможностями российских предприятий Дмитрий Медведев рекомендовал военным размещать заказы за границей в том случае, если иностранные компании смогут предложить более низкие цены. В настоящий момент известно о заключенных соглашениях на покупку французских десантных кораблей, немецкой брони, израильских беспилотников и итальянских бронемашин. Попробуем объективно оценить преимущества последних по сравнению с российскими аналогами.
Зимой 2010 года министерством обороны были проведены совместные испытания бронеавтомобилей Iveco LMV и ГАЗ 2330 "Тигр". По их результатам некоторые ТТХ, заявленные производителем итальянских машин, не подтвердились, а «Тигр» выиграл по всем показателям, кроме класса защиты. Дело в том, что «Тигр» имеет 3 класс защиты по российским стандартам против 6 класса у Iveco LMV. Но такой класс защиты был изначально задан министерством обороны в техническом задании, и навесить дополнительную броню, повысив этот класс до 6, не составит труда. Например, «Тигры», выполненные по заказу МВД, имеют 5 класс защиты. Кроме этого, в итальянской машине используются керамические бронеэлементы, в то время как «Тигр» защищен элементами из броневой стали. Керамическая броня, конечно, обеспечивает лучшую защиту, но все мы знаем, как она ведет себя после попадания пули или осколка. Хрупкий бронеэлемент крошится в пыль и раскалывается на фрагменты, из-за чего целесообразность использования керамической защиты при длительных боевых действиях стоит под вопросом. С другой стороны, если министерство все же выдаст техническое задание на «Тигр», защищенный керамической броней по 6 классу, российские предприятия справятся с задачей как минимум не хуже зарубежных (согласно заявлению Александра Андреева, российские корундовые бронепанели в 3 раза дешевле американских, превосходят их по пулестойкости и выдерживают большее число попаданий – 6 попаданий против 1-3 попаданий для американских карбидных керамик). К другим недостаткам итальянской машины можно отнести меньшее количество мест, отсутствие бойниц для стрельбы из салона (имеется пулемет с дистанционным управлением на турели, но чтобы его перезарядить, придется лезть под пули на крышу и менять «коробку») и, наконец, нижний температурный порог для запуска двигателя -35 градусов. При всех своих недостатках, Iveco LMV стоит в 3 раза дороже своего конкурента – 300-500 тыс. евро в зависимости от модификации (500 – это автомобиль + броня + вооружение). Я думаю, за 300 тысяч на «Тигр» можно и турель поставить с дистанционным управлением, и керамическую броню повесить, и еще Сердюкову останется на домик в Майами.
Тем не менее, Россия планирует на площадках «КамАЗа» создать совместное производство минимальным объемом выпуска LMV M65 в 500 машин в год. Всего минобороны планирует приобрести 1,5-1,7 тысячи итальянских бронеавтомобилей, при этом утверждается, что прежде всего покупка любой иностранной техники производится для получения технологий. Например, при покупке Iveco LMV Россия также получит технологии производства двигателей, подвесок и комплектования, а доля отечественных комплектующих в произведенных по лицензии машинах превысит 50%.
http://lenta.ru/news/2011/10/11/delay/
http://flotprom.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=97773
http://lenta.ru/news/2011/10/10/goz/
http://lenta.ru/articles/2011/10/31/shield/
http://ria.ru/defense_safety/20110707/398408921.html
http://lenta.ru/news/2011/07/12/gosoboron/
http://www.km.ru/v-rossii/2011/07/31/minoborony/serdyukova-vynudili-sdvinut-problemu-s-mertvoi-tochki
http://lenta.ru/news/2011/03/15/worse/
http://lenta.ru/news/2011/11/17/bad/
http://lenta.ru/news/2011/11/11/iveco/
http://lenta.ru/news/2011/03/04/rheinmetall/
Сравнение Iveco и «Тигра»:
http://www.trucksale.ru/news/1134/
http://www.popmech.ru/blogs/post/2630-iveco-lmv-m65-bratskaya-mogila-dlya-rossiyskoy-pehotyi/
http://www.arms-expo.ru/055057052124049054057051052.html
http://warcyb.org.ru/news/iveco_protiv_tigra/2011-08-13-348