Рождение легенд - 10 лучших игр 1997 года

Пару месяцев назад вышла четвертая часть культовой серии Diablo, а первая игра вышла в далеком 1997 году. Как и Quake 2, который совсем недавно получил потрясающий ремастер. Так что это хорошая возможность отправится назад в прошлое и окунуться в релизы того года.

Помимо чрезвычайно атмосферных приключений в Санктуарии, в то время было выпущено множество других замечательных игр, навсегда вписанных в историю компьютерных игр. Некоторые из них получили, и даже до сих пор получают продолжение в последующих сиквелах, срок жизни других оказался несколько короче, но все они без исключения подарили необычайные впечатления и хорошо помнятся до сих пор.

Разумеется, приведенный ниже список крайне неполный и субъективный, иначе из статьи получилось бы нечто вроде антологии. Вторая половина 1990-х годов была настолько выдающимся периодом, что каждый год появлялось множество претендентов на звание "Игры года". Итак, перед вам список самых интересных работ 1997 года, года Diablo, и не только! Кроме того, вы сможете увидить цитаты из старых обзоров на эти игры.

Почетные упоминания:

Учитывая количество игр-блокбастеров, вышедших в 1997 году, очевидно, что многие игры будут пропущены, и любой комментарий типа "А где же игра xxxx?" вполне правомерен. вполне правомерен! Добавляйте свои предложения в комментариях, а здесь будут перечислены некоторые более заметные проекты, такие как:

Gran Turismo - в декабре 1997 года вышла первая часть этой знаменитой серии, а кроме того: X-Wing vs. TIE Fighter, Need for Speed 2, Tomb Raider 2, GoldenEye 007, Turok: Dinosaur Hunter, MDK, Interstate '76 и многие, многие другие о которых быть может вспомним в другой раз.

Отдельного упоминания, для российских геймеров уж точное, достойны "Братья Пилоты: По следам полосатого слона" и "ГЭГ: Отвязное приключение", которые породили целую волну отечественных квестов.

Diablo - "Трехмерная аркада"

  • Дата выхода: 3 января (США), 2 ноября (ЕС)
  • Производитель: Blizzard North
  • Жанр: action RPG
  • Платформы: PC (изначально)
По сути, Blizzard сделала не ролевую игру, а 3D-аркаду в красивом антураже. (...) Игрок ничего не решает, его реальная роль сводится к тому, чтобы ловко убивать больше монстров, т.е. быстрее кликать мышкой. - Обзор игры Diablo, "Secret Service" № 44

В таких забавных терминах, вероятно, автор пытался описать то, что мы сегодня называем просто "hack'n'slash" и "action RPG". Но в то время различные стандарты и жанры только формировались, да и сам термин "hack'n'slash", известный ранее по традиционным бумажным RPG и MUDам, еще не так ассоциировался с компьютерными играми.

Чем все это обернулось, мы хорошо знаем. Хотя разработчики изначально предполагали, что продажи в 100 000 экземпляров будут успешными, к дню запуска им пришлось подготовить полмиллиона коробок. Рецензенты и игроки осыпали ее похвалами за увлекательный геймплей, подземелья со случайной генерацией, великолепную графику и чрезвычайно атмосферный саундтрек. Diablo вошла в пантеон лучших игр всех времен, а великолепные сиквелы и расширения еще больше подтвердили гениальность этой разработки.

Fallout - "Одна из лучших ролевых игр"

  • Дата выхода: 10 октября
  • Производитель: Interplay Productions
  • Жанр: RPG
  • Платформы: PC, macOS
Fallout - одна из лучших ролевых игр, вышедших за последние несколько лет, и ей удалось развлечь геймеров за счет свежего и захватывающего сюжета, хорошей графики и звука, а также внимания к тем мелочам, которые способны превратить хорошую игру в отличную. Fallout - не только достойный преемник Wasteland, но и ролевая игра, которой суждено стать классикой. Детализированная графика, захватывающий сюжет и интуитивно понятный геймплей Fallout должны заслуженно расширить круг ее поклонников, выйдя за пределы узкого круга любителей ролевых игр. Проще говоря, Fallout может стать лучшей ролевой игрой, вышедшей за последние годы. - Gamespot.

Fallout возродила массовый интерес к жанру CRPG. Игроки были очарованы не только великолепным геймплеем, открытым сюжетом, но и, прежде всего, постапокалиптической обстановкой. Основным источником вдохновения для разработчиков стала их собственная игра Wasteland, а также фильмы "Безумный Макс" и "Парень и его пес".

В то время, когда ролевые игры в основном опирались на псевдосредневековые фэнтезийные сюжеты, Fallout казался смелым глотком свежего воздуха, привносящим что-то новое и неприукрашенное.

Однако, как ни странно, Fallout даже близко не подошел к той популярности, которой пользовались Diablo или Baldur's Gate. Продажи игры оказались ниже ожидаемых, хотя и достаточно хорошими, чтобы начать работу над продолжением. Кроме того, вокруг бренда было создано сильное сообщество преданных поклонников, которое процветает и по сей день.

Grand Theft Auto - "Не для любителей графических наворотов"

  • Дата выхода: 28 ноября (ЕС)
  • Производитель: DMA Design
  • Жанр: экшен
  • Платформы: PC, PlayStation (изначально)
Итак, эта игра, как вы уже догадались, не для графических наворотов и не для 3Dfx-ш**х. Нет. Она для тех, кто ловит кайф от ощущения легкой непристойности. Это действительно своего рода термометр личности - просто наблюдая за реакцией своих друзей, вы можете определить, придерживаются ли они "свободных моральных ценностей" или являются строгими моралистами.Grand Theft Auto - забавная игра, но вы можете обнаружить, что говорите себе вслух: "Эй, почему они не исправили это?". Не лучший знак для игры с большим потенциалом. - IGN

Очевидно, что автор недолюбливал эту эру перехода на 3Д-ускорители. В то время GTA была просто новой франшизой в ряду других, гораздо более крупных блокбастеров, таких как Diablo. Рецензенты восприняли игру неоднозначно. Они критиковали уродливую, устаревшую графику и неуклюжее исполнение. Разработчики были названы "программистами из фастфуда", не в последнюю очередь из-за проблемного, неаккуратно выполненного управления. Однако GTA отстояла себя благодаря своему геймплею и той свободе, которой она покорила толпы игроков.

Первая Grand Theft Auto была коммерческим успехом, который со временем трансформировался в тот непревзойдённый феномен, которым бренд является сейчас.

Quake 2 - "Все это уже было сделано раньше"

  • Дата выхода: 9 декабря
  • Производитель: id Software
  • Жанр: шутер от первого лица
  • Платформы: PC (изначально)
По сравнению с оригиналом в Quake II все стало лучше, ничего не стало хуже. Но все же... остаётся ощущение - особенно после десятков часов, проведённых за игрой, - что чего-то не хватает, что все как-то не так. Не хватает, по сути, того, что вообще отсутствует - ощущения настоящей неожиданности, новизны и даже веселья, которое когда-то было в шутерах от первого лица. Или, говоря иначе: Хотя это никогда не было сделано лучше, все это уже было сделано раньше, и это бросает тень на опыт, которую никакие технологии не в состоянии преодолеть. - Gamespot

Ого, автор уже в 1997 ностальгирует о "раньше трава была зеленее" - интересно, что бы он сказал сейчас когда мы застряли в бесконечных ремастерах и ремейках? Хотя ремастер у Quake 2 получился очень достойным, этого не отнять. А замечание, про "никакие технологии не в состоянии преодолеть" актуально как никогда.

В то время все были ошеломлены революцией жанра шутеров от первого лиц, которая всерьёз началась несколькими годами ранее с Doom, но затем первая часть Quake перевела все в настоящее 3D без плоских спрайтов. А вот "двойка" удивила всех тем, что это был не совсем Quake, у неё было очень мало общего с оригиналом, кроме жанра и механики стрельбы. Разработчики отказались от атмосферы тёмного фэнтези в стиле Лавкрафта в пользу научной фантастики.

Quake 2, как и первая часть, быстро обзавелась сетевым режимом и многие познакомились с игрой в компьютерных клубах именно благодаря ему. Многопользовательский режим настолько захватил власть, что следующий Quake уже был исключительно сетевой игрой.

Final Fantasy 7 - "Одна из самых невероятных игр"

  • Дата выхода: 31 января
  • Производитель: Square
  • Жанр: jRPG
  • Платформа: PlayStation
Когда думаешь о том, как лучше представить FF7 любителям классических компьютерных ролевых игр, на ум приходит одно слово - игра ДРУГАЯ. Она настолько не похожа на все то, с чем мы, PC-геймеры, до сих пор ассоциировали жанр RPG, что многие из нас уже после первых минут знакомства с FF7 впадут в замешательство и скажут про себя: "И как же я должен в это играть?". - Обзор игры Final Fantasy 7, "Secret Service"№ 59
Вопрос, который вы должны задать себе, - готовы ли вы посвятить значительную часть следующего месяца участию в мощной истории, не похожей ни на что из того, что вы видели раньше? Если вы ответите "да" и сможете подойти к Final Fantasy VII с осознанием того, что она несёт в себе проблематичные черты жанра, то окажетесь в одной из самых невероятных игр, в которые вы когда-либо играли - или когда-либо поиграете. - Gamespot.

Final Fantasy 7 стала самой первой игрой серии, которая в полной мере использовала возможности CD-носителя, представив 3D-графику и Full Motion Video. На момент выхода игра была очень хороша во многих отношениях - графика, музыка, сюжет, игровые механики. Именно ей приписывают начало мировой популярность jRPG. Её размер тоже впечатлял - игра вышла на ПК на 4 CD.

Dungeon Keeper - "Чертовски приятная"

  • Дата выхода: 26 июня
  • Производитель: Bullfrog Productions
  • Жанр: стратегия
  • Платформа: PC
Dungeon Keeper - очень зрелый плод Bullfrog. У меня камень с души свалился, потому что я боялся, что эта игра разделит судьбу многих игр, которые выходят слишком поздно, задерживаются из-за отсутствия концепции. Очевидно, что игра была очень тщательно продумана (что при столь длительном сроке производства неудивительно) и реализована с большим вниманием к деталям. Кроме того, несмотря на сложность, она чертовски приятна - а это, пожалуй, самое главное. - Обзор игры Dungeon Keeper, "Secret Service" № 47

Говорят, что идея игры об охране подземелий от доблестных рыцарей пришла Молинье в голову, когда он стоял в пробке, и он настолько погрузился в размышления, что полностью потерял связь с реальностью.

Действие было решено разворачивать в реальности Dungeons & Dragons, приправляя все специфическим юмором. Поскольку это был прощальный проект босса студии, Молинье очень хотел, чтобы он был отшлифован до мелочей. И ему это удалось. Молинье хотел постоянно контролировать разработку игры, поэтому он перевёз всю команду к себе домой, где в течение следующего года производство было завершено.

Эта игра до сих пор с теплотой вспоминается геймерами и в наше время у игры есть несколько духовных наследников, самым успешный из которых, пожалуй, является серия Dungeons, которая совсем скоро получит четвертую часть.

Age of Empires - "Выглядит откровенно шизоидной"

  • Дата выхода: 12 октября (США)
  • Производитель: Ensemble Studios
  • Жанр: Стратегия
  • Платформа: PC
Age of Empires выглядела и претендовала на гораздо большее. У неё по-прежнему есть огромный потенциал и фундаментальный геймплей, который остаётся достаточно интересным, чтобы преодолеть недостатки и заслужить справедливую оценку. При определённой доработке система может пойти очень далеко, но в нынешнем виде она выглядит откровенно шизоидной. То ли это упрощённая Civilization, то ли скромно усиленный Warcraft? Такое впечатление, что разработчики начали создавать одну игру, а в итоге получилась другая. При таком прекрасном исполнении и наличии фундаментальной основы для интересной игры, печально, что она оказалась не на высоте. Разочарование связано не только с тем, чем AOE является, но и с тем, чем она не смогла стать. -Gamespot

У первой Age of Empires был нелёгкий старт. Критике подверглись чрезмерно сложный микро-менеджмент, плохой ИИ, слишком большое внимание к сражениям и недостаточное - к построению империи. Зато слышалась похвала удачного сочетания двух самых захватывающих стратегий - многопользовательского режима и случайно генерируемой карты.

Но нарекания не помешали большим продажам игры, которые, конечно, не соответствовали результатам экшенов и ролевых игр, но все же были впечатляющими для жанра стратегий. А разработчики взялись за патчи и дополнения. Сегодня Age of Empires считается одной из лучших игр, когда-либо созданных. Она дожила до девяти основных частей и множества дополнений, превысив 25 млн. проданных копий.

Carmageddon - "Жестокое, автомобильное веселье"

Дата выхода: 30 июня

Производитель: Stainless Software

Жанр: гоночная аркада

Платформа: PC

Даже обладатели очень быстрых систем будут поражены временем загрузки каждой трассы - до тридцати секунд (увы, это даже не интересные тридцать секунд, а одно и то же статичное изображение, которое, скорее всего, станет одной из самых больших претензий игроков). Кроме того, различия в управляемости автомобилей часто сводятся больше к проблемам с запаздыванием клавиш. Но это ни в коем случае не гоночный симулятор. Если вы не будете забывать об этом, то не будете разочарованы. Carmageddon - это вязкое, жестокое, автомобильное веселье, без всяких условностей, без искусственной морали и этики, без искусственных цветов - только чёрный, синий и красный. - Gamespot

Carmageddon больше всего прославилась тем, что в ней можно было с ликованием сбивать толпы пешеходов. Причём чем изощрённее будет наезд, тем больше очков получит игрок, а за бабушку давали дополнительные очки. Это вызвало целый вал заголовков с призывом запрета жестоких игр, и, как и следовало ожидать, игра разошлась тиражом в два миллиона экземпляров. Но в некоторых странах пешеходы все таки были заменено на зеленокровных зомби.

Carmageddon действительно оказалась довольно увлекательной и технически впечатляющей игрой. Окружающий мир представлял собой огромные, разнообразные и богато детализированные площадки для игр с автомобилями - от токсичного химического завода до скользкого горнолыжного курорта. В то же время при столкновениях автомобилей, необходимых для уничтожения противников и победы в "гонке", использовалась впечатляющая система деформации, благодаря которой противники часто оказывались на обочине с шасси в форме банана.

Ultima Online - "Большое разочарование"

  • Дата выхода: 24 сентября
  • Производитель: Origin Systems
  • Жанр: MMORPG
  • Платформа: PC
Ultima Online может со временем стать той игрой, на которую надеялись поклонники, и уже сейчас у неё есть более чем достаточное количество преданных последователей, готовых смириться с некоторыми компромиссами. Играя сейчас, вы сможете оценить потенциал игры, но если вы не обладаете невероятным терпением, не можете мириться с постоянными лагами и изменениями дизайна, и у вас есть время, чтобы уделять значительное внимание своим персонажам, то, скорее всего, Ultima Online вас просто разочарует. Остаётся надеяться, что команда разработчиков Ultima Online продолжит работу над игрой, чтобы сделать её более интересной для всех игроков - будь то закоренелые MUD-мастера или просто геймеры, желающие иногда провести несколько часов в приключениях с друзьями со всего мира. В своём нынешнем виде Ultima Online является большим разочарованием. - Gamespot

Это было воплощение мечты знаменитого создателя Ричарда Гэрриотта о едином фэнтезийном мире, объединяющем тысячи игроков со всех уголков земного шара для создания своих собственных историй и правил. Несмотря на необходимость платной подписки, бесчисленные ошибки и кошмарные проблемы с подключением к Интернету и серверами, игра имела огромный успех. Игра, по сути, и породила термин MMORPG, а её успех привлёк внимание к этому зарождающемуся жанру и привёл к появлению других замечательных игр.

Игра быстро попала в Книгу рекордов Гиннесса, набрав 100 000 игроков всего за полгода после выхода. Она стала первым большим хитом в жанре онлайновых игр, предоставляя полную свободу и возможность быть "плохим парнем" по отношению к другим игрокам. Одно из самых громких событий в игровом мире - убийство создателя Ultima в лице его сетевого альтер-эго Лорда Бритиша - произошло уже во время бета-тестирования, в августе 1997 года. После этого невероятных историй из этого мира стало только больше.

Blade Runner - "Ради таких игр стоит жить"

  • Дата выхода: 14 ноября
  • Производитель: Westwood Studios
  • Жанр: приключения
  • Платформа: PC
Тот, кто видел фильм "Бегущий по лезвию" и полюбил его, наверняка сойдёт с ума от этой игры. Ведь в ней собрано все то, что обеспечило успех постановке с тогда ещё молодыми Харрисоном Фордом и Рутгером Хауэром. А уж об атмосфере игры и говорить не приходится - это тема для отдельной статьи. Единственное, на что стоит обратить внимание, так это на то, что после нескольких часов, проведённых с Blade Runner в маленькой темной комнате, в нас что-то может переключиться. А ещё через несколько - человек действительно вырывается из этой тошнотворной земной оболочки и в теле Маккоя в одиночку бродит по улицам Лос-Анджелеса. И ради таких игр стоит жить. - Обзор игры Blade Runner "Secret Service" № 52

Игры сделанные по мотивам популярных фильмов всегда отличались посредственным качеством. Blade Runner от Westwood Studio стал одной из первых игр, которая доказала, что все можно сделать по-другому, что фильм может стать основой для гениальной игры.

Но тут не совсем типичная история для игр подобного жанра, когда студия Westwood представила свою игру Blade Runner, фильм уже был древней историей - почти полтора десятилетия назад. Поскольку студия не могла использовать уже существующие кадры или аудиозаписи, её игра Blade Runner постоянно находится за углом и в нескольких шагах от происходящих событий в фильме. Вы играете не за героя Харрисона Форда, а за другого охотника за репликантами по имени Маккой. И ваша история разворачивается параллельно сюжету фильма, что позволило вставить множество отсылок к произведению Ридли Скотта. Такой отрыв от сюжета фильма значительно помог получить зелёный свет на производство игры, так как разработчики столкнулись со многими юридическими препятствиями.

На момент выхода игра поражала своим техническим исполнением, анимации персонажей в роликах были выполнены на очень высоком уровне, не типичном для жанра point 'n' click тех времён. Westwood соперничала с id Software в использовании самых передовых технологий, применяя 20 000 захватов движений. Зацикленная анимация на заднем плане сцен и даже грубое динамическое освещение. Эти инновации позволили студии воссоздать не только вид летающего автомобиля, приземляющегося на оживлённую улицу, но и специфическую смесь прожекторов, вращающихся вентиляторов и тумана, которая придавала "Бегущему по лезвию" особую нуарную атмосферу.

В итоге игра имела коммерческий успех и получил отличные отзывы. Она продалась в три раза лучше, чем The Curse of Monkey Island. И по сей день она считается одной из лучших игр в мире киберпанка и одной из лучших игр, когда-либо созданных. Не так давно игра получила улучшенное издание, но оно вышло довольно плохого качества из-за спешки разработчиков.

Комментарии: 4
Ваш комментарий

Я может в танке, но объясните. Разве частей "Основных" в Age of Empire не 9, а 5? 1 2 3 и 4 часть, а так же мифологическая часть, даже если считать ремейки как основные игры то в общей сложности выходит 8 игр. Может я что то пропустил XD

-1

Каждая игра в итоге стала легендой. Ну, может, кроме Blade Runner. Она менее на слуху.

-2

верните мне мой 1997? пек-пек

-4

Хороший был год, сериалы прикольные крутили, типа клуба полуночников Был ещё сериал, пока найти не могу... Там вундеркинд какой то, конструировал летающие камеры в виде глаз и шпионил за людьми. Ещё был сериал, про то как парень изобрел машину времени с одним единственным функционалом, перемещать к себе исторических личностей и вести с ними беседы.... А да много там было интересного, ещё до заполонения каналов всяким "криминальным" дерьмом для умственно мертвых.

2